Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Нарастание социальных противоречий. Причины и начало Первой российской революции

История России конца 19-начала 20 века

Причины и начало Первой российской революции

 

План урока

  • Причины революции
  • Начало революции
  • Развитие революции весной – летом 1905 г.

Цели урока

  • Уметь давать определение понятиям: петиция, трудовики, стачки, Кровавое воскресенье
  • Знать причины первой русской революции, участников революции
  • Уметь охарактеризовать начало революции

Разминка

  • Что, по вашему мнению, означает понятие «диалог общества и власти»?
  • В чём его значение для политического развития страны? При каких условиях он возможен?
  • Какие противоречия сложились в социально-экономическом и политическом развитии Российской империи к началу XX в.?

Причины революции

 

Первая революция в России была порождена глубокими политическими и социально-экономическими противоречиями, сложившимися ранее и обострившимися в начале XX в.

 

Приверженность Николая II к самодержавной форме правления, отказ от предоставления населению политических свобод, категорическое неприятие идеи народного представительства во власти стали причиной нарастающего противостояния общества и власти. Крестьяне страдали от малоземелья. Произвол хозяев, низкая заработная плата, плохое материальное положение вызывали возмущение рабочих. В национальных районах страны экономические и политические проблемы усугублялись нежеланием правительства учитывать региональную специфику.

 

С началом Русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Нежелание власти решать назревшие экономические, социальные и политические проблемы сверху вызвало попытку решить их снизу. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, решить национальный вопрос, уничтожить помещичье землевладение. В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения – крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

 

Начало революции

Рис. 1. Путиловская стачка Рис. 1. Путиловская стачка

На Путиловском заводе в Петербурге 3 января 1905 г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка (рис.1). Ее поддержали все крупные предприятия города. Во время забастовки, охватившей петербургские заводы, к первоначальному требованию восстановления на работе уволенных добавились экономические: повышение заработной платы, отмена сверхурочных работ, установление 8-часового рабочего дня. Забастовка находилась под контролем зубатовской организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», которую возглавлял священник  Г. А. Гапон. В его честолюбивой голове родилась мысль о встрече обиженного народа с его единственным заступником – царём-батюшкой (рис.2).

Рис. 2. Георгий Гапон Рис. 2. Георгий Гапон

Возник план организации мирного шествия к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. В этой обстановке Гапон предложил пойти крестным ходом к Зимнему дворцу и передать Николаю II петицию (коллективное прошение) с изложением нужд и требований рабочих. По всему городу шёл сбор подписей под петицией, тысячи рабочих приняли участие в её обсуждении. Под влиянием социал-демократов и эсеров в петицию помимо экономических были внесены и политические требования: прекращение русско-японской войны, дарование «свобод», созыв Учредительного собрания (это собрание должно было принять конституцию), объявление амнистии.

Рис. 3. 9 января 1905 г. на Васильевском острове Рис. 3. 9 января 1905 г. на Васильевском острове

Утром 9 января 1905 г. празднично одетые рабочие вместе с женами и детьми, неся в руках иконы и портреты царя, двинулись с окраин к Зимнему дворцу. В мирном шествии участвовали более 140 тыс. человек. Но путь к Зимнему дворцу преградили полиция и войска. Требования полиции остановить шествие и разойтись рабочие оставляли без внимания, поэтому демонстрантов останавливали выстрелами. По официальным данным, жертвами стали от 130 до 200 человек, современники говорили о тысячах убитых и раненых (рис.3). 

 

Эти события получили название  Кровавое воскресенье  и послужили толчком к началу революции. 

 

Весть о расстреле демонстрации рабочих вызвала гнев и возмущение во всех слоях общества. Долго зревшее недовольство вылилось в революцию. Массовые беспорядки в Петербурге начались уже во второй половине дня 9 января. Рабочие разоружали полицейских, захватывали оружейные склады, сооружали баррикады. Забастовки рабочих охватили Москву, Ригу, ряд городов Украины, Польши, Закавказья. В январе – феврале 1905 г. бастовали 810 тыс. рабочих, выдвигавших как экономические, так и политические требования. В движении протеста приняли участие широкие круги российской интеллигенции, в том числе известные писатели, художники и артисты (М. Горький, В. Г. Короленко, В. А. Серов и др.).

Развитие революции весной – летом 1905 г.

 

Весной 1905 г. революционное движение продолжало нарастать. Новый толчок к народному негодованию дали известия о поражении русской армии под Мукденом в феврале и флота в Цусимском проливе в мае 1905 г. По стране прокатились мощные стачки рабочих. В них приняли участие до 600 тыс. человек.

Рис. 4. А. Ноздрин – председатель Ивано-Вознесенского совета рабочих депутатов Рис. 4. А. Ноздрин – председатель Ивано-Вознесенского совета рабочих депутатов

Крупнейшей была начавшаяся в мае стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Избранный  Совет рабочих уполномоченных превратился в орган рабочей власти в городе. При нем создали рабочие дружины, кассу для помощи бастующим. Совет принуждал лавочников отпускать в долг продукты на время стачки (рис.4).

 

Поднялось на борьбу крестьянство. Движение охватило Орловскую и Курскую губернии, Поволжье, Польшу, Украину, Белоруссию, Среднюю Азию. Основными формами протеста крестьян оставались стихийные бунты, разгром дворянских имений, захват хлебных амбаров и складов. В некоторых районах Грузии возникли крестьянские комитеты, которые упразднили царские законы, отменили уплату государственных налогов и повинности в пользу помещиков. Латышские крестьяне проводили церковные демонстрации: собирались в храмах, но вместо службы произносили антиправительственные речи, пели революционные песни.

Рис. 5. Матросы – участники восстания на броненосце Рис. 5. Матросы – участники восстания на броненосце "Потемкин"

В июне 1905 г. произошло восстание матросов на броненосце  «Князь Потёмкин-Таврический», находившемся на рейде недалеко от Одессы. Поводом послужил приказ командира корабля о расправе с матросами, отказавшимися есть борщ с испорченным мясом (рис.5).

Матросы взялись за оружие и убили нескольких офицеров. Подавляющее большинство кораблей Черноморской эскадры не поддержало мятежный экипаж. Броненосец оказался блокирован, но сумел прорваться в открытое море. Не имея запасов угля и продовольствия, он был вынужден уйти к румынским берегам и сдаться властям Румынии.


Контрольные вопросы

 

1. Каковы причины революции 1905–1907 гг.?

2. С какой целью рабочие пошли к Зимнему дворцу 9 января 1905 г.?

3. Почему Кровавое воскресенье послужило поводом к началу революции?

4. В чём состояла деятельность Иваново-Вознесенского Совета уполномоченных?

5. Определите причины революционных выступлений на флоте.


Предыдущий урок
Образование и наука. Периодическая печать и художественная культура
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Внешняя политика. Общественно-политическая жизнь 1860—1880-х гг.
История России конца 19-начала 20 века
  • Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс

    Физика

  • Орфография. Повторение. Правописание НЕ и НИ

    Русский язык

  • М.Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке