Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Африка в XIX – начале ХХ века. Латинская Америка: нелегкий груз независимости

Зарубежная история 19-начала 20 века

23.04.2024
26115
1

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости

 

План урока

  • Латинская Америка к началу XIX в.
  • Война за независимость
  • После освобождения
  • Латинская Америка на рубеже XIX–XX вв.

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: латифундия, пеоны, гаучо, каудильизм, панамериканизм
  • знать причины войны за независимость, отсталости Латинской Америки от европейских стран и США
  • уметь характеризовать процесс формирования независимых государств в Латинской Америке

Разминка

  • Кому принадлежали земли южноамериканских колоний?
  • Как ими управляли?

Латинская Америка к началу XIX в.

Карта 1. Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX в.

В Латинской Америке (землях обеих Америк южнее США и островах Карибского моря) к концу XVIII в. независимых государств не было. Львиная доля этих земель являлась колониями Испании. Бразилия принадлежала Португалии, небольшие владения — другим европейским странам (см. карта 1).

 

Население было очень пёстрым. Его основу составляли потомки белых переселенцев — креолы, чернокожие рабы и индейцы. От различных вариантов смешанных браков между ними происходили метисы, мулаты и самбо. Привилегированное положение занимали креолы, а самое низкое — чернокожие рабы.

 

Экономика была аграрной. Преобладали владения крупных помещиков — латифундии . Землю в них обрабатывали либо рабы, либо исполнявшие трудовую повинность индейцы, либо  пеоны — кабальные батраки. Многие земли принадлежали испанской короне и церкви. Но существовали и свободные крестьяне-скотоводы — гаучо .

Социальная лестница Латинской Америки (см. схема 1)

Схема 1. Социальная лестница Латинской Америки

Название «Латинская Америка» подразумевало, что её население говорило на романских языках, происходивших от латыни, — испанском и португальском. Оно распространилось благодаря Наполеону III, который подчёркивал общую латинскую основу французского, испанского и португальского языков.

 

Война за независимость

Экономическое состояние колоний стало причиной войны за независимость. Безземелье и налоги в пользу Испании давно тяготили низы. Недовольство выражали и креолы, владевшие латифундиями и рудниками. Испания не могла поглотить всю их продукцию, но запрещала торговлю с другими странами. Пример независимости США вдохновлял на борьбу население колоний (см. табл. 1).

 

Таблица 1.


Дата

Событие

Итоги

1791–

1804 гг.

Начало восстания негров-рабов на острове Гаити.

Образование в 1804 г. первого независимого государства в Латинской Америке.

1810–

1811 гг.

Вспыхнуло восстание в Венесуэле — возглавил его офицер С. Боливар.

В 1811 г. Венесуэла объявила себя независимой республикой.

 

Но спустя время в 1816 г. Испания восстановила свою власть.

1816–

1819 гг.

С. Боливар возобновил борьбу с испанцами.

 

Объединение Венесуэлы и Новой Гранады в единое государство.

В 1819 г. образование Великой Колумбии. Президентом стал Боливар.

1821 г. принята конституция.

1822 г. — благодаря Боливару независимость получил Эквадор.

1816–

1818 гг.

Генерал Х. Сан-Мартин поднял восстание на южной территории Латинской Америки.

В 1818 г. независимость получило Чили, 1821 г. — Перу и Аргентина.

1810–

1822 гг.

Началась революция в Мексике под руководством священника Мигеля Идальго.

1821 г. — Мексика объявила о независимости, но остались неизменными социальные и экономические отношения.

1820–

1822 гг.

Революция в Португалии.

Провозглашение независимости Бразилии с монархической формой правления.

1826 г.

Боливар созвал представителей молодых республик на Панамский конгресс для создания единого Латиноамериканского государства.

Такого государства не создали.

Великая Колумбия распалась на Колумбию, Эквадор и Венесуэлу.

1825–

1828 гг.

Во время войн Испании с Бразилией и Аргентиной территория Уругвая была оккупирована.

Независимость Уругвая в 1828 г.

1868–

1895 гг.

Восстание за независимость на Кубе.

Провозглашение Кубинской республики в 1895 г.

 

После освобождения

Карта 2. Государства Южной Америки в конце XIX в.

Ресурсы Латинской Америки больше не утекали в Испанию и Португалию. Отменялась трудовая повинность индейцев, постепенно ликвидировалось рабство. Но из-за слабости экономики бывшие колонии скоро попали в зависимость от европейских стран и США, превратившись в их сырьевой придаток. Так, Бразилия поставляла каучук и кофе, Чили — серебро и медь, Аргентина — мясо и зерно. Вкладывая деньги в ключевые отрасли и давая займы, ведущие страны Запада влияли на местные правительства. Этому способствовал недостаток солидарности между ними и внутренние проблемы (см. карта 2).

 

В большинстве латиноамериканских стран осуществлялся промышленный переворот. Появились первые фабрики, внедрялась новая техника, началось строительство железных дорог, но с помощью иностранцев.

 

Почти повсеместно утвердился республиканский строй, но существовало множество пережитков, например каудильизм . Вокруг каудильо (вождя) формировался клан — группа его сторонников. Каудильо оказывал им покровительство, а те платили ему личной преданностью. Политическую жизнь определяли не столько выборы, партии и законы, сколько бесконечная борьба за власть между такими кланами. 

 

Борьба между вождями-каудильо вела к постоянной внутренней нестабильности или к диктатуре.


Каудильизм — режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный посредством военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу.


Англия, Франция и США навязывали молодым государствам выгодные для себя экономические условия, часто прибегая к силе оружия. С 1861 по 1867 г. продолжалась интервенция Франции в Мексику. Но главную роль в экономическом подчинении Латинской Америки играли США.

 

Латинская Америка на рубеже XIX–XX вв. 

Рис. 1. Семья крестьян у ворот конного завода, последняя треть XIX в.

По положению в мировом сообществе страны Латинской Америки подразделяются на три группы:

 

  • страны-лидеры — Мексика, Бразилия, и Аргентина;
  • страны со средним статусом  — Чили, Колумбия, Перу, Уругвай;
  • отстающие страны  — Парагвай, Боливия, Никарагуа, Гватемала, Гондурас и Панама.

Формально все страны считались самостоятельными, но реально были подчинены другим государствам. Внешнеполитическую активность проявляли лишь Бразилия, Аргентина и Мексика. Остальные государства оказались в зоне действия США (рис. 1). 

 

Отталкиваясь от доктрины Монро, американцы преследовали в Латинской Америке разные цели. К примеру, в Центральной Америке они хотели контролировать будущий канал между Атлантическим и Тихим океанами, а в Южной Америке и на островах Карибского моря — добиться господства на местных рынках. С этой целью США выдвинули лозунг панамериканизма — солидарности стран обеих Америк. Воспользовавшись борьбой Кубы за независимость, США в 1898 г. начали войну против Испании. В результате она передала США Пуэрто-Рико, а Куба фактически попала под их протекторат. В начале XX в. президент Т. Рузвельт перешёл к политике большой дубинки  — открытому вмешательству во внутренние дела латиноамериканских государств.

 

В начале столетия в странах начинается развитие капиталистических отношений. Экономика латиноамериканских государств пошла по пути экстенсивного развития аграрного производства и добывающих отраслей, работающих на экспорт. Сырьевая специализация привела к отставанию латиноамериканских стран на 30–50 лет по уровню технического развития от стран Европы и США.

 

Итоги

 

Благодаря войне за независимость латиноамериканские страны получили желанное. Но не смотря на этот факт, общество этих стран сохраняло традиционный характер, а модернизация проходила медленно. Слабость и нестабильность латиноамериканских государств привели к некой зависимости от европейских стран и США.


Контрольные вопросы

 

1. Сравнивая с азиатскими странами, определите особенности Латинской Америки.

2. В чём причины слабости бывших колоний?

3. Какие цели преследовали в Латинской Америке США?

4. Почему Латинская Америка так и не догнала страны Европы и США по техническому развитию?


Предыдущий урок
США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры»
Зарубежная история 19-начала 20 века
Следующий урок
Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века
Зарубежная история 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

    Русский язык

  • Последовательности

    Алгебра

  • Сложное предложение с различными видами связи. Постановка знаков препинания на стыке союзов

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
avatar
Мариям Бёден 4 months, 29 days, 4 hours, 33 minutes назад