Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Что значит «жить по правилам»

Общество и человек

Что значит «жить по правилам»

Разминка

  • Как вы понимаете слова немецкого писателя Иоганна Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик»?
  • В повседневной жизни мы с вами сталкиваемся с правилами?
  • Как бы изменилась наша жизнь, если бы не было правил?

План урока

  • Понятие и виды социальных норм
  • Роль привычки в жизни человека
  • Правила этикета и хорошие манеры

Цели урока

  • знать понятие «социальные нормы»
  • уметь различать отдельные виды социальных норм, анализировать представленную информацию, приводить примеры на заданную тему

Понятие и виды социальных норм

 

Правила регулируют поведение людей. Поведение, которое соответствует признанным в обществе правилам, называется правомерным.


Социальные нормы — это общие правила и образцы поведения людей.


Признаки социальных норм:

  • являются общими правилами;
  • не зависят от воли и желания людей;
  • не имеют конкретного результата.

Виды социальных норм

В обществе существуют множества правил или социальных норм. Некоторые виды социальных норм представлены в схеме 1.

Схема 1. Виды социальных норм Схема 1. Виды социальных норм

Рис. 1. Составление протокола об административном правонарушении — пример негативной формальной санкции Рис. 1. Составление протокола об административном правонарушении — пример негативной формальной санкции

Если нормы, принятые в обществе, не соблюдаются, то последуют санкции. 

Санкции — это реакция общества на поведение человека. Надо сказать, что санкции бывают как позитивными, так и негативными. При нарушении правил дорожного движения инспектор может выписать штраф, это будет проявлением негативной санкции (рис. 1), а вот если вы помогли соседке поднять тяжёлые сумки, она была вам очень благодарна — это будет позитивная санкция.

Рис. 2. Фёдор Решетников «Опять двойка», 1952 год. Пример негативной неформальной санкции Рис. 2. Фёдор Решетников «Опять двойка», 1952 год. Пример негативной неформальной санкции

Кроме того, санкции бывают формальные и неформальные (рис. 2). Если мы нарушаем правила, которые зафиксированы в документах (закон, устав, правила внутреннего распорядка), то наступают формальные санкции (предупреждение, штраф, арест и др.). Если мы помогаем маме с домашними делами, она будет очень довольная и, вероятнее всего, похвалит нас. Это будет пример позитивной неформальной санкции (похвала, одобрение, аплодисменты и др.).



Выполните задания:

 

1. В школе на классном часе учитель рассказывал, как надо вести себя в гостях. Он сообщал ученикам:

  1. Религиозные нормы.
  2. Народную мудрость.
  3. Правовые нормы.
  4. Правила этикета.

 

2. Верны ли следующие суждения о социальных нормах:
 

А. Социальные нормы — это общие правила и образцы поведения людей.

Б. Социальные нормы позволяют прогнозировать поведение человека.

  1. Верно только А.
  2. Верно только Б.
  3. Оба суждения верны.
  4. Оба суждения неверны.


Роль привычки в жизни человека

 

Многие социальные нормы сложились давно, часть этих норм продиктована удобством или здравым смыслом.

Все с детства помнят стихотворение К. И. Чуковского «Мойдодыр», где есть такие строки:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Рис. 3. Мойдодыр Рис. 3. Мойдодыр

Привычка умываться по утрам закладывается с детства — это полезная привычка. Но есть и вредные и даже опасные привычки, такие как грызть ногти или курение (рис. 3).

 

Есть такие привычки, которые поддерживаются не одним человеком, а целой группой или даже народом. Такая привычка может стать обычаем . Обычаи играли особую роль в период Древнего мира, Средневековья. Сейчас обычаи или традиции тоже связаны с сохранением привычного образа жизни. 

Обычаи связаны с ритуалами — чётким выполнением определённых действий. Например, ритуал посвящения в рыцари. 

 

Совокупность ритуалов и обычаев называют обрядом . Обряды также очень важны, они используются в религии, культуре какого-либо народа, например чайная церемония в Японии, где распитие чая не главное, а на первый план выходит соблюдение церемониала, душевная неспешная беседа и созерцание прекрасного. Традиция — более широкое понятие, чем обряды, обычаи. Традиция — это социальное и культурное наследие, которое передаётся от поколения к поколению и воспроизводится в определённых группах в течение длительного времени. То есть традиция бывает в двух смыслах: то, что унаследовано, передано от предшественников, предыдущих поколений (например у русского языка богатая письменная традиция). А есть традиция-обычай, то есть устоявшаяся в быту привычка, правило, норма (например у нас давно стало традицией отмечать окончание учебного года).


Привычка — это часто повторяющиеся действия, в выполнении которых человек испытывает постоянную потребность.

 

Обычай — коллективная привычка, которая издавна действует в больших социальных группах.

 

Ритуал — особые действия, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности.

 

Обряды — совокупность действий, установленных обычаями или ритуалами.

 

Традиция — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. 


Заполните таблицу.
 

                                                           Пример                                                           

 

Привычка

 

 

Обычай

 

 

Ритуал

 

 

Обряд

 


Правила этикета и хорошие манеры

 

Как вы думаете, о чём идёт речь в стихотворении?

 

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
— В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу…

 

(С. Маршак)

 

Это правила этикета.

 


Этикет — это принятая в определённых кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

 

Манеры — это внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.


Ответьте на вопросы:

 

1. Нужно ли здороваться со всеми пассажирами, когда входите в автобус?

2. Общеизвестно, что дамам принято дарить цветы. А можно дарить цветы мужчинам?

3. Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени?


Подведём итоги:

  1. Правила регулируют отношения между людьми.
  2. Правила служат образцом поведения.
  3. Правила помогают сохранить порядок в обществе.
  4. Правила всегда стоит выполнять, даже когда поблизости никого нет.


Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение социальных норм.

2. Какие виды социальных норм вы знаете?

3. Приведите примеры полезных и вредных привычек.

4. Приведите примеры правил этикета, которые необходимо соблюдать в школе.


ПРОВЕРИМ СЕБЯ

 

1. В школе на классном часе учитель рассказывал, как надо вести себя в гостях. Он сообщал ученикам:

 

Правила этикета.

 

 

2. Верны ли следующие суждения о социальных нормах:

А. Социальные нормы — это общие правила и образцы поведения людей.

Б. Социальные нормы позволяют прогнозировать поведение человека.

 

1. Оба суждения верны

 

Следующий урок
Как устроена общественная жизнь
Общество и человек
  • Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного». «Петр и плотник»

    Литература

  • Употребление причастий и деепричастий в речи

    Русский язык

  • Употребление частиц в речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке