Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Охранительный курс во внутренней политике. Внешняя политика. Крымская война

История России конца 19-начала 20 века

26.04.2024
2507
0

Охранительный курс во внутренней политике

 

План урока

  • Новый курс
  • Кодификация законов
  • Крестьянский вопрос
  • Правительственная политика в области цензуры

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: бюрократия, цензура, кодификация, жандармерия
  • знать причины ужесточения внутренней политики
  • уметь формировать представление об особенностях внутренней политики императора, её основных направлениях

Разминка

  • В чём суть династического кризиса 1825 г.?
  • Как вы думаете, какое влияние оказало восстание декабристов на Николая I?

Новый курс

Рис. 1. Николай I (1825–1855)

Личность нового императора  Николай I  неоднозначно оценивалась современниками. Приближённые восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью в быту. Радикальные общественные деятели XIX в. оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России (рис. 1). 

 

Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I не мог не видеть углубляющегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западно-европейских стран. Европейские буржуазные революции, окончательная ломка абсолютистских режимов, выход на политическую арену новых социальных слоёв, общая либерализация государственного строя во многих странах — всё это также оказывало большое влияние на мировоззрение и деятельность российского императора. Поэтому в Манифесте по случаю коронации (лето 1826 г.) Николай обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Он призвал население довериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать.

При Николае I роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. Система министерств, созданная при Александре I, была частично подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией (рис. 2).

Рис. 2. Собственная Его Императорского Величества канцелярия

Рис. 3. А. Х. Бенкендорф

Особое место занимало III отделение С. Е. И. В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 г. корпус жандармов, начальником которого был назначен  Александр Христофорович Бенкендорф (рис. 3).

 

К территориально-административному делению России были добавлены жандармские округа, что повышало эффективность политического сыска внутри страны. 

 

В годы правления Николая I армия чиновников выросла до 70 тыс. человек. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц.

 

Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

Как и его предшественники, Николай I проводил продворянскую политику. Ряд его указов способствовал консолидации господствовавшего сословия. При нём было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. С этой целью в 1832 г. был введён институт «почетных граждан» . Правительство стремилось все служебные посты в центральных и местных органах власти предоставлять исключительно дворянам.

Кодификация законов

Рис. 4. М. М. Сперанский

Николай I твёрдо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращённому из ссылки Михаилу Михайловичу Сперанскому (рис. 4). Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей.

Рис. 5. Полное собрание законов Российской империи 1825 г.

Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов) (рис. 5). В отдельный «Свод законов» (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы, соответствующие правовому положению в стране. 

 

В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведённые преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX в.

Крестьянский вопрос

Рис. 6. П. Киселёв

При Николае I крестьянский вопрос обострился ещё больше. 

 

Стремясь показать пример решения крестьянского вопроса, правительство в 1837–1841 гг. осуществило  реформу государственной деревни . Нередко её называют реформой  Павла Киселёва , по имени министра государственных имуществ, под руководством которого она была проведена (рис. 6).

 

Киселёв стремился приблизить положение государственных крестьян к положению «свободных сельских обывателей»:

 

  • было запрещено отдавать крепостных на заводы, ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь;
  • в 1841 г. принят закон, не разрешающий продавать крестьян поодиночке и без земли;
  • в 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян.

Так было покончено с самыми уродливыми формами крепостничества, когда разрушались крестьянские семьи, а их члены использовались как домашние рабы. 

 

В 1842 г. был издан указ  «Об обязанных крестьянах» . Он разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование. За данный надел крестьяне обязаны были выполнять прежние повинности, т. е. работать на барщине или платить оброк. 

 

Реформа улучшила также правовое положение государственных крестьян. Впервые в России вводилось выборное местное крестьянское самоуправление на уровне волости и села.

 

Однако главное условие — желание помещика — оставалось незыблемым. Поэтому непосредственные результаты указа были невелики: свободу получили лишь 24 тысячи крепостных.

Правительственная политика в области цензуры

В годы Николая I цензурная политика ужесточилась. В 1826 г. был издан новый  цензурный Устав , названный современниками «чугунным». Был учреждён Главный цензурный комитет, строго следивший за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции. Цензура бесцеремонно вмешивалась в литературный процесс. Цензоры были обязаны запрещать любое издание, любую публикацию, если усматривали хоть малейший намёк на критику самодержавия и православия.

 

Цензура обрушилась и на вузы. Устав 1835 г. фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращён набор студентов.

 

Во внутренней политике последних лет правления Николая I  реакционно-репрессивная линия  ещё больше усилилась. Это объяснялось внутренними и внешними факторами. Особо сильное влияние на Николая I оказали революции 1848–1849 гг. в Европе.

 

Сама Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства. Цензура свирепствовала, деятельность жандармов и III отделения устрашала всю страну. Однако это не снизило назревания в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ.


Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте основные принципы внутренней политики Николая I.

2. С какой целью была создана Собственная Его Императорского Величества канцелярия?

3. Какое значение для укрепления государственности имела кодификация?

4. Какие меры были предприняты для ужесточения цензуры?


Предыдущий урок
Общественно-политическая жизнь 1830—1840-х гг.
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. СПП с однородным соподчинением придаточных

    Русский язык

  • Функция. Область определения и область значений

    Алгебра

  • Сельское хозяйство. Растениеводство

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке