Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: США до середины XIX века: рабовладение, демократия и экономический рост

Зарубежная история 19-начала 20 века

14.01.2025
43738
0

США до середины XIX века: рабовладение, демократия и экономический рост

 

План урока

  • США в начале XIX в.
  • Экономическое развитие
  • Политическое развитие и проблема рабства
  • Гражданская война 1861–1865 гг.

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: фронтир, доктрина Монро, сквоттеры, джексоновская демократия, аболиционизм, земельная лихорадка, золотая лихорадка
  • знать причины и значение Гражданской войны
  • уметь описывать особенности развития США

Вступление

Американское общество было переселенческим. После войны за независимость и образования США в экономическом развитии преобладали две тенденции: активное развитие капитализма на Севере и плантационного рабства на Юге на фоне быстрого освоения западных районов страны. Складывались предпосылки промышленного переворота.


Чем обусловлены особенности процесса модернизации в США?


 

США в начале XIX в.

Карта 1. США в конце XVIII в. — первой половине XIX в

В конце XVIII в. жители первых 13 штатов населяли полосу в 300–400 км от берега Атлантики. К середине XIX в. границами США стали два океана. Некоторые территории США покупали. В 1803 г. они купили у Франции Луизиану — огромные пространства за рекой Миссисипи, а в 1867 г. приобрели у России Аляску. Другие земли захватывались насильно. Уничтожались и сгонялись со своих мест индейские племена, велись войны против соседних государств (см. карта 1).

 

Гигантские просторы манили переселенцев из Европы, благодаря чему в течение XIX  в. население США каждые 27 лет удваивалось. По закону 1841 г. сквоттеры — переселенцы, могли недорого купить и оформить в собственность необработанный участок земли, если построили на нём дом хотя бы с одним окном. Этот период получил название земельная лихорадка.

Рис. 1. Реклама тура в Калифорнию — к местам, охваченным золотой лихорадкой, 1850-е гг.

В середине XIX в. в Калифорнии (Сакраменто) нашли золото и началась золотая лихорадка. Одиночки и артели, старатели принялись за массовую добычу золота на новых открытых месторождениях (рис. 1).

 

Особенностью США была высокая социальная и пространственная мобильность (подвижность) населения. Продвигаясь вверх по общественной лестнице, американец не сталкивался с сословными пережитками, как в Европе.

 

Огромную роль в смягчении социальных противоречий в США играл фронтир — граница незаселённых земель на Западе, куда любой человек мог всегда отправиться в поисках лучшей доли.

В 1823 г. была провозглашена доктрина Монро, отрицавшая европейское вмешательство и превращавшая Новый Свет в сферу влияния США. В 1845 г. к ней добавилась доктрина предопределения судьбы, по которой присоединение новых территорий объявлялось миссией, вручаемой американской нации свыше. Так обосновывалась война с Мексикой 1846–1848 гг., в которой та потеряла около половины своей территории, а США получили Техас, Калифорнию, Нью-Мексико, Юту и Неваду.

 

Экономическое развитие

Промышленная революция в США началась около 1815 г. 

 

Ведущей стала текстильная отрасль, обладавшая важным преимуществом: хлопок производился непосредственно в США и был дешёвым из-за рабского труда. С 1817 по 1837 гг. производство тканей выросло в 77 раз за счёт роста плантаций и изобретения Э. Уитни эффективной хлопкоочистительной машины.

 

Эпоха железных дорог началась в 1830 г., и за следующие 30 лет их длина достигла 50 тыс. км — больше, чем в остальном мире вместе взятом.

 

Рис. 2. Жатка С. Маккормика

Сельское хозяйство шло двумя путями: на севере развивалось капиталистическое хозяйство, на юге господствовало плантаторское хозяйство с применением труда рабов. На севере и северо-западе страны процветало фермерское хозяйство, в котором уже в первой половине XIX в. применялись сельскохозяйственные машины (рис. 2).   

 

В Европе крестьяне страдали от малоземелья, но в США аграрный вопрос был решён самым демократическим образом. По гомстед-акту 1862 г. свободные земли за символические суммы передавались в руки тех, кто желал их обрабатывать. Однако это стало возможным только после разрешения проблемы рабства.

К тому же между фермерами Севера и плантаторами Юга постоянно возникали конфликты из-за новых земель на западе — должны ли они быть рабовладельческими или свободными.

Политическое развитие и проблема рабства

Рис. 3. Э. Джексон (1829–1837)

В США быстрыми темпами шла демократизация общества: многие штаты отменили имущественный ценз и снизили возраст избирателей.

 

Особенно этот процесс быстро проходил в период «джексоновской демократии» — президентом был Э. Джексон. Политическое лицо США определяли две партии, не раз менявшие свои названия (рис. 3). 

 

В середине 1850-х гг. возникла двухпартийная система демократов и республиканцев. Более всего их разделяло отношение к проблеме рабства. Интересы плантаторов-южан отражала демократическая партия.

За 100 лет своего существования США являлась рабовладельческим государством: чернокожих рабов было около трети населения.

Рис. 4. Уильям Гаррисон. 1870 год. Семейная коллекция фотографий времен Гражданской войны Лильенквистов. Библиотека Конгресса, Вашингтон

Проблема рабства почти никого не волновала, так как и на Севере, и на Юге преобладали расистские взгляды (чернокожие считались людьми второго сорта): запрещены межрасовые браки, раздельное обучение. 

 

С 30-х гг. XIX в. в США формируется аболиционизм — общественное движение, борьба за уничтожение рабства и освобождение рабов. 

 

Один из лидеров У. Гаррисон предлагал ненасильственные методы борьбы против рабства (рис. 4).


Рис. 5. О. Вашингтон. Портрет Джона Брауна. 1846 - 1847-е гг. Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити

Другой известный представитель этого движения белый фермер  Дж. Браун выступал за применение насилия. В 1859 г. Браун поднял восстание против рабства, захватив арсенал армии США, но оно было подавлено, а лидер восстания казнён (рис. 5).

 

Но и противники рабства часто не считали чёрных равными белым. Например, даже сражаясь в армии северян, чёрные солдаты получали 7 долларов в день, а белые — 13.

 

К конфликту между Севером и Югом подталкивало и сильно развитое региональное самосознание, особенно для Юга.

Гражданская война 1861–1865 гг.

Пункт характеристики

Содержание

Причины войны

Борьба за политическую власть в стране между южными плантаторами и северной буржуазией

Принципиальное неприятие рабства частью населения Севера

Сужение рынка рабочей силы в стране из-за наличия рабства на юге

Кто является главой государства

Президент Авраам Линкольн 

(1861–1865)

Стороны – участницы

Юг — южные штаты | Север — северные штаты

Силы сторон, внешняя поддержка сторон

9 млн. жителей + помощь Англии и Франции | 22 млн. жителей + помощь России 

Повод к началу войны

Отделение южных штатов от США

Образование Конфедерации

События 

1861 г. — обстрел и захват южанами форта Самтер

1862 г. — введение правительством Линкольна налога на богачей, конфискация имущества мятежников

20 мая 1862 г. —  закон о гомстедах: любой гражданин старше 21 года мог стать обладателем участка 160 акров (ок. 64 гектара), который после 5 лет пользования переходил в собственность.

1 января 1863 г. — указ об освобождении негров – рабов (13-я поправка к конституции).

1863 г. — сражение у Геттисберга закончилось победой северян.

Апрель 1865 г. — захват армией генерала Гранта (Север) города Ричмонд, капитуляция армии генерала Ли (генерал южан).

Итоги войны

Апрель 1865 г. — победа армии северян.

Погибло около 620 тыс. человек.

Значение гражданской войны

Заслуга Линкольна: сохранение целостности государства и отмена рабства.

Значение войны: утверждение политического господства буржуазии, открылись большие возможности для дальнейшего процесса модернизации.

 

Итоги

 

Американцы сохранили целостность своего государства. Гражданская война решила важнейшие социально-экономические вопросы:

 

  • уничтожение рабства;
  • решение аграрного вопроса актом о гомстеде.

В национальном масштабе победил американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве.


Контрольные вопросы 

 

1. В чём заключалась особенность экономического развития США?

2. Почему рабство препятствовало прогрессу?

3. Последствия Гражданской войны.


Предыдущий урок
Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века
Зарубежная история 19-начала 20 века
Следующий урок
Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество
Зарубежная история 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Великие реформы. 1860—1870-е гг.

    История

  • А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине: «Во глубине сибирских руд…». Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар»

    Литература

  • Художественная речь и язык художественной литературы

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке