- Как вы думаете, что объединяет эти изображения?
- Объясните, как вы понимаете данное высказывание.
«Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества, человечества» (Ю. Лотман).
- Культура вокруг нас
- Какими путями человек приобщается к культуре
- Культурный человек
- знать понятия «культура», «интеллигентный человек»
- уметь характеризовать развитие отдельных областей культуры; раскрывать пути приобщения к культуре; анализировать информацию из различных источников
Культура вокруг нас
Культура сложное явление. Слово «культура» употребляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества. В школе учителя говорят о культуре поведения в общественных местах, экономисты — о культуре потребления, этнографы изучают культуру отдельных этносов, политики требуют соблюдать нормы политической культуры в ходе предвыборной кампании. В повседневной жизни мы слышим о культуре быта, труда, культуре воспитания. Широкое использование термина «культура» создаёт сложности для формулировки его определения.
На сегодняшний день существует более 500 определений культуры.
Культура — это всё, что создано человеком, результаты его деятельности.
Культура является предметом изучения философии, культурологи, истории, экономики и т. д. (см. схема 1).
Установите соответствие между примерами и типами культуры: к каждому элементу в первом столбце подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Примеры
|
Типы культуры
|
А. Собор Василия Блаженного в Москве
|
1. Материаль-ная
|
Б. Юридические законы
|
2. Духовная
|
В. Здание школы в городе Смоленске
|
|
Г. Пирамида Хеопса в Египте
|
|
Д. Золотое правило морали: «Не поступай по отношению к другим так, как бы ты не хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».
|
|
Какими путями человек приобщается к культуре
Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без её влияния. В данном случае он является творцом культуры, но и сам тоже от неё зависит.
Приобщение к культуре происходит на протяжении всей жизни человека.
Человек может приобщаться к культуре по-разному. Его могут приобщать к этому в семье, в школе, друзья.
Подлинный путь к культуре — это путь труда, радости приобщения к миру духовных ценностей. Огромную роль на этом пути играет стремление к самообразованию и саморазвитию. Примером этому служит судьба М. В. Ломоносова. Он родился в крестьянской семье. Местный церковный дьяк обучил его грамоте. В 1730 году он тайно покинул дом и пешком направился в Москву, чтобы получить там хорошее образование. Ломоносов учился всю свою жизнь, знал несколько языков, изучал химию, физику, астрономию, увлекался поэзией (рис. 1).
Культурный человек
«Культурный человек» — словосочетание, которое часто можно услышать на улице, в общественных местах. Какого человека можно назвать культурным?
Культурный человек:
1. Не может равнодушно относиться к наследию мировой и отечественной культуры.
2. Не может не иметь собственного мнения.
3. Обладает грамотной речью, вежливостью и хорошими манерами.
4. Стремится больше узнать.
5. Обладает скромностью, добротой и состраданием к людям.
Интеллигентность — высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения.
Культурного человека называют интеллигентным.
- Продолжите свой список качеств культурного человека.
- Как вы думаете, что помогло выжить Робинзону Крузо на необитаемом острове?
Итог хочется подвести словами Д. С. Лихачёва: «Между тем культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».
Контрольные вопросы
1. Что вкладывают в понятия «культура», «интеллигентный человек»?
2. Назовите типы культуры и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.
3. Как может происходить приобщение человека к культуре?
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
Установить соответствие между примерами и типами культуры:
1. А, В, Г.
2. Б, Д.