Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего». Житие Сергия Радонежского

Устное народное творчество

27.05.2025
2738
0

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

 

Цели урока

  • изучить понятие «летопись»
  • познакомиться с летописями «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»

Литература для самостоятельного изучения

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

«Славяне пришли и сели по Днепру»

Словарь

Царьград — столица Византии.

Дань — плата, которая платится побеждённым народом.

Гривна — здесь: денежная единица в виде серебряного слитка.

Налог — здесь: отчисления государству, где проходит торговля.

Перун — Бог-громовержец в славянской мифологии.

Паволока — дорогая шёлковая ткань.

Узорочье — дорогие ткани с узорами и украшения.

Волхвы — служители языческой культуры, звездочёты, чародеи и предсказатели.

Кудесник — колдун.

Князь — предводитель войска и правитель какой-либо области на Руси.


Одним из древнейших жанров письменности на Руси была 

летопись  форма исторических сочинений древнерусской литературы. Начало древнерусского летописания относится к ХI веку, однако события в них начинают описываться с IХ века.

 

В русских летописях события излагаются по годичному принципу (лето в древнерусском языке обозначает «год»).

 

В летописях обычно описываются какие-то знаменательные события: победы князей, строительство соборов и т. д. Летописцами были специально обученные монахи. Им предоставлялся доступ к княжеским архивам.


Это интересно!

 

Многие летописцы были искренне убеждены, что пишут под влиянием божественных сил. Несмотря на это, придворные летописцы часто описывают события в выгодном для княжеской власти свете.


О произведении

 

Главным героем прочитанной летописи стал князь Олег, деятельность которого оставила глубокий след в исторической памяти народа. 

 

К концу жизни Олег стал правителем огромного государства, что стало следствием его многочисленных побед. Его силе, мудрости, хитрости покорились многие славянские племена, а также Олегу удалось заключить выгодный договор с сильнейшим государством того времени — Византией.


Это интересно!

 

После заключённого Олегом договора с Византией русы присвоили ему прозвище Вещий, что означает «предвидящий будущее», «мудрый правитель». 


Вопросы к тексту

 

Какое событие описывается в летописи? Какая основная мысль в ней заложена?

   

В летописи повествуется о важном для Древней Руси событии Х века, когда военный поход князя Олега закончился не кровопролитной борьбой, а выгодным торговым договором. Тогда ещё молодому государству Руси удалось совершить выгодную сделку с могущественной Византией. По этому договору русские купцы могли свободно торговать с Византией без налога.

 

Главной мыслью летописи можно назвать то, что хитростью, смекалкой и мудростью можно победить даже самого сильного врага.


Велико ли было войско Олега? Найдите подтверждение своим мыслям в тексте.

     

Да, войско, собранное Олегом, было действительно велико.

 

«...взял же он с собой множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей…»


На какую хитрость пошёл Олег, отправляясь на Византию? 

  

Олег поставил корабли на колёса, и судна смогли передвигаться по суше, как по воде. Это напугало и впечатлило византийцев.


Зачем Олег прибил щит свой на вратах Византии?

  

Олег повесил свой щит в знак победы. Таким образом он продиктовал свои условия могущественному государству.


Можете ли вы сказать, каким полководцем был Олег? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте. 

     

Несмотря на то что в летописи не говорится прямо о характере главного героя, мы можем без труда назвать качества, которыми он обладает. 

 

Обратите внимание на то, какие глаголы употребляются в тексте: «повёл», «приказал», «остановил», «повесил Олег щит свой». Именно глаголы, действия, совершаемые князем, помогают нам сказать о силе его характера, мужестве, мощи.


Как вы думаете, какое литературное и историческое значение имеют летописи?

     

Летопись — это древнейший литературный жанр. Основной целью летописца было описание реальных событий, происходящих на Руси в то время. Для современных учёных летопись является одним из способов изучения прошлого как с исторической, так и с литературоведческой стороны. 

 

Летопись, по убеждению специалистов, имеет большое значение как факт культуры народа — это «первичная форма исторических произведений в накоплении знаний о прошлом».


Подумайте и запишите, от каких слов образовалось слово «летопись»?

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

 


С помощью текста укажите важные моменты.

 

 

  1. Дата события
    _____________________________________________________________________
  2. Место, куда направился Олег
    _____________________________________________________________________
  3. Событие
    _____________________________________________________________________
  4. Значение события
    _____________________________________________________________________


Прочитай летопись «И вспомнил Олег коня своего» (из книги «Рассказы Начальной русской летописи»).

 

Ответь на вопросы:

  1. Что означает предложение «В лето 6420 (912)»?
  2. Что предсказали кудесники Олегу?
  3. Сбылось ли предсказание?

     

Как правило, летописи начинались с года написания или события. Лето означает год, значит, события происходили в 6420 году по старому стилю (в 912-м по новому). 

 

Кудесники предсказали Олегу смерть от коня. Предсказание сбылось. Наступив на череп мёртвого коня, Олег умер от укуса выползшей змеи. 


Составьте план пересказа летописи «И вспомнил Олег коня своего». 

Перескажите летопись, пользуясь планом.

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________


Оцените степень усвоения новых знаний, нарисовав человечка на нужной ступени.

 

Рисунок

 


Ответы

 

Упражнение 1

 

Лето — год. 

Письмо — писать, запись.

Дословно летопись обозначает «запись событий по годам».

 

Упражнение 2

 

  1. Дата события — 907 год, X век.
  2. Место, куда направился Олег, — Царьград (Византия).
  3. Событие — Русь и Византия заключили договор.
  4. Значение события — свободная торговля с Византией без налога.

 

Упражнение 3

 

Пример плана пересказа:

 

  1. Олег вспомнил своего коня.
  2. Предсказание кудесников.
  3. Жизнь Олега без коня.
  4. Олег интересуется судьбой коня.
  5. Посещение могилы коня Олегом.
  6. Смерть Олега.


Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

 

Цели урока

  • изучить понятие «летопись»
  • познакомиться с летописями «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»

Литература для самостоятельного изучения

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

«Славяне пришли и сели по Днепру»

Словарь

Царьград — столица Византии.

Дань — плата, которая платится побеждённым народом.

Гривна — здесь: денежная единица в виде серебряного слитка.

Налог — здесь: отчисления государству, где проходит торговля.

Перун — Бог-громовержец в славянской мифологии.

Паволока — дорогая шёлковая ткань.

Узорочье — дорогие ткани с узорами и украшения.

Волхвы — служители языческой культуры, звездочёты, чародеи и предсказатели.

Кудесник — колдун.

Князь — предводитель войска и правитель какой-либо области на Руси.


Одним из древнейших жанров письменности на Руси была 

летопись  форма исторических сочинений древнерусской литературы. Начало древнерусского летописания относится к ХI веку, однако события в них начинают описываться с IХ века.

 

В русских летописях события излагаются по годичному принципу (лето в древнерусском языке обозначает «год»).

 

В летописях обычно описываются какие-то знаменательные события: победы князей, строительство соборов и т. д. Летописцами были специально обученные монахи. Им предоставлялся доступ к княжеским архивам.


Это интересно!

 

Многие летописцы были искренне убеждены, что пишут под влиянием божественных сил. Несмотря на это, придворные летописцы часто описывают события в выгодном для княжеской власти свете.


О произведении

 

Главным героем прочитанной летописи стал князь Олег, деятельность которого оставила глубокий след в исторической памяти народа. 

 

К концу жизни Олег стал правителем огромного государства, что стало следствием его многочисленных побед. Его силе, мудрости, хитрости покорились многие славянские племена, а также Олегу удалось заключить выгодный договор с сильнейшим государством того времени — Византией.


Это интересно!

 

После заключённого Олегом договора с Византией русы присвоили ему прозвище Вещий, что означает «предвидящий будущее», «мудрый правитель». 


Вопросы к тексту

 

Какое событие описывается в летописи? Какая основная мысль в ней заложена?

   

В летописи повествуется о важном для Древней Руси событии Х века, когда военный поход князя Олега закончился не кровопролитной борьбой, а выгодным торговым договором. Тогда ещё молодому государству Руси удалось совершить выгодную сделку с могущественной Византией. По этому договору русские купцы могли свободно торговать с Византией без налога.

 

Главной мыслью летописи можно назвать то, что хитростью, смекалкой и мудростью можно победить даже самого сильного врага.


Велико ли было войско Олега? Найдите подтверждение своим мыслям в тексте.

     

Да, войско, собранное Олегом, было действительно велико.

 

«...взял же он с собой множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей…»


На какую хитрость пошёл Олег, отправляясь на Византию? 

  

Олег поставил корабли на колёса, и судна смогли передвигаться по суше, как по воде. Это напугало и впечатлило византийцев.


Зачем Олег прибил щит свой на вратах Византии?

  

Олег повесил свой щит в знак победы. Таким образом он продиктовал свои условия могущественному государству.


Можете ли вы сказать, каким полководцем был Олег? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте. 

     

Несмотря на то что в летописи не говорится прямо о характере главного героя, мы можем без труда назвать качества, которыми он обладает. 

 

Обратите внимание на то, какие глаголы употребляются в тексте: «повёл», «приказал», «остановил», «повесил Олег щит свой». Именно глаголы, действия, совершаемые князем, помогают нам сказать о силе его характера, мужестве, мощи.


Как вы думаете, какое литературное и историческое значение имеют летописи?

     

Летопись — это древнейший литературный жанр. Основной целью летописца было описание реальных событий, происходящих на Руси в то время. Для современных учёных летопись является одним из способов изучения прошлого как с исторической, так и с литературоведческой стороны. 

 

Летопись, по убеждению специалистов, имеет большое значение как факт культуры народа — это «первичная форма исторических произведений в накоплении знаний о прошлом».


Подумайте и запишите, от каких слов образовалось слово «летопись»?

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

 


С помощью текста укажите важные моменты.

 

 

  1. Дата события
    _____________________________________________________________________
  2. Место, куда направился Олег
    _____________________________________________________________________
  3. Событие
    _____________________________________________________________________
  4. Значение события
    _____________________________________________________________________


Прочитай летопись «И вспомнил Олег коня своего» (из книги «Рассказы Начальной русской летописи»).

 

Ответь на вопросы:

  1. Что означает предложение «В лето 6420 (912)»?
  2. Что предсказали кудесники Олегу?
  3. Сбылось ли предсказание?

     

Как правило, летописи начинались с года написания или события. Лето означает год, значит, события происходили в 6420 году по старому стилю (в 912-м по новому). 

 

Кудесники предсказали Олегу смерть от коня. Предсказание сбылось. Наступив на череп мёртвого коня, Олег умер от укуса выползшей змеи. 


Составьте план пересказа летописи «И вспомнил Олег коня своего». 

Перескажите летопись, пользуясь планом.

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________


Оцените степень усвоения новых знаний, нарисовав человечка на нужной ступени.

 

Рисунок

 


Ответы

 

Упражнение 1

 

Лето — год. 

Письмо — писать, запись.

Дословно летопись обозначает «запись событий по годам».

 

Упражнение 2

 

  1. Дата события — 907 год, X век.
  2. Место, куда направился Олег, — Царьград (Византия).
  3. Событие — Русь и Византия заключили договор.
  4. Значение события — свободная торговля с Византией без налога.

 

Упражнение 3

 

Пример плана пересказа:

 

  1. Олег вспомнил своего коня.
  2. Предсказание кудесников.
  3. Жизнь Олега без коня.
  4. Олег интересуется судьбой коня.
  5. Посещение могилы коня Олегом.
  6. Смерть Олега.


Предыдущий урок
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».
Устное народное творчество
Следующий урок
В. Ю. Драгунский «Главные реки»
Произведения о детях
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке