Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сложное предложение с различными видами связи

Синтаксис и пунктуация

09.12.2024
1816
0

Сложное предложение с различными видами связи

В русском языке широко распространены сложные предложения, в которых сообщается о трёх и более ситуациях. Сегодня на уроке мы поговорим о сложных предложениях с различными видами связи, а также вспомним условия постановки знаков препинания на стыке союзов. 

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Сложное предложение с различными видами связи
  • Постановка знаков препинания на стыке союзов

Цели урока

  • Знать особенности сложных предложений с различными видами связи
  • Знать правила постановки знаков препинания на стыке союзов
  • Уметь анализировать структуру сложного предложения с различными видами связи и правильно расставлять знаки препинания

Сложное предложение с различными видами связи


Сложные предложения с различными видами связи могут включать в свой состав три и более предикативные части, соединённые между собой сочинительной, подчинительной или бессоюзной связью:

 

«Костёр горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мрака» (И. Бунин). (сочинительная и подчинительная связь)


В зависимости от сочетаний разных видов связи в таких сложных предложениях выделяются 4 группы, представленные в Таблице 1. 

 

Таблица 1. Группы сложных предложений с различными видами связи

 

Группа

Пример

Схема 

предложения

Сочинение + подчинение

Костёр горел ярко, но, когда 

мы подошли, от него остались

лишь угольки

[- =], но, (когда - =), [= -].

Сочинение + бессоюзная связь

Уже давно село солнце, но лес 

еще не успел стихнуть

горлинки журчали вблизи, 

кукушка куковала в отдаленье 

(И. А. Бунин).

[= -], но [- =]:[- =], 

[- =].

Подчинение + бессоюзная связь

Когда он проснулся

уже всходило солнце

курган заслонял его собою 

(Чехов).

Когда (- =), [= -]; 

[- =]. 

Сочинение + подчинение + бессоюзная связь

В саду было просторно и 

росли одни только дубы; они стали 

распускаться только недавно, 

так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

[=] и [= -]; [- =], так что (= -). 

 


Пример синтаксического анализа сложного предложения с разными видами связи                                                                       

1)1Несколько раз он пытался подняться, 2но ноги его не слушались3с Бездомным приключилось что-то вроде паралича» (М. А. Булгаков).

 

  1. Повествовательное, невосклицательное
  2. Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью
  3. Схема предложения: [- =], но [- =] - [= -].


Постановка знаков препинания на стыке союзов

В сложных предложениях с разными видами связи часто бывает так, что два союза находятся рядом. 

 

На стыке союзов ставится запятая, если изъятие придаточного предложения не требует перестройки главного предложения: 

 

Собака приостановилась, и, пока она стояла, человек видел, как солнечный луч обласкал всю полянку.

 

В анализируемом предложении придаточная часть «пока она стояла» может быть опущена или переставлена в другое место предложения без перестройки главной части.

 

На стыке союзов запятая не ставится, если за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза (то, так):

 

Коля боялся идти в воду, но когда вошёл, то не хотел вылезать из неё.


Контрольные вопросы:

 

  1. Каковы особенности сложных предложений с различными видами связи?
  2. Какое группы сложных предложений с различными видами связи выделяют?
  3. Каковы условия постановки или отсутствия запятой на стыке союзов?


Предыдущий урок
Виды СПП. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. СПП с однородным соподчинением придаточных
Синтаксис и пунктуация
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения

    Химия

  • Формирование территории Дальнего Востока. Природные условия и ресурсы. Моря Тихого океана

    География

  • Обобщение и систематизация основных понятий главы «Информационно-коммуникационные технологии в современном обществе»

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке