- узнаем, чем отличаются река и море
- узнаем, что такое пресная и морская вода
- узнаем свойства льда и снега
- научимся проводить исследование
- научимся бережно относиться к воде
- На этом уроке ребенок узнает, что река впадает в более крупные реки, а потом в море. Бывает вода пресная и солёная. Лед и снег - твердые формы воды. Научится проводить исследования по изучению свойств льда и снега.
- Обратите внимание на проговаривание ответов на вопросы. Ответы ребенка должны быть развернутыми, полным предложением. При обсуждении не говорите за ребенка, задавайте наводящие вопросы при возникновении у него затруднений. При проведении исследования обязательно сравните результат и поставленную цель. Желательно, чтобы все действия при исследовании проводил ребенок.
- Если позволяет местность, сделайте выезд на водоем. Обратите внимание на покрытие водоема льдом (полное или частичное).
- Во время прогулки рассмотрите лед и снег: чем различаются, где находятся.
Отгадайте загадки. Соедините с отгадкой.
Не вода, не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная.
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
Проверьте себя по ответам.
Рассмотрите схему движения реки. Расскажи по ней, куда могут приплыть кораблик из Онежского озера и кораблик из реки Тосна.
Проведите исследование “Куда течёт река?”
Цель: узнать, почему реки текут в одном направлении.
- Сделайте из пластилина модель горы и ровной поверхности.
- Капните на модель горы и ровной поверхности несколько капель воды.
- Сделайте вывод.
Маленькие реки впадают в крупные. Крупные реки впадают в озёра, в моря.
Рассмотрите схему. Ответьте на вопрос. Откуда в реке вода?
Сравните реку и море. Чем различаются эти водоёмы?
В реке вода движется в одном направлении. У реки есть два берега. Море огромное, поэтому виден только один берег. Вода в реке обычная, пресная. В море вода солёная, для питья она не годится.
Проведите исследование “Свойства морской воды”.
Цель: узнать свойства морской воды.
1. Приготовьте “морскую” воду.
2. Попробуйте на вкус простую воду и “морскую”.
3. Опустите в каждый стакан яйцо. Понаблюдайте за его положением. Зарисуйте.
4. Сделайте выводы.
Проверьте себя по ответам.
Какая вода не течёт?
Снег и лёд - твёрдая форма воды.
Проведём исследование “Свойства льда и снега”.
Цель: изучить свойства льда и снега.
Нам потребуется: снег, лёд, деревянная палочка, цветной картон, два стакана.
1. Приготовим необходимое оборудование. Лёд и снег кладём на листы картона одного цвета.
2. Проведём опыты.
Опыт 1. Рассмотрим картон сквозь снег и лёд.
Опыт 2. Определим цвет снега и льда.
Опыт 3. В снег и лёд воткнем деревянную палочку.
Опыт 4. Положим снег и лёд в отдельные стаканы, оставим в тепле.
3. Сделаем выводы, заполним таблицу. Используем слова-помощники: белый, рыхлый, твёрдый, прозрачный, бесцветный, непрозрачный.
Свойства
|
Снег
|
Лёд
|
Прозрачность
|
|
|
Цвет
|
|
|
Плотность
|
|
|
Что образуется в тёплом месте
|
|
|
Проверьте себя по ответам.
Расспросите у родителей, куда течёт река в вашей местности. Зарисуйте схему.
Сделайте рисунки, которые расскажут, для чего нужны снег и лёд.
По схеме вырежьте снежинки. Проверьте, у каждой должно быть 6 лучей. Придумайте свои узоры снежинок.
Отметьте, всё ли вы поняли по теме урока?
Нарисуйте человечка на верхней ступеньке, если понятно всё. Если что-то было непонятным и остались вопросы, то нарисуйте человечка на средней ступеньке. Если многое непонятно, нарисуйте человечка на нижней ступеньке.
Отгадайте загадки. Соедините с отгадкой.
Исследование “Куда течёт река?”
Вывод: вода течёт с возвышенной местности в сторону более низкой.
Исследование “Свойства морской воды”.
Вывод: “морская” вода солёная на вкус. Солёная вода плотная, предметы в ней более плавучи.
Исследование “Свойства льда и снега”.
Свойства
|
Снег
|
Лёд
|
Прозрачность
|
непрозрачный
|
прозрачный
|
Цвет
|
белый
|
бесцветный
|
Плотность
|
рыхлый
|
твёрдый
|
Что образуется в тёплом месте
|
вода
|
вода
|