Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Век демократизации. «Великие идеологии»

Зарубежная история 19-начала 20 века

30.01.2025
33270
0

Век демократизации. «Великие идеологии»

 

План урока

  • Между реформами и революцией. Формы правления
  • Парламенты и право голоса
  • Государственное развитие
  • Появление идеологий
  • Политические течения: консерваторы, социалисты и анархисты, марксизм
  • Национальная идеология

Цель урока

  • знать понятия: демократизация, парламент, идеология, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, анархизм, национальная идеология
  • уметь давать характеристику учениям XIX в.; уметь на основе конкретных фактов делать обобщения и выводы

Разминка

  • Вспомните, какую роль играл монарх в политической жизни государств Европы?
  • Что собой представляли парламентские учреждения в XVII–XVIII вв.?
  • Когда и где были приняты первые конституции?
  • Какие формы правления вы знаете?

Между реформами и революцией. Формы правления

История демократизации началась в первой половине XIX века. Данный период характеризуется тем, что расширяются избирательные права, происходит постепенный отход от классового разделения, уходили в прошлое неограниченные монархии, утверждались конституции и парламентские системы, всё чаще реализовывался принцип «один человек — один голос»; новым стало появление идеологий, которые формулировали интересы отдельных групп общества, а политические партии стремились реализовать их на практике; в ходе демократизации постепенно складывалось современное правовое государство, основанное на разделении законодательной, исполнительной и судебной власти и обеспечении гражданских прав каждого человека. К началу XX в. демократизация стала проявляться даже в некоторых странах Азии и Африки. Установлены два политических обычая: в Европе политические изменения осуществлялись с помощью революций, а в Англии и США — реформаторским путём (схема 1).

Схема 1. Формы правления

Парламенты и право голоса

Парламент представительный орган, который принимал законы, утверждал бюджет страны, контролировал исполнительную власть (схема 2). 

Схема 2. Палаты в парламенте

В XIX в. насущной проблемой стало избирательное право. Ведь со времён существования парламента такими правом обладала только аристократия, а, чтобы не допустить другие слои населения, использовали имущественный ценз. И как мы уже знаем, в XIX в. шла демократизация общества, вследствие чего началась борьба за то, чтобы каждый имел право голоса. Но самая упорная борьба шла у женщин, которых не хотели допускать в политику, считая, что возникнут разногласия в семье. И вскоре возникли организации суфражисток (от фр. — «право голоса») (рис. 1).

Рис. 1. Женщины-суфражистки пикетируют перед Белым домом. 1917 год. Неизвестный фотограф. Библиотека Конгресса, Вашингтон

Государственное развитие 

Политические партии возникли благодаря работе парламента ещё в XVIII в. Развиваясь, появляются две системы: двухпартийная (США и Англия) и многопартийная (в других странах).

 

Появился и новый вид партий — массовый. К примеру, социал-демократическая, в которую включали как можно больше рабочих.

 

Государство, видя, как быстро шёл процесс демократизации и тем самым теряя контроль, постепенно расширяло сферы государственной деятельности: в производственные отношения, в здравоохранение, в образование и в особенности в религиозную сферу. Самым громким вмешательством государства было в социальную сферу конца XIX в.: в Германии, ввели закон о страховании от несчастных случаев, по болезни и пенсии по старости.


Вопросы
 

1. Что такое демократизация и каковы её последствия?

2. Перечислите формы правления, существовавшие в XIX в. Какие из них вы считаете наиболее демократичными?

3. В чём заключалась роль парламентов в политической жизни?

4. Как изменились политические партии?


Появление идеологий

Идеология — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) по изменению общества (схема 3).

Схема 3. Классификация идеологий

 

Политические течения: либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, марксизм

 

Основные политические течения рассматриваемого периода изображены в таблице 1.

 

Таблица 1.  Политические течения

Марксизм

Рис. 2. К. Маркс и Ф. Энгельс

Это вариант революционного «научного» социализма, который не отвергал насилия для достижения своих целей. Его основатели — Маркс и Энгельс создали учение о классовой борьбе (рис. 2). Согласно ему каждая эпоха в истории человечества сопровождается борьбой классов. Более прогрессивный класс побеждает, происходит переход к новой эпохе, где всё повторяется заново. Буржуазия способствовала развитию экономики на основе промышленности и создала своего «могильщика» — рабочий класс, пролетариат (от лат. «низшие слои, неимущие). Именно он осуществит переход к последней стадии развития человечества коммунизму, при котором деление на классы исчезнет. Добивались сплочения рабочих разных стран с конечной целью осуществления мировой революции. На основе марксизма по всей Европе возникли социал-демократические партии.

Национальная идеология

Это форма национального самосознания и одновременно процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности. Толчком к возникновению этой идеологии послужила Французская революция 1789 г. Во-первых, национальная идея соединилась с политикой. Во-вторых, национальное сознание проникло в народ. Плюс национальной идеологии в том, что она объединяла все идеологии и тем самым каждого человека в обществе. Но был и минус — нация стала считать себя выше других, приписывая особенные качества и превосходство.

 

У каждой нации сложился привлекательный образ (рис. 3):

Рис. 3. Джон Буль, Немецкий Михель, дядя Сэм, Марианна

Итоги

 

Развитие парламентаризма, избирательных прав и государственности являлись главными достижениями демократизации. Благодаря этому больше людей могло участвовать в политической жизни страны. А благодаря появлению идеологий каждый мог отразить свои интересы.


Контрольные вопросы

 

1. Почему в XIX в. возникла потребность в политических идеологиях?

2. Какие требования выдвигали либералы?

3. Подумайте, почему идеи консерваторов сохраняли популярность?

4. В чём заключались идеи социалистического учения?

5. Почему национальная идея распространилась именно в  XIX в.?


Следующий урок
Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество
Зарубежная история 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
Олег Николаевич
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
  • Гражданская война. Идеология и культура периода Гражданской войны

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке