Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Африка в XIX – начале ХХ века. Латинская Америка: нелегкий груз независимости

Зарубежная история 19-начала 20 века

18.04.2025
29755
7

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости

 

План урока

  • Латинская Америка к началу XIX в.
  • Война за независимость
  • После освобождения
  • Латинская Америка на рубеже XIX–XX вв.

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: латифундия, пеоны, гаучо, каудильизм, панамериканизм
  • знать причины войны за независимость, отсталости Латинской Америки от европейских стран и США
  • уметь характеризовать процесс формирования независимых государств в Латинской Америке

Разминка

  • Кому принадлежали земли южноамериканских колоний?
  • Как ими управляли?

Латинская Америка к началу XIX в.

Карта 1. Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX в. Карта 1. Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX в.

В Латинской Америке (землях обеих Америк южнее США и островах Карибского моря) к концу XVIII в. независимых государств не было. Львиная доля этих земель являлась колониями Испании. Бразилия принадлежала Португалии, небольшие владения — другим европейским странам (см. карта 1).

 

Население было очень пёстрым. Его основу составляли потомки белых переселенцев — креолы, чернокожие рабы и индейцы. От различных вариантов смешанных браков между ними происходили метисы, мулаты и самбо. Привилегированное положение занимали креолы, а самое низкое — чернокожие рабы.

 

Экономика была аграрной. Преобладали владения крупных помещиков — латифундии. Землю в них обрабатывали либо рабы, либо исполнявшие трудовую повинность индейцы, либо пеоны — кабальные батраки. Многие земли принадлежали испанской короне и церкви. Но существовали и свободные крестьяне-скотоводы — гаучо.

Социальная лестница Латинской Америки (см. схема 1)

Схема 1. Социальная лестница Латинской Америки Схема 1. Социальная лестница Латинской Америки

Название «Латинская Америка» подразумевало, что её население говорило на романских языках, происходивших от латыни, — испанском и португальском. Оно распространилось благодаря Наполеону III, который подчёркивал общую латинскую основу французского, испанского и португальского языков.

 

Война за независимость

Экономическое состояние колоний стало причиной войны за независимость. Безземелье и налоги в пользу Испании давно тяготили низы. Недовольство выражали и креолы, владевшие латифундиями и рудниками. Испания не могла поглотить всю их продукцию, но запрещала торговлю с другими странами. Пример независимости США вдохновлял на борьбу население колоний (см. табл. 1).

 

Таблица 1.


Дата

Событие

Итоги

1791–

1804 гг.

Начало восстания негров-рабов на острове Гаити.

Образование в 1804 г. первого независимого государства в Латинской Америке.

1810–

1811 гг.

Вспыхнуло восстание в Венесуэле — возглавил его офицер С. Боливар.

В 1811 г. Венесуэла объявила себя независимой республикой.

 

Но спустя время в 1816 г. Испания восстановила свою власть.

1816–

1819 гг.

С. Боливар возобновил борьбу с испанцами.

 

Объединение Венесуэлы и Новой Гранады в единое государство.

В 1819 г. образование Великой Колумбии. Президентом стал Боливар.

1821 г. принята конституция.

1822 г. — благодаря Боливару независимость получил Эквадор.

1816–

1818 гг.

Генерал Х. Сан-Мартин поднял восстание на южной территории Латинской Америки.

В 1818 г. независимость получило Чили, 1821 г. — Перу и Аргентина.

1810–

1822 гг.

Началась революция в Мексике под руководством священника Мигеля Идальго.

1821 г. — Мексика объявила о независимости, но остались неизменными социальные и экономические отношения.

1820–

1822 гг.

Революция в Португалии.

Провозглашение независимости Бразилии с монархической формой правления.

1826 г.

Боливар созвал представителей молодых республик на Панамский конгресс для создания единого Латиноамериканского государства.

Такого государства не создали.

Великая Колумбия распалась на Колумбию, Эквадор и Венесуэлу.

1825–

1828 гг.

Во время войн Испании с Бразилией и Аргентиной территория Уругвая была оккупирована.

Независимость Уругвая в 1828 г.

1868–

1895 гг.

Восстание за независимость на Кубе.

Провозглашение Кубинской республики в 1895 г.

 

После освобождения

Карта 2. Государства Южной Америки в конце XIX в. Карта 2. Государства Южной Америки в конце XIX в.

Ресурсы Латинской Америки больше не утекали в Испанию и Португалию. Отменялась трудовая повинность индейцев, постепенно ликвидировалось рабство. Но из-за слабости экономики бывшие колонии скоро попали в зависимость от европейских стран и США, превратившись в их сырьевой придаток. Так, Бразилия поставляла каучук и кофе, Чили — серебро и медь, Аргентина — мясо и зерно. Вкладывая деньги в ключевые отрасли и давая займы, ведущие страны Запада влияли на местные правительства. Этому способствовал недостаток солидарности между ними и внутренние проблемы (см. карта 2).

 

В большинстве латиноамериканских стран осуществлялся промышленный переворот. Появились первые фабрики, внедрялась новая техника, началось строительство железных дорог, но с помощью иностранцев.

 

Почти повсеместно утвердился республиканский строй, но существовало множество пережитков, например каудильизм. Вокруг каудильо (вождя) формировался клан — группа его сторонников. Каудильо оказывал им покровительство, а те платили ему личной преданностью. Политическую жизнь определяли не столько выборы, партии и законы, сколько бесконечная борьба за власть между такими кланами. 

 

Борьба между вождями-каудильо вела к постоянной внутренней нестабильности или к диктатуре.


Каудильизм — режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный посредством военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу.


Англия, Франция и США навязывали молодым государствам выгодные для себя экономические условия, часто прибегая к силе оружия. С 1861 по 1867 г. продолжалась интервенция Франции в Мексику. Но главную роль в экономическом подчинении Латинской Америки играли США.

 

Латинская Америка на рубеже XIX–XX вв. 

По положению в мировом сообществе страны Латинской Америки подразделяются на три группы:

 

  • страны-лидеры — Мексика, Бразилия, и Аргентина;
  • страны со средним статусом — Чили, Колумбия, Перу, Уругвай;
  • отстающие страны — Парагвай, Боливия, Никарагуа, Гватемала, Гондурас и Панама.

Формально все страны считались самостоятельными, но реально были подчинены другим государствам. Внешнеполитическую активность проявляли лишь Бразилия, Аргентина и Мексика. Остальные государства оказались в зоне действия США. 

 

Отталкиваясь от доктрины Монро, американцы преследовали в Латинской Америке разные цели. К примеру, в Центральной Америке они хотели контролировать будущий канал между Атлантическим и Тихим океанами, а в Южной Америке и на островах Карибского моря — добиться господства на местных рынках. С этой целью США выдвинули лозунг панамериканизма — солидарности стран обеих Америк. Воспользовавшись борьбой Кубы за независимость, США в 1898 г. начали войну против Испании. В результате она передала США Пуэрто-Рико, а Куба фактически попала под их протекторат. В начале XX в. президент Т. Рузвельт перешёл к политике большой дубинки — открытому вмешательству во внутренние дела латиноамериканских государств.

 

В начале столетия в странах начинается развитие капиталистических отношений. Экономика латиноамериканских государств пошла по пути экстенсивного развития аграрного производства и добывающих отраслей, работающих на экспорт. Сырьевая специализация привела к отставанию латиноамериканских стран на 30–50 лет по уровню технического развития от стран Европы и США.

 

Итоги

 

Благодаря войне за независимость латиноамериканские страны получили желанное. Но не смотря на этот факт, общество этих стран сохраняло традиционный характер, а модернизация проходила медленно. Слабость и нестабильность латиноамериканских государств привели к некой зависимости от европейских стран и США.


Контрольные вопросы

 

1. Сравнивая с азиатскими странами, определите особенности Латинской Америки.

2. В чём причины слабости бывших колоний?

3. Какие цели преследовали в Латинской Америке США?

4. Почему Латинская Америка так и не догнала страны Европы и США по техническому развитию?


Латинская Америка: нелёгкий груз независимости

 

План урока

  • Латинская Америка к началу XIX в.
  • Война за независимость
  • После освобождения
  • Латинская Америка на рубеже XIX–XX вв.

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: латифундия, пеоны, гаучо, каудильизм, панамериканизм
  • знать причины войны за независимость, отсталости Латинской Америки от европейских стран и США
  • уметь характеризовать процесс формирования независимых государств в Латинской Америке

Разминка

  • Кому принадлежали земли южноамериканских колоний?
  • Как ими управляли?

Латинская Америка к началу XIX в.

Карта 1. Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX в. Карта 1. Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX в.

В Латинской Америке (землях обеих Америк южнее США и островах Карибского моря) к концу XVIII в. независимых государств не было. Львиная доля этих земель являлась колониями Испании. Бразилия принадлежала Португалии, небольшие владения — другим европейским странам (см. карта 1).

 

Население было очень пёстрым. Его основу составляли потомки белых переселенцев — креолы, чернокожие рабы и индейцы. От различных вариантов смешанных браков между ними происходили метисы, мулаты и самбо. Привилегированное положение занимали креолы, а самое низкое — чернокожие рабы.

 

Экономика была аграрной. Преобладали владения крупных помещиков — латифундии. Землю в них обрабатывали либо рабы, либо исполнявшие трудовую повинность индейцы, либо пеоны — кабальные батраки. Многие земли принадлежали испанской короне и церкви. Но существовали и свободные крестьяне-скотоводы — гаучо.

Социальная лестница Латинской Америки (см. схема 1)

Схема 1. Социальная лестница Латинской Америки Схема 1. Социальная лестница Латинской Америки

Название «Латинская Америка» подразумевало, что её население говорило на романских языках, происходивших от латыни, — испанском и португальском. Оно распространилось благодаря Наполеону III, который подчёркивал общую латинскую основу французского, испанского и португальского языков.

 

Война за независимость

Экономическое состояние колоний стало причиной войны за независимость. Безземелье и налоги в пользу Испании давно тяготили низы. Недовольство выражали и креолы, владевшие латифундиями и рудниками. Испания не могла поглотить всю их продукцию, но запрещала торговлю с другими странами. Пример независимости США вдохновлял на борьбу население колоний (см. табл. 1).

 

Таблица 1.


Дата

Событие

Итоги

1791–

1804 гг.

Начало восстания негров-рабов на острове Гаити.

Образование в 1804 г. первого независимого государства в Латинской Америке.

1810–

1811 гг.

Вспыхнуло восстание в Венесуэле — возглавил его офицер С. Боливар.

В 1811 г. Венесуэла объявила себя независимой республикой.

 

Но спустя время в 1816 г. Испания восстановила свою власть.

1816–

1819 гг.

С. Боливар возобновил борьбу с испанцами.

 

Объединение Венесуэлы и Новой Гранады в единое государство.

В 1819 г. образование Великой Колумбии. Президентом стал Боливар.

1821 г. принята конституция.

1822 г. — благодаря Боливару независимость получил Эквадор.

1816–

1818 гг.

Генерал Х. Сан-Мартин поднял восстание на южной территории Латинской Америки.

В 1818 г. независимость получило Чили, 1821 г. — Перу и Аргентина.

1810–

1822 гг.

Началась революция в Мексике под руководством священника Мигеля Идальго.

1821 г. — Мексика объявила о независимости, но остались неизменными социальные и экономические отношения.

1820–

1822 гг.

Революция в Португалии.

Провозглашение независимости Бразилии с монархической формой правления.

1826 г.

Боливар созвал представителей молодых республик на Панамский конгресс для создания единого Латиноамериканского государства.

Такого государства не создали.

Великая Колумбия распалась на Колумбию, Эквадор и Венесуэлу.

1825–

1828 гг.

Во время войн Испании с Бразилией и Аргентиной территория Уругвая была оккупирована.

Независимость Уругвая в 1828 г.

1868–

1895 гг.

Восстание за независимость на Кубе.

Провозглашение Кубинской республики в 1895 г.

 

После освобождения

Карта 2. Государства Южной Америки в конце XIX в. Карта 2. Государства Южной Америки в конце XIX в.

Ресурсы Латинской Америки больше не утекали в Испанию и Португалию. Отменялась трудовая повинность индейцев, постепенно ликвидировалось рабство. Но из-за слабости экономики бывшие колонии скоро попали в зависимость от европейских стран и США, превратившись в их сырьевой придаток. Так, Бразилия поставляла каучук и кофе, Чили — серебро и медь, Аргентина — мясо и зерно. Вкладывая деньги в ключевые отрасли и давая займы, ведущие страны Запада влияли на местные правительства. Этому способствовал недостаток солидарности между ними и внутренние проблемы (см. карта 2).

 

В большинстве латиноамериканских стран осуществлялся промышленный переворот. Появились первые фабрики, внедрялась новая техника, началось строительство железных дорог, но с помощью иностранцев.

 

Почти повсеместно утвердился республиканский строй, но существовало множество пережитков, например каудильизм. Вокруг каудильо (вождя) формировался клан — группа его сторонников. Каудильо оказывал им покровительство, а те платили ему личной преданностью. Политическую жизнь определяли не столько выборы, партии и законы, сколько бесконечная борьба за власть между такими кланами. 

 

Борьба между вождями-каудильо вела к постоянной внутренней нестабильности или к диктатуре.


Каудильизм — режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный посредством военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу.


Англия, Франция и США навязывали молодым государствам выгодные для себя экономические условия, часто прибегая к силе оружия. С 1861 по 1867 г. продолжалась интервенция Франции в Мексику. Но главную роль в экономическом подчинении Латинской Америки играли США.

 

Латинская Америка на рубеже XIX–XX вв. 

По положению в мировом сообществе страны Латинской Америки подразделяются на три группы:

 

  • страны-лидеры — Мексика, Бразилия, и Аргентина;
  • страны со средним статусом — Чили, Колумбия, Перу, Уругвай;
  • отстающие страны — Парагвай, Боливия, Никарагуа, Гватемала, Гондурас и Панама.

Формально все страны считались самостоятельными, но реально были подчинены другим государствам. Внешнеполитическую активность проявляли лишь Бразилия, Аргентина и Мексика. Остальные государства оказались в зоне действия США. 

 

Отталкиваясь от доктрины Монро, американцы преследовали в Латинской Америке разные цели. К примеру, в Центральной Америке они хотели контролировать будущий канал между Атлантическим и Тихим океанами, а в Южной Америке и на островах Карибского моря — добиться господства на местных рынках. С этой целью США выдвинули лозунг панамериканизма — солидарности стран обеих Америк. Воспользовавшись борьбой Кубы за независимость, США в 1898 г. начали войну против Испании. В результате она передала США Пуэрто-Рико, а Куба фактически попала под их протекторат. В начале XX в. президент Т. Рузвельт перешёл к политике большой дубинки — открытому вмешательству во внутренние дела латиноамериканских государств.

 

В начале столетия в странах начинается развитие капиталистических отношений. Экономика латиноамериканских государств пошла по пути экстенсивного развития аграрного производства и добывающих отраслей, работающих на экспорт. Сырьевая специализация привела к отставанию латиноамериканских стран на 30–50 лет по уровню технического развития от стран Европы и США.

 

Итоги

 

Благодаря войне за независимость латиноамериканские страны получили желанное. Но не смотря на этот факт, общество этих стран сохраняло традиционный характер, а модернизация проходила медленно. Слабость и нестабильность латиноамериканских государств привели к некой зависимости от европейских стран и США.


Контрольные вопросы

 

1. Сравнивая с азиатскими странами, определите особенности Латинской Америки.

2. В чём причины слабости бывших колоний?

3. Какие цели преследовали в Латинской Америке США?

4. Почему Латинская Америка так и не догнала страны Европы и США по техническому развитию?


Предыдущий урок
Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Италия: время реформ и колониальных захватов
Зарубежная история 19-начала 20 века
Следующий урок
Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века
Зарубежная история 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
Олег Николаевич
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
  • Adjectives

    Английский язык

  • Character

    Английский язык

  • Сложение и вычитание векторов

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке