- узнаем, каких животных называют птицами, а каких зверями
- узнаем о строении пера
- научимся описывать животное по плану
- На этом уроке ребенок узнает, что тело птиц покрыто перьями, а животных - шерстью. Животных называют млекопитающими, потому что они кормят детенышей молоком. Звери по-разному выглядят, потому что они обитают в разных условиях. Перья птиц отличаются по форме, размеру, окраске и имеют свое строение. На уроке ребенок научится проводить исследование, описывать животное по плану.
- Обратите внимание на проговаривание ответов на вопросы. Ответы ребенка должны быть развернутыми, полным предложением, при обсуждении не говорите за ребенка, задавайте наводящие вопросы при возникновении у него затруднений. При проведении исследования похвалите ребенка за любознательность. Когда ребенок делает вывод, позвольте ему порассуждать, не критикуя, и при необходимости направьте на верный вывод.
- Обратите внимание ребенка на то, что умение летать не является признаком птицы. Желательно рассмотреть перо птицы под лупой. Перо птицы не намокает, полое внутри, а значит, легкое и защищает птицу от влаги.
Рассмотрите животных. Что общего у этих животных? Какое из этих животных птица?
Проверьте себя по ответам.
Рассмотрите птиц. Скажите, что у них общего.
Тело птиц покрыто перьями.
Рассмотрите строение тела птиц.
Рассмотрите строение птичьего пера. Рассмотрите его под лупой и микроскопом.
Зарисуйте строение пера.
Смочите перо водой. Расскажите, что произошло. Разрежьте перо птицы ножницами. Рассмотрите, какое оно внутри. Сделайте вывод о свойствах пера.
Перо птицы полое (пустое) внутри. Поэтому оно лёгкое, что очень важно при полете. Пластинки пера соединены между собой, они не пропускают воду. Тело птицы остается сухим.
Это интересно!
Перья птиц различаются по своему назначению. В таблице приведены названия перьев, их описание и расположение на теле птицы, назначение.
1
|
Маховые перья
|
длинные, прочные, ассиметричные
|
образуют плоскость крыла
|
нужны для полёта
|
2
|
Рулевые перья
|
длинные, прочные
|
образуют хвост
|
помогают управлять полётом и посадкой
|
3
|
Кроющее перо
|
короткие и широкие
|
покрывают всё тело птицы
|
покрывает птицу, служит защитой
|
4
|
Пуховое перо
|
маленькие и пушистые
|
скрыты под кроющими перьями
|
удерживают тепло
|
Рассмотрите рисунок. Какое из этих животных зверь?
Звери - животные, тело которых покрыто шерстью.
Рассмотрите строение тела зверя.
Найдите указанные части тела у зверей.
Рассмотрите рисунки и расскажите, что делают звери.
Звери кормят детёнышей молоком, поэтому их называют млекопитающими.
Рассмотрите на рисунке бобра и крота. Что необычного в строении тела этих зверей? Подумайте и объясните, с чем это связано.
Некоторые части тела зверей могут выглядеть необычно. Это связано с условиями обитания животного. Бобр обитает возле водоёмов, он много плавает, строит плотины и свои жилища. Хвост бобра служит ему рулём и веслом в воде, а задние ноги с перепонками, чтобы было удобнее плавать.
Соедините линиями одинаковые части тела птиц.
Опишите одну птицу по плану своему другу. Попросите его угадать название птицы.
- Размеры (большая, средних размеров, маленькая).
- Окраска оперения.
- Особенности частей тела (клюва, глаз, хвоста).
Нарисуйте рядом с животным условное обозначение его группы.
Отметьте, всё ли вы поняли по теме урока?
Если понятно всё, то обведите зеленый смайлик. Если что-то непонятно, обведите жёлтый смайлик. Если совсем непонятно, то обведите красный смайлик.
Рассмотрите животных. Что общего у этих животных? Какое из этих животных птица?
Бабочка, летучая мышь, белка-летяга, индюк - эти животные умеют летать. Птица - индюк.