Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Культура и её достижения

Общество и человек

Культура и ее достижения

Разминка

  • Как вы думаете, что объединяет эти изображения?

  • Объясните, как вы понимаете данное высказывание.

«Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества, человечества» (Ю. Лотман).

План урока

  • Культура вокруг нас
  • Какими путями человек приобщается к культуре
  • Культурный человек 

Цели урока

  • знать понятия «культура», «интеллигентный человек»
  • уметь характеризовать развитие отдельных областей культуры; раскрывать пути приобщения к культуре; анализировать информацию из различных источников

Культура вокруг нас

 

Культура сложное явление. Слово «культура» употребляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества. В школе учителя говорят о культуре поведения в общественных местах, экономисты — о культуре потребления, этнографы изучают культуру отдельных этносов, политики требуют соблюдать нормы политической культуры в ходе предвыборной кампании. В повседневной жизни мы слышим о культуре быта, труда, культуре воспитания. Широкое использование термина «культура» создаёт сложности для формулировки его определения.

На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. 


Культура — это всё, что создано человеком, результаты его деятельности.  


Культура является предметом изучения философии, культурологи, истории, экономики и т. д. (см. схема 1).

Схема 1. Типы культуры Схема 1. Типы культуры


Установите соответствие между примерами и типами культуры: к каждому элементу в первом столбце подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

Примеры

Типы культуры

А. Собор Василия Блаженного в Москве

1. Материаль-ная

Б. Юридические законы

2. Духовная

В. Здание школы в городе Смоленске

Г. Пирамида Хеопса в Египте

Д. Золотое правило морали: «Не поступай по отношению к другим так, как бы ты не хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

 


Какими путями человек приобщается к культуре

Рис. 1. М. В. Ломоносов Рис. 1. М. В. Ломоносов

Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без её влияния. В данном случае он является творцом культуры, но и сам тоже от неё зависит.

Приобщение к культуре происходит на протяжении всей жизни человека. 

Человек может приобщаться к культуре по-разному. Его могут приобщать к этому в семье, в школе, друзья. 

 

Подлинный путь к культуре — это путь труда, радости приобщения к миру духовных ценностей. Огромную роль на этом пути играет стремление к самообразованию и саморазвитию. Примером этому служит судьба М. В. Ломоносова. Он родился в крестьянской семье. Местный церковный дьяк обучил его грамоте. В 1730 году он тайно покинул дом и пешком направился в Москву, чтобы получить там хорошее образование. Ломоносов учился всю свою жизнь, знал несколько языков, изучал химию, физику, астрономию, увлекался поэзией (рис. 1).

Культурный человек 

 

«Культурный человек» — словосочетание, которое часто можно услышать на улице, в общественных местах. Какого человека можно назвать культурным?

 

Культурный человек:

1. Не может равнодушно относиться к наследию мировой и отечественной культуры.

2. Не может не иметь собственного мнения.

3. Обладает грамотной речью, вежливостью и хорошими манерами.

4. Стремится больше узнать.

5. Обладает скромностью, добротой и состраданием к людям.


Интеллигентность — высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения.


Культурного человека называют интеллигентным.


  1. Продолжите свой список качеств культурного человека.
  2. Как вы думаете, что помогло выжить Робинзону Крузо на необитаемом острове?


Итог хочется подвести словами Д. С. Лихачёва: «Между тем культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства». 


Контрольные вопросы

 

1. Что вкладывают в понятия «культура», «интеллигентный человек»?

2. Назовите типы культуры и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.

3. Как может происходить приобщение человека к культуре?


ПРОВЕРИМ СЕБЯ

 

Установить соответствие между примерами и типами культуры:

1.  А, В, Г.

2. Б, Д.

Следующий урок
Человек в обществе: труд и социальная лестница
Общество и человек
  • Н.А. Некрасов. Лирика. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»

    Литература

  • Числовые выражения. Выражения с переменными

    Алгебра

  • Стихи русских поэтов о родине

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке