Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Нарастание социальных противоречий. Причины и начало Первой российской революции

История России конца 19-начала 20 века

05.04.2025
4991
0

Причины и начало Первой российской революции

 

План урока

  • Причины революции
  • Начало революции
  • Развитие революции весной – летом 1905 г.

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: петиция, трудовики, стачки, Кровавое воскресенье
  • знать причины первой русской революции, участников революции
  • уметь охарактеризовать начало революции

Разминка

  • Что, по вашему мнению, означает понятие «диалог общества и власти»?
  • В чём его значение для политического развития страны? При каких условиях он возможен?
  • Какие противоречия сложились в социально-экономическом и политическом развитии Российской империи к началу XX в.?

Причины революции

Первая революция в России была порождена глубокими политическими и социально-экономическими противоречиями, сложившимися ранее и обострившимися в начале XX в.

 

Приверженность Николая II к самодержавной форме правления, отказ от предоставления населению политических свобод, категорическое неприятие идеи народного представительства во власти стали причиной нарастающего противостояния общества и власти. Крестьяне страдали от малоземелья. Произвол хозяев, низкая заработная плата, плохое материальное положение вызывали возмущение рабочих. В национальных районах страны экономические и политические проблемы усугублялись нежеланием правительства учитывать региональную специфику.

 

С началом Русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Нежелание власти решать назревшие экономические, социальные и политические проблемы сверху вызвало попытку решить их снизу. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, решить национальный вопрос, уничтожить помещичье землевладение. В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения: крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

Начало революции

Рис. 1. Лесообделочная мастерская Путиловского завода в начале 1900-х годов. Неизвестный фотограф. Фото из книги “К столетию Путиловского завода, 1801-1901 гг.” Рис. 1. Лесообделочная мастерская Путиловского завода в начале 1900-х годов. Неизвестный фотограф. Фото из книги “К столетию Путиловского завода, 1801-1901 гг.”

На Путиловском заводе в Петербурге 3 января 1905 г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка (рис. 1). Её поддержали все крупные предприятия города. Во время забастовки, охватившей петербургские заводы, к первоначальному требованию восстановления на работе уволенных добавились экономические: повышение заработной платы, отмена сверхурочных работ, установление 8-часового рабочего дня. Забастовка находилась под контролем зубатовской организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», которую возглавлял священник Г. А. Гапон. В его честолюбивой голове родилась мысль о встрече обиженного народа с его единственным заступником — царём-батюшкой (рис. 2).

Рис. 2. Георгий Аполлонович Гапон. 1905 год. Неизвестный художник Рис. 2. Георгий Аполлонович Гапон. 1905 год. Неизвестный художник

Возник план организации мирного шествия к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. В этой обстановке Гапон предложил пойти крестным ходом к Зимнему дворцу и передать Николаю II петицию (коллективное прошение) с изложением нужд и требований рабочих. По всему городу шёл сбор подписей под петицией, тысячи рабочих приняли участие в её обсуждении. Под влиянием социал-демократов и эсеров в петицию помимо экономических были внесены и политические требования: прекращение русско-японской войны, дарование «свобод», созыв Учредительного собрания (это собрание должно было принять конституцию), объявление амнистии.

Рис. 3. Этюд картины В. Е. Маковского “9 января 1905 года на Васильевском острове Рис. 3. Этюд картины В. Е. Маковского “9 января 1905 года на Васильевском острове". 1900-е гг. Из книги М. Пазина "Кровавое воскресенье. За кулисами трагедии"

Утром 9 января 1905 г. празднично одетые рабочие вместе с женами и детьми, неся в руках иконы и портреты царя, двинулись с окраин к Зимнему дворцу. В мирном шествии участвовали более 140 тыс. человек. Но путь к Зимнему дворцу преградили полиция и войска. Требования полиции остановить шествие и разойтись рабочие оставляли без внимания, поэтому демонстрантов останавливали выстрелами. По официальным данным, жертвами стали от 130 до 200 человек, современники говорили о тысячах убитых и раненых (рис. 3). 

 

Эти события получили название Кровавое воскресенье и послужили толчком к началу революции. 

 

Весть о расстреле демонстрации рабочих вызвала гнев и возмущение во всех слоях общества. Долго зревшее недовольство вылилось в революцию. Массовые беспорядки в Петербурге начались уже во второй половине дня 9 января. Рабочие разоружали полицейских, захватывали оружейные склады, сооружали баррикады. Забастовки рабочих охватили Москву, Ригу, ряд городов Украины, Польши, Закавказья. В январе – феврале 1905 г. бастовали 810 тыс. рабочих, выдвигавших как экономические, так и политические требования. В движении протеста приняли участие широкие круги российской интеллигенции, в том числе известные писатели, художники и артисты (М. Горький, В. Г. Короленко, В. А. Серов и др.).

Развитие революции весной – летом 1905 г.

Весной 1905 г. революционное движение продолжало нарастать. Новый толчок к народному негодованию дали известия о поражении русской армии под Мукденом в феврале и флота в Цусимском проливе в мае 1905 г. По стране прокатились мощные стачки рабочих. В них приняли участие до 600 тыс. человек.

 

Крупнейшей была начавшаяся в мае стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Избранный Совет рабочих уполномоченных превратился в орган рабочей власти в городе. При нём создали рабочие дружины, кассу для помощи бастующим. Совет принуждал лавочников отпускать в долг продукты на время стачки.

 

Поднялось на борьбу крестьянство. Движение охватило Орловскую и Курскую губернии, Поволжье, Польшу, Украину, Белоруссию, Среднюю Азию. Основными формами протеста крестьян оставались стихийные бунты, разгром дворянских имений, захват хлебных амбаров и складов. В некоторых районах Грузии возникли крестьянские комитеты, которые упразднили царские законы, отменили уплату государственных налогов и повинности в пользу помещиков. Латышские крестьяне проводили церковные демонстрации: собирались в храмах, но вместо службы произносили антиправительственные речи, пели революционные песни.

Рис. 4. Памятник броненосцу «Потемкин». Феодосия Рис. 4. Памятник броненосцу «Потемкин». Феодосия

В июне 1905 г. произошло восстание матросов на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический», находившемся на рейде недалеко от Одессы. Поводом послужил приказ командира корабля о расправе с матросами, отказавшимися есть борщ с испорченным мясом (рис. 4).

Матросы взялись за оружие и убили нескольких офицеров. Подавляющее большинство кораблей Черноморской эскадры не поддержало мятежный экипаж. Броненосец оказался блокирован, но сумел прорваться в открытое море. Не имея запасов угля и продовольствия, он был вынужден уйти к румынским берегам и сдаться властям Румынии.


Контрольные вопросы

 

1. Каковы причины революции 1905–1907 гг.?

2. С какой целью рабочие пошли к Зимнему дворцу 9 января 1905 г.?

3. Почему Кровавое воскресенье послужило поводом к началу революции?

4. В чём состояла деятельность Иваново-Вознесенского Совета уполномоченных?

5. Определите причины революционных выступлений на флоте.


Причины и начало Первой российской революции

 

План урока

  • Причины революции
  • Начало революции
  • Развитие революции весной – летом 1905 г.

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: петиция, трудовики, стачки, Кровавое воскресенье
  • знать причины первой русской революции, участников революции
  • уметь охарактеризовать начало революции

Разминка

  • Что, по вашему мнению, означает понятие «диалог общества и власти»?
  • В чём его значение для политического развития страны? При каких условиях он возможен?
  • Какие противоречия сложились в социально-экономическом и политическом развитии Российской империи к началу XX в.?

Причины революции

Первая революция в России была порождена глубокими политическими и социально-экономическими противоречиями, сложившимися ранее и обострившимися в начале XX в.

 

Приверженность Николая II к самодержавной форме правления, отказ от предоставления населению политических свобод, категорическое неприятие идеи народного представительства во власти стали причиной нарастающего противостояния общества и власти. Крестьяне страдали от малоземелья. Произвол хозяев, низкая заработная плата, плохое материальное положение вызывали возмущение рабочих. В национальных районах страны экономические и политические проблемы усугублялись нежеланием правительства учитывать региональную специфику.

 

С началом Русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Нежелание власти решать назревшие экономические, социальные и политические проблемы сверху вызвало попытку решить их снизу. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, решить национальный вопрос, уничтожить помещичье землевладение. В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения: крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

Начало революции

Рис. 1. Лесообделочная мастерская Путиловского завода в начале 1900-х годов. Неизвестный фотограф. Фото из книги “К столетию Путиловского завода, 1801-1901 гг.” Рис. 1. Лесообделочная мастерская Путиловского завода в начале 1900-х годов. Неизвестный фотограф. Фото из книги “К столетию Путиловского завода, 1801-1901 гг.”

На Путиловском заводе в Петербурге 3 января 1905 г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка (рис. 1). Её поддержали все крупные предприятия города. Во время забастовки, охватившей петербургские заводы, к первоначальному требованию восстановления на работе уволенных добавились экономические: повышение заработной платы, отмена сверхурочных работ, установление 8-часового рабочего дня. Забастовка находилась под контролем зубатовской организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», которую возглавлял священник Г. А. Гапон. В его честолюбивой голове родилась мысль о встрече обиженного народа с его единственным заступником — царём-батюшкой (рис. 2).

Рис. 2. Георгий Аполлонович Гапон. 1905 год. Неизвестный художник Рис. 2. Георгий Аполлонович Гапон. 1905 год. Неизвестный художник

Возник план организации мирного шествия к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. В этой обстановке Гапон предложил пойти крестным ходом к Зимнему дворцу и передать Николаю II петицию (коллективное прошение) с изложением нужд и требований рабочих. По всему городу шёл сбор подписей под петицией, тысячи рабочих приняли участие в её обсуждении. Под влиянием социал-демократов и эсеров в петицию помимо экономических были внесены и политические требования: прекращение русско-японской войны, дарование «свобод», созыв Учредительного собрания (это собрание должно было принять конституцию), объявление амнистии.

Рис. 3. Этюд картины В. Е. Маковского “9 января 1905 года на Васильевском острове Рис. 3. Этюд картины В. Е. Маковского “9 января 1905 года на Васильевском острове". 1900-е гг. Из книги М. Пазина "Кровавое воскресенье. За кулисами трагедии"

Утром 9 января 1905 г. празднично одетые рабочие вместе с женами и детьми, неся в руках иконы и портреты царя, двинулись с окраин к Зимнему дворцу. В мирном шествии участвовали более 140 тыс. человек. Но путь к Зимнему дворцу преградили полиция и войска. Требования полиции остановить шествие и разойтись рабочие оставляли без внимания, поэтому демонстрантов останавливали выстрелами. По официальным данным, жертвами стали от 130 до 200 человек, современники говорили о тысячах убитых и раненых (рис. 3). 

 

Эти события получили название Кровавое воскресенье и послужили толчком к началу революции. 

 

Весть о расстреле демонстрации рабочих вызвала гнев и возмущение во всех слоях общества. Долго зревшее недовольство вылилось в революцию. Массовые беспорядки в Петербурге начались уже во второй половине дня 9 января. Рабочие разоружали полицейских, захватывали оружейные склады, сооружали баррикады. Забастовки рабочих охватили Москву, Ригу, ряд городов Украины, Польши, Закавказья. В январе – феврале 1905 г. бастовали 810 тыс. рабочих, выдвигавших как экономические, так и политические требования. В движении протеста приняли участие широкие круги российской интеллигенции, в том числе известные писатели, художники и артисты (М. Горький, В. Г. Короленко, В. А. Серов и др.).

Развитие революции весной – летом 1905 г.

Весной 1905 г. революционное движение продолжало нарастать. Новый толчок к народному негодованию дали известия о поражении русской армии под Мукденом в феврале и флота в Цусимском проливе в мае 1905 г. По стране прокатились мощные стачки рабочих. В них приняли участие до 600 тыс. человек.

 

Крупнейшей была начавшаяся в мае стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Избранный Совет рабочих уполномоченных превратился в орган рабочей власти в городе. При нём создали рабочие дружины, кассу для помощи бастующим. Совет принуждал лавочников отпускать в долг продукты на время стачки.

 

Поднялось на борьбу крестьянство. Движение охватило Орловскую и Курскую губернии, Поволжье, Польшу, Украину, Белоруссию, Среднюю Азию. Основными формами протеста крестьян оставались стихийные бунты, разгром дворянских имений, захват хлебных амбаров и складов. В некоторых районах Грузии возникли крестьянские комитеты, которые упразднили царские законы, отменили уплату государственных налогов и повинности в пользу помещиков. Латышские крестьяне проводили церковные демонстрации: собирались в храмах, но вместо службы произносили антиправительственные речи, пели революционные песни.

Рис. 4. Памятник броненосцу «Потемкин». Феодосия Рис. 4. Памятник броненосцу «Потемкин». Феодосия

В июне 1905 г. произошло восстание матросов на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический», находившемся на рейде недалеко от Одессы. Поводом послужил приказ командира корабля о расправе с матросами, отказавшимися есть борщ с испорченным мясом (рис. 4).

Матросы взялись за оружие и убили нескольких офицеров. Подавляющее большинство кораблей Черноморской эскадры не поддержало мятежный экипаж. Броненосец оказался блокирован, но сумел прорваться в открытое море. Не имея запасов угля и продовольствия, он был вынужден уйти к румынским берегам и сдаться властям Румынии.


Контрольные вопросы

 

1. Каковы причины революции 1905–1907 гг.?

2. С какой целью рабочие пошли к Зимнему дворцу 9 января 1905 г.?

3. Почему Кровавое воскресенье послужило поводом к началу революции?

4. В чём состояла деятельность Иваново-Вознесенского Совета уполномоченных?

5. Определите причины революционных выступлений на флоте.


Предыдущий урок
Внутренняя политика. Внешняя политика. Общественное движение
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Экономика: начало промышленного переворота
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
Олег Николаевич
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
  • My room

    Английский язык

  • Г.Р. Державин. Лирика

    Литература

  • Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда. Электроскоп

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке