Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры»

Зарубежная история 19-начала 20 века

29.01.2025
18140
0

США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры»

 

Разминка

Назовите особенности экономического положения США в первой половине XIX в.

 

По каким причинам началась Гражданская война и каково значение этого события в истории?

План урока

  • Реконструкция Юга
  • Экономическое развитие
  • Политическое развитие
  • Перемены в социальной жизни
  • Расовая проблема
  • Внешняя политика

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: сегрегация, реконструкция, «позолоченный век», арендатор-издольщик, грейнджеры, гринбеки, суфражистки
  • знать причины экономического и политического развития США, расизма, социальных движений и многопартийности
  • уметь формировать представление об особенностях развития и проблем США

Реконструкция Юга

Карта. 1. Административно-территориальное деление США

Победа Севера в Гражданской войне устранила угрозу раскола США и ликвидировала рабовладение. 

 

Несмотря на то что в 1865 г. президент Линкольн был убит, его преемники начали политику Реконструкции, которая закончилась в 1877 г. Демократическая партия признала победу кандидата-республиканца на президентских выборах, но взамен возвращала себе политическое преобладание на Юге.

 

Прежние правительства в южных штатах смещались, вводилось военное управление генералов-северян. Все южные штаты обязывались принять новые конституции, включавшие статьи об отмене рабовладения и равенстве политических прав негров. Из-за того, что часть белых лишалась права голоса, но его получили многие чёрные, такие конституции были приняты, и южные штаты один за другим вновь включались в состав США (см. карта 1).


Реконструкция — коренное переустройство, организация чего-нибудь на новых основах.


Экономическое развитие

После завершения Гражданской войны в США на Западе продолжилось освоение новых территорий  строительством новых железных и шоссейных дорог, речных каналов. Это способствовало росту промышленности и созданию внутреннего рынка. Американской буржуазии не нужно было изобретать что-то с нуля — заимствовались технические достижения европейских стран.

 

Не было недостатка и в рабочей силе — миллионы иммигрантов приезжали на континент из Европы и Азии, среди которых было много квалифицированных рабочих. 

 

Западная экономика была под властью капиталистов восточных штатов. На Среднем Западе возникли крупные промышленные центры — Чикаго, Питтсбург, Кливленд. Особенно быстро развивались новые отрасли промышленности — сталелитейная, нефтяная, химическая, электротехническая и т. д. По объёму промышленной продукции Соединенные Штаты уже в 1894 г. вышли на первое место в мире, обогнав все остальные капиталистические страны.

 

Доля ведущих стран в мировом промышленном производстве в конце XIX — начале XX в.

 

Годы

Германия

Франция

Англия

США

Россия

1870

13,2

10,3

31,8

23,3

4,0

1896–1900

16,6

7,1

19,5

30,1

5,0

 

Быстро росло сельскохозяйственное производство, особенно производство пшеницы. Экспорт дешёвой американской пшеницы, проникшей на европейские рынки ещё до гражданской войны, продолжал расти вплоть до конца века.

 

Американское фермерство после гражданской войны освоило значительные массивы земельной площади на Западе. В течение 40 лет, до 1900 г., на основании акта о гомстедах фермеры получили 81 млн га государственной земли. На бывшем рабовладельческом Юге освобожденные от рабства негры не получили земли и превратились в арендаторов-издольщиков, но в целом капитализм в сельском хозяйстве развивался в Соединенных Штатах быстрее, чем в других странах.

 

Превращение Соединенных Штатов Америки в индустриальную страну сопровождалось усиленной концентрацией производства и централизацией капитала. Этот процесс начался ещё до гражданской войны и особенно усилился в 1870-х гг., главным образом после кризиса 1873 г. В конце 1870-х гг. стали складываться первые объединения капиталистов. В 1890-х гг. на смену им пришли тресты, представлявшие собой гигантские объединения. Концентрация происходила во всех сферах экономики: в промышленности, железнодорожном транспорте, банковском деле и в сельском хозяйстве. К примеру, нефтяная компания Рокфеллера («Стандард Ойл компани») сложилась в 1870 г. Уже в 1879 г. этот могущественный трест приобрёл монопольное положение, сосредоточив в своих руках 90 % производства нефти. В 1890-х гг. трестификация охватила также добычу угля, железа, газа, нефти, меди. 

Политическое развитие

С уничтожением рабовладения и формальным распространением политических прав на негров Соединенные Штаты превратились в страну, в которой, по утверждению буржуазных идеологов, установилась наиболее полная политическая демократия.

Рис. 1. Партии США: республиканцы и демократы

В США складывается двухпартийная система: республиканцы (слон) и демократы (осёл). Демократы сохранили влияние на Юге страны и ориентировались на крупных плантаторов, фермеров и новую буржуазию. Граница между двумя партиями начала исчезать с переходом к империализму (рис. 1 и схема 1).

 

Схема 1. Двухпартийная система США

В 1891 г. образовалась Популистская (народная) партия. В партию вошли недовольные засильем монополий фермеры, рабочие и др. Данная партия стала угрозой двухпартийной системе США.

 

Приход одной из двух партий к власти влёк за собой смену лиц во всех звеньях государственного аппарата снизу доверху. Такая практика часто создавала возможность подкупа, коррупции, ограбления избирателей и государства. Широко развитая политическая коррупция приводила к тому, что в крупных городах местное самоуправление попадало в зависимость от партийной «политической машины». В Нью-Йорке это была организация демократической партии Таммани-Холл, в Филадельфии — организация республиканцев Гэз Ринг. «Босс» (т. е. руководитель, «хозяин») местной организации партии сосредоточивал в своих руках огромные средства и распоряжался назначениями на должности и выдвижением кандидатур в конгресс и законодательное собрание штата. «Боссы» и их приближенные нередко расхищали муниципальные средства.

[/img]

 

Скандальную известность получило так называемое дело Твида (1872 г.), подчинившего себе все учреждения в Нью-Йорке и ограбившего город почти на 100 млн долларов. Твид был заключён в тюрьму, его приспешники изгнаны из городского управления. Однако спустя всего несколько лет город оказался в руках другой группы политиканов. Власть и влияние «боссов» с каждым годом усиливались.

 

«Позолоченный век» наступил для верхних слоёв американского общества после эпохи Реконструкции, по окончании экономического кризиса 1873 г. Плоды его пожинали те, кто выиграл от индустриализации экономики во время второй промышленной революции. Прежде всего это были «капитаны индустрии» или «бароны-разбойники», чьи деловые, социальные и семейные связи позволяли управлять значительной частью белых англосаксонских протестантов, привилегированного слоя американского общества.

 

Название эпохи происходит из книги Марка Твена и Чарльза Уорнера «Позолоченный век» и обыгрывает термин золотой век, который в американской истории был позолочен лишь на поверхности.

Рис. 2. Джеймс Гарфилд

Поскольку основные политические разногласия времён гражданской войны по окончании эпохи Реконструкции были исчерпаны, президентские выборы 1880 г. проходили относительно спокойно. Тем не менее участие избирателей в выборах было близко к 100 %, а победивший в них республиканец Джеймс Гарфилд был вскоре убит в результате покушения. Главными темами политических дебатов теперь были модернизация, валютный курс, железные дороги, коррупция и сухой закон (рис. 2). 

Рис. 3. Монета 1 доллар. 22-й президент Соединённых Штатов Америки. Гровер Кливленд

Требования борьбы с коррупцией в правящих верхах и проведения реформ становились всё сильнее, и в 1884 г. республиканцы проиграли выборы кандидату от демократов Гроверу Кливленду (рис. 3).

Перемены в социальной жизни

Широкие массы арендаторов и собственников мелких участков попали в зависимость от железнодорожных компаний, владельцев элеваторов, боен, сахарных заводов, табачных фабрик. Значительная часть фермеров оказалась в долгу у банков северо-восточных штатов. Рост ипотечной задолженности являлся одним из факторов разорения и пролетаризации значительных слоев фермерства.

 

В начале 1870-х гг. в штатах Миннесота, Иллинойс, Айова и Висконсин развернулось движение грейнджеров (грейндж — местное отделение общества покровительства сельскому хозяйству). Грейнджеры требовали, чтобы правительство ввело твёрдые железнодорожные тарифы на перевозку грузов и облегчило сбыт продуктов и закупку сельскохозяйственного оборудования. Дифференциация фермерства, различие интересов бедноты и крупных фермеров, входивших в грейнджерские организации, быстро привели это движение к упадку.

 

Новая волна фермерского движения поднялась в конце 1870-х гг. в связи с вопросом о денежном обращении. Во время гражданской войны правительство, нуждаясь в деньгах, прибегло к широкому выпуску бумажных денег — так называемых гринбеков; название произошло от того, что банкноты печатались с оборотной стороной зелёного цвета — «зелёной спинкой» (greenback) 

 

Правительство Гранта в 1875 г. издало закон об обмене бумажных денег на золото с целью постепенного изъятия гринбеков из обращения и перехода к золотому стандарту. Цены на сельскохозяйственные продукты падали, а фермерство было вынуждено теперь выплачивать долги золотом. Поэтому валютные реформы правительства вызвали массовое движение протеста, получившее название движения гринбекеров.

 

В 1876 г. возникла гринбекская партия, ставившая своей целью отмену закона 1875 г. о переходе к золотому доллару. Единственным средством спасения трудящихся масс от обнищания гринбекеры считали неограниченный выпуск «дешёвых» бумажных денег. В 1878 г. к гринбекерам примкнула часть рабочих союзов и была образована гринбекско-рабочая партия, собравшая на выборах в конгресс около миллиона голосов. Однако рабочие не сумели возглавить это движение и подчинили свои требования программе гринбекеров. Правительство стремилось ликвидировать движение. С этой целью в 1878 г. был проведён компромиссный закон Блэнда-Аллисона, по которому правительство обязывалось чеканить монету не только из золота, но и из серебра. Этим тактическим шагом правительство создавало видимость уступки фермерству и мелкой буржуазии.

 

Движение за избирательные права для женщин началось ещё до Гражданской войны; многие его активисты увязывали этот вопрос с борьбой против дискриминации по расовому признаку. После войны движение было реорганизовано и в него вошли борцы за трезвый образ жизни. Тем не менее до конца XIX в. лишь немногие штаты предоставили женщинам полные гражданские права.

 

Около 1912 г. движение суфражисток вновь набрало силу; теперь его активисты апеллировали к равенству всех людей и заявляли, что мужчины неспособны справиться с политической коррупцией, и поэтому политикой должны заняться женщины. Видный деятель суфражистского движения  Элис Пол  устраивала парады в крупнейших городах Америки и даже организовала новую политическую партию (Национальная партия женщин). При пикетировании Белого дома некоторые суфражистки были арестованы и считались политическими заключёнными.

Расовая проблема

Рабство было отменено после завершения Гражданской войны 1861–1865 гг. и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 г. Несмотря на такую законодательную отмену, некоторые расовые ограничения всё-таки ещё существовали. Например, существовали места обучения только для белых, законы Джима Кроу, которые серьёзно ограничили в правах чернокожие меньшинства, а также индейцев. В основном данные законы действовали в юго-восточных штатах.

 

После гражданской войны солдаты-южане создали тайную расистскую организацию Ку-Клукс-Клан. Адепты этой организации отстаивали такие идеи, как превосходство белых, белый национализм (рис. 4). 

 

Рис. 4. Парад Ку-клукс-клана в Вирджинии 1922 года. Библиотека Конгресса, Вашингтон

В 1876–1877 гг. из южных штатов были отозваны федеральные войска и приостановлена «реконструкция» Юга, хотя ни экономическое, ни политическое преобладание плантаторов не было ликвидировано. 

 

Возобновилась политика расовой дискриминации негров.

 

В этот период процветало явление сегрегации, которое близко по своим свойствам расовой дискриминации. В частности, она имела место на железной дороге. Кроме того, некоторые законы ограничивали доступ небелых граждан к учебным заведениям, магазинам, отелям, больницам, транспорту и туалетам. Во всех судах было по две Библии, одна из которых предназначалась для того, чтобы чернокожие граждане могли принести свою присягу. Кроме того, афроамериканцы ограничивались в избирательных правах и не всех из них допускали до голосования. Подобный недопуск обосновался тем, что данные жители являются неграмотными, в связи с чем не могут участвовать в голосовании. В то же время белым неграмотным такой допуск создавался.

Кроме того, получили распространение идеи социализма, дарвинизма. Многие считали, что некоторые расы и нации не способны культурно расти и развиваться, что также нередко отражалось в американской литературе. В некоторых Штатах запрещались межрасовые браки. Кроме того, весьма специфический настрой носила дискриминация лиц в сфере получения американского гражданства. Оно предоставлялось только свободным представителям белой расы. В 1870 г. отдельные граждане, выходцы из Африки, также могли получать гражданство. Однако лицам, которые принадлежали к монголоидной расе, а также всем индейцам законодательно было запрещено предоставлять гражданство Соединенных Штатов. Кроме того, в 20-е гг. XX в. японцам и индийцам было запрещено Верховным судом США вступать в гражданство США. При этом под белыми людьми понимались люди, которые являлись белыми в общепринятом смысле, а не в научном. После 1917 г. азиатской зоне был полностью закрыт доступ к гражданству США.

Внешняя политика

Во внешней политике Соединенных Штатов усиливались агрессивные, экспансионистские тенденции. К концу XIX в. закончилось освоение огромных пространств Запада и захваченных Соединенными Штатами северных областей Мексики. Этот процесс шёл чрезвычайно быстро, что создавало для промышленности широкий внутренний рынок. Но крупная буржуазия уже не удовлетворялась лишь внутренним рынком.

 

В 1880-х гг. она перешла к активной борьбе с Англией за влияние в Латинской Америке. В 1889 г. по инициативе государственного секретаря Дж. Блэйна в Вашингтоне была созвана конференция стран американского континента. 

 

Соединенные Штаты предложили 17 латиноамериканским республикам учредить межамериканский таможенный союз. Проект не имел успеха, так как латиноамериканские республики отнеслись к этой инициативе весьма недоверчиво.

 

Но конференция всё же утвердила создание «Союза американских республик для поощрения торговли, дружбы и мира» (панамериканский союз). Этим было положено начало панамериканскому союзу, который использовался Соединенными Штатами для экспансии в страны американского континента.

 


Контрольные вопросы

 

1. Назовите особенности экономического и политического развития США.

2. Какая политическая система управляла страной?

3. В чём причины социальной напряжённости в США?

4. Почему расовый вопрос не был решён даже после отмены рабства?

5. Какой был внешнеполитический курс в США? 


Предыдущий урок
Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Италия: время реформ и колониальных захватов
Зарубежная история 19-начала 20 века
Следующий урок
Страны Азии в XIX – начале ХХ века
Зарубежная история 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
Олег Николаевич
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
  • Правописание наречий на -О/-Е

    Русский язык

  • Живая и неживая природа

    Окружающий мир

  • Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными.

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке