Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Имя существительное как часть речи.

Морфология

07.09.2024
3782
0

[header]Имя существительное как часть речи[/header]

[flex column='true'][row title='Цели урока' final]

  • вспомним, как определить имена существительные
  • узнаем, как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  • узнаем, как определить собственные и нарицательные имена существительные
  • будем упражняться в правописании собственных имён существительных
  • узнаем, как определить число имён существительных

[/row][/flex]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Расскажи, что ты знаешь об именах существительных?

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Запомни!

 

Имя существительное —  это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? (и др.: кого? чего? кому? чему?  кем? чем? 
о ком? о чём?) и обозначает предмет.

         

Например: 

 

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей. (на кого?)

 

Снегирей — это имя существительное.

[/section]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Упражнение 1

 

Прочитай. Поставь к именам существительным вопросы.

[/section]

Наступила суровая зима (      ?). Всё покрылось пушистым снегом (      ?). 

Девочка (     ?) и мальчик (      ?) вышли во двор (     ?). По снегу (       ?) прыгали маленькие воробьи (     ?) и жалобно чирикали. Ребята (          ?) достали кусочек 

(         ?) хлеба (     ?) и накрошили его на крылечко (           ?). Птички (     ?) быстро склевали всё.

 

Раздели имена существительные на две группы.

 

[img url='/upload/aFo4ITK0OWtk_1.png' width='100' alt='Таблица'][/img]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Какие предметы могут называть имена существительные? Назови каждую группу общим словом.

 

1. Мальчик, дядя, строитель, Маша.

2. Воробей, носорог, кузнечик.

3. Встреча, праздник, парад.

4. Восторг, уныние, тревога.

5. Снегопад, гололёд, изморозь.

6. Платье, учебник, труба.

7. Терпение, дружелюбие, справедливость.

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Запомни!

 

Имена существительные могут называть людей, животных, события, качества, явления природы, предметы (вещи), качества людей.

 

Вопрос «кто?» ставится к именам существительным, которые называют людей или животных. Такие имена существительные называются одушевлёнными.

 

Вопрос «что?» ставится к именам существительным, которые не называют людей или животных. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

 

[img url='/upload/TbvVHUu1d4M8_2.png' width='100' alt='Картинка'][/img]

[/section]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Упражнение 2

 

Прочитай. Найди в тексте имена существительные и определи, одушевлённые они или неодушевлённые.

 

На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами хрустит снег. Как хорошо!

[/section]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Запомни!

 

С заглавной буквы пишутся собственные имена существительные (имена, фамилии, клички, названия рек, городов…) — это единичные предметы, обозначающие конкретные предметы.

 

Например: писатель Носов.

 

Слово «писатель» — это имя существительное несобственное, так как не указывает на конкретный предмет (писателей существует много). Это нарицательное имя существительное. Нарицательные существительные называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных.

 

А вот Носов — это фамилия конкретного писателя, то есть указывает на конкретный предмет. Это имя собственное, значит, нужно писать с заглавной буквы.

 

Заглавная буква в именах собственных — это орфограмма.

[/section]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Упражнение 3

 

Прочитай слова, подбери к ним собственные имена существительные. Спиши.

 

Отец  _____, фамилия  _____, картина _____, страна _____, город  _____, улица _____. 

[/section]

[line][/line]

[img url='/upload/60G9sUqperNt_3.png' width='90' alt='Картинка'][/img]

[img url='/upload/XvTBxjkMoRBC_4.png' width='90' alt='Картинка'][/img]

[line][/line]

[section icon='theory']

Запомни!

 

Названия художественных произведений (песен, магазинов, журналов и др.) не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки. Кавычки — это два знака запятых слева снизу от названия и справа вверху. Печатные кавычки бывают разных видов: “Мурзилка”, «Мурзилка». Письменные выглядят так: ,,Мурзилка“.

 

В письменной речи имя и отчество автора произведения сокращают до одной (начальной) буквы.

 

[img url='/upload/7NOzCqqCOA2f_5.png' width='80' alt='Картинка'][/img]

[/section]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Чем отличаются данные имена существительные?

 

глаз               глаза

ветер            ветры

снегирь       снегири

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Некоторые имена существительные могут изменяться по числам: единственное, множественное.

 

Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет. Имена существительные во множественном числе обозначают два и более предметов.

 

Например: глаз (ед. ч.), глаза (мн. ч.), ветер (ед. ч.), ветры (мн. ч.), снегирь (ед. ч.), снегири (мн. ч.). При изменении числа имени существительного меняется его форма.

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Запомни!

 

Не все имена существительные могут изменяться по числам. Некоторые имена существительные могут употребляться только в единственном числе или наоборот, только во множественном.

 

Например: Россия (только ед. ч.), вилы (только мн. ч.), метро (только 
ед. ч.), брюки (мн. ч.).

[/section]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Упражнение 4

 

Прочитай. Напиши имена существительные по группам: изменяются по числам, употребляются только в единственном числе, употребляются только во множественном числе.

 

Топор, ножницы, коньки, народ, сахар, Москва.

 

[img url='/upload/VD4kbSp3Q52Q_6.png' width='100' alt='Таблица'][/img]

[/section]

[line][/line]

[section icon='reflection']

Напиши самому себе письмо.

 

Здравствуй, _____. Ты сегодня потрудился _____. Узнал много нового и интересного, например, _____.  Желаю и в дальнейшем _____.  До свидания!

[/section]

 

[line][/line]

[flex column='true'][row title='Ответы' final]

Упражнение 1

 

Наступила суровая зима (что?). Всё покрылось пушистым снегом (чем?). Девочка (кто?) и мальчик (кто?) вышли во двор (что?). По снегу (чему?) прыгали маленькие воробьи (кто?) и жалобно чирикали. Ребята (кто?) достали кусочек (что?) хлеба (чего?) и накрошили его на крылечко (что?). Птички (кто?) быстро склевали всё.

[/row][/flex]

[img url='/upload/DOuujewi4cuF_7.png' width='100' alt='Таблица'][/img]

 

 

Упражнение 2

 

На улице (сущ., неодуш.) стоит слабый мороз (сущ., неодуш.). Солнце (сущ., неодуш.) посылает на землю (сущ., неодуш.) яркие лучи (сущ., неодуш.). Под ногами (сущ., неодуш.) хрустит снег (сущ., неодуш.). Как хорошо!

 

Упражнение 4

 

[img url='/upload/ihChTGs5hjd3_8.png' width='100' alt='Таблица'][/img]

[line][/line]

Предыдущий урок
Личное местоимение как часть речи
Морфология
Следующий урок
Части речи
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Toys and games

    Английский язык

  • Стихотворения и рассказы о животных

    Литературное чтение

  • Present Simple в отрицательных предложениях

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке