- узнаем, чем отличаются лиственные и хвойные деревья
- научимся определять по листьям некоторые деревья
- На этом уроке ребенок узнает, что деревья можно распознать по форме листа, листья осенью меняют окраску, хвоинки - это листья хвойных деревьев. Научится описывать дерево по плану.
- Обратите внимание на проговаривание ответов на вопросы. Ответы ребенка должны быть развернутыми, полным предложением, при обсуждении не говорите за ребенка, задавайте наводящие вопросы при возникновении у него затруднений.
- Обратите внимание ребенка на то, что у разных деревьев разные листья. Листья отличаются по форме, размеру. На прогулке рассмотрите деревья, которые встретятся: какие листья у него, как растут ветви, какая форма кроны. Рассмотрите хвоинки хвойных деревьев. Соберите опавшие листья и шишки.
Отгадайте загадки, соедините с отгадкой.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Не загадка это даже,
Сразу назовём,
Если только кто-то скажет —
Жёлуди на нем!
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
Берёза, дуб и липа - это деревья.
Вспомните, какие деревья растут возле вашего дома. Назовите их. Начните ответ словами “Возле моего дома растут …”
Рассмотрите внимательно листья деревьев. Подумайте, чем они отличаются друг от друга?
Листья деревьев отличаются друг от друга по форме, размеру. Поэтому по листьям можно определить дерево.
Соедините листья с его деревом. Попросите родителей проверить вас.
Проверьте себя по ответам.
Рассмотрите листья из предыдущего задания. Какой лист отличается от других и почему?
Осенью листья деревьев меняют свой цвет. Они становятся разноцветными: жёлтыми, красными, оранжевыми, лиловыми.
Рассмотрите листья деревьев. Обведите “лишние”. Почему эти листья лишние?
Проверьте себя по ответам.
У одних деревьев листья имеют вид пластинки. Это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие иголки называются хвоинками. А деревья с хвоинками называются хвойными.
Назовите хвойные деревья, которые знаете.
Рассмотрите веточки ели и сосны. Сравните их и сделайте вывод.
Опишите другу одно дерево по плану.
1. Название дерева.
2. Лиственное или хвойное.
3. Общий вид.
4. Расположение веток.
5. Особенности хвоинок.
6. Особенности шишек.
Это интересно!
Лиственница - самое распространенное хвойное дерево. Крона лиственницы имеет форму конуса, а у старых деревьев форму яйца. Ветки расположены по всему стволу и тянутся вверх. Внизу ветки большие, наверху маленькие. Хвоя лиственницы мягкая, осенью желтеет и опадает, а весной растёт новая. Хвоинки растут пучком. В одном пучке может быть 20 иголочек. Шишки маленькие, по форме похожи на яйцо.
Лиственница может вырастать до 80 м (почти 27 этажей). При этом, чтобы завязать ленту вокруг ствола такого дерева, понадобится 2 м ленты. Лиственница может жить 300–400 лет. В мире сохранились деревья, которым уже 900 лет. По прочности лиственница равна дубу. Когда столбы или доски из лиственницы высыхают, они становятся настолько прочными, что в них нельзя вбить гвоздь.
Соберите во время прогулки опавшие листья. Составьте из них узор или фигуру.
Соберите на прогулке шишки и сделайте из них поделку.
Распределите линиями деревья в две группы. Назовите эти группы.
Отметьте, всё ли вы поняли по теме урока?
Если понятно всё, то обведите зеленый смайлик. Если что-то непонятно, обведите жёлтый смайлик. Если совсем непонятно, то обведите красный смайлик.
Соедините листья с его деревом. Попросите родителей проверить.
Рассмотрите листья деревьев. Обведите “лишние”. Почему эти листья лишние?
Выделенные листья лишние, потому что это хвоя. Она бывает у хвойных деревьев.
Рассмотрите веточки ели и сосны. Сравните их и сделайте вывод.
На ветке сосны иголки растут парами. Шишки сосны округлые, чешуйки похожи на палочки. На ветке ели иголки растут по одной. Шишки ели вытянутые, овальные, чешуйки похожи на пластинки.
Распределите линиями деревья в две группы. Назовите эти группы.