Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Глагол как часть речи

Морфология

26.07.2024
1856
0

Глагол как часть речи. Число глагола. Правописание частицы «не» с глаголами

Цели урока

  • изучим определение глагола
  • узнаем, как определить число глаголов
  • будем упражняться в правописании глаголов с частицей «не»


Рассмотри слова. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?

 

пишет, посмотреть, говорила


Глагол  — это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать?, что сделать?  и формы этих вопросов (что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? что делали? и другие), обозначает действие предмета.     

 

Важно отличать глагол от существительного, которое тоже может обозначать действие. В таком случае поможет вопрос: бег (что?) — бежать (что делать?).

 

Глагол, как и существительное, может иметь несколько значений (играть с кубиками — играть на скрипке), к нему можно подобрать антонимы (говорить — молчать) и синонимы (смотреть — глядеть).

 

Важно правильно употреблять в речи глаголы. Например, слово одеть используем в том случае, если одежда помещается на кого-то: одеть куклу. Слово надеть употребляют в случае, когда одежду надеваем 
на себя.    


Упражнение 1

 

Поставь вопросы к глаголам. Подчеркни орфограммы. Подготовься писать под диктовку.

 

С юга прилетаю (            ?) на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет (            ?) вечер и стемнеет (          ?). Летом на Крайнем Севере темноты не бывает (           ?). Зимой солнце совсем не встаёт (        ?) из-за горизонта. Иногда полыхает (   ?) полярное сияние.

 

Раздели глаголы на две группы.

 

Таблица


Упражнение 2

 

Прочитай. Спиши только глаголы, в скобках запиши к ним вопросы.

 

Сторож

 

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Ребята научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идёт к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом малыши гуляют на лугу. Собака сторожит утят.

 

Найди и подчеркни главные члены в первом предложении. 


Запомни!

 

Часто глаголы являются в предложении сказуемым.


Меняют ли свою форму глаголы? Могут ли они изменяться по числам?


Глаголы могут изменяться по числам: единственное , множественное .

 

Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета. Глаголы во множественном числе обозначают действие двух и более предметов.

 

Например: обедает (ед. ч.), обедают (мн. ч.), работает (ед. ч.), работают (мн. ч.), рисует (ед. ч.), рисуют (мн. ч.).

 

При изменении числа глагола меняется его форма, а лексическое значение сохраняется.

 

Часто при изменении формы глагола можно допустить орфоэпическую ошибку, то есть неверно поставить ударение.

 

Говори правильно!

 

нача́ть, на́чал, на́чало, начала́, на́чали

взять, взял, взяло́ (взя́ло), взяла́, взя́ли

поня́ть, по́нял, по́няло, поняла́, по́няли

балова́ться, позвони́ть (всегда на и), повтори́ть

кле́ить, кле́ю, кле́ит, кле́ят

звала́, зва́ли


Упражнение 3

 

Прочитай, измени число глаголов. Спиши.

 

Бранят, ломают, хвалю, бегут, сооружаю, стоял, строю, спешила, ругали.


Картинка


Какие части речи записаны? Это одна часть речи или разные?

 

Не хочу, не делали, не говорить, не дадут.


Запомни!

 

В русском языке есть частицы . Это часть речи, которая придаёт оттенок к значению слова. Частица не имеет отрицательного значения.

 

Частица «не» с глаголами — это орфограмма. Частица «не» с глаголами пишется раздельно.

 

Следует запомнить правописание глаголов, которые без «не» не употребляются: неистовствовать, негодовать, ненавидеть, нездоровится, неможется, недомогать, недоумевать, неволить.


Упражнение 4

 

Прочитай. Выпиши из текста глаголы с частицей «не».

 

Не выучил — не делай,

Не знаешь — не спеши,

С глаголами раздельно частицу «не» пиши!

 

Напиши свои глаголы с частицей «не».


Поставь себе отметку за урок. Объясни свой ответ.

 

Я ставлю за урок себе отметку _____, потому что я справился с _____, я запомнил _____, я теперь могу ____.


Ответы

Упражнение 1

 

С юга прилетаю (что делаю?) на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет (что сделает?) вечер и стемнеет (что сделает?). Летом на Крайнем Севере темноты не бывает (что делает?). Зимой солнце совсем не встаёт (что делает?) из-за горизонта. Иногда полыхает (что делает?) полярное сияние.

 

Таблица

 

 

Упражнение 2

 

Были (что делали?),  утащила (что сделала?), научили (что сделали?), водить (что делать?), идёт (что делает?), спешат (что делают?), ныряют (что делают?), гуляют (что делают?), сторожит (что делает?).

 

Картинка

 

Упражнение 3

 

Бранят — бранит, ломают — ломаю, хвалю — хвалят, бегут — бегу, сооружаю — сооружают, стоял — стояли, строю — строят, спешила — спешили, ругали — ругал.

 

 

Упражнение 4

 

Не выучил, не делай, не знаешь, не спеши.


Предыдущий урок
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов
Лексика и фразеология
Следующий урок
Личное местоимение как часть речи
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Малые жанры устного народного творчества. Русские народные сказки

    Литературное чтение

  • Родственные (однокоренные) слова. Корень слова. Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и форм слова

    Русский язык

  • Предлоги времени (in, at, on)

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке