Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Жанры публицистики. Репортаж

Текст

18.01.2025
2405
0

Жанры публицистики. Репортаж

 

Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных жанров публицистики. Известный лингвист Г. Я. Солганик однажды сказал, что «репортаж – это глаза и уши читателя». В чем заключаются особенности этого жанра? Каковы правила его построения? Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке. 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

 

План урока

  • Репортаж как жанр публицистики
  • Композиция репортажа и его языковые особенности

Цели урока

  • Знать: определение понятия «репортаж», особенности репортажа как жанра публицистики
  • Уметь: самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики

Репортаж как жанр публицистики


Репортаж — это информационный жанр публицистики, предполагающий рассказ о каком-либо событии общественной жизни, при котором автор выступает в роли наблюдателя или участника. Главная задача автора репортажа – рассказать о событии так, чтобы читатели и слушатели смогли представить себя участниками события. 


 

Особенности жанра:

  • динамичность – события, описываемые в репортаже, развиваются быстро, поэтому автору необходимо передавать эту динамику, чтобы создавать ощущение присутствия;
  • наглядность – детали, ситуации, реплики, яркие герои создают полную картину события;
  • документальность – несмотря на большое влияние образной составляющей, вымысел в репортаже недопустим;
  • образная аналитичность – задача автора не только рассказать о событии, но и проанализировать через яркие образы явление, его причины и следствия;
  • активная роль автора – событие или явление показывается через восприятие журналиста;
  • эмоциональность – передаются эмоции, настроение автора – участника события, чтобы читатель или слушатель смог тоже их ощутить.

Композиция репортажа и его языковые особенности

Единых требований к структуре репортажа нет, однако, как в любом тексте, в нем должны присутствовать следующие композиционные элементы: зачин, основная часть, концовка. 

 


Зачин — это начало репортажа.


Он призван привлечь читателя, слушателя или зрителя, заинтересовать его. Поэтому зачин должен быть динамичным, обозначать место, время действия, название события, о котором пойдет речь. 

Динамичность повествования достигается за счет односоставных предложений, безглагольных конструкций, прямого обращения к читателю.

Рассмотрим примеры зачина:

 

  • Морозное зимнее утро. Хруст снега под ногами. Мы отправляемся в гости к Деду Морозу. 
  • Двадцать шестое августа. Полдень. На площади собралось множество народа. Все ждут концерт любимой группы. 
  • Второе мая. Сегодня состоится долгожданный футбольный матч между Россией и Германией. Давайте пройдем на трибуну, чтобы стать очевидцами этого знаменательного события. 

 


Основная часть репортажа – это непосредственный рассказ о событии. Чаще всего в ней используется тип речи повествование с элементами описания.


 

Организуют такой текст чаще всего глаголы в форме настоящего времени, что создает впечатление живого присутствия читателя, зрителя или слушателя на мероприятии. Также используются формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени и т.д. Кроме того, для яркого, образного описания происходящего авторы часто используют различные средства художественной изобразительности: эпитеты, метафоры, сравнения. 

 


Концовка чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.


Проанализируем пример репортажа

 

Прибытие в Пермь патриотического поезда «Мы — армия страны»

 

Двадцатое июня. Двенадцать часов дня. Солнце пригревает платформу железнодорожной станции Пермь II. С минуты на минуту сюда прибудет специальный военный поезд патриотической программы «Мы — армия страны, мы — армия народа». 

 

А вот и он! Давайте посмотрим, что здесь есть. На платформах приехали боевые машины, пробитые снарядами. На одной из машин стрелочкой обозначено место попадания снаряда, похожее на звезду. В вагонах развернулись экспозиции, посвященные военной истории России. Много внимания уделено и современным достижениям военной техники.

Железнодорожный состав едет через всю страну от Москвы до Владивостока. 25 апреля поезд стартовал с Киевского вокзала Москвы. Всего он должен сделать остановки в 51 городе страны. Это очень значимое событие для жителей всех регионов России. 

 

Перед нами репортаж о прибытии в Пермь патриотического поезда «Мы — армия страны». В зачине мы видим точное обозначение даты («Двадцатое июня»), времени («Двенадцать часов дня»), места события («станция Пермь II») его название («поезд патриотической программы «Мы — армия страны, мы — армия народа»). Динамика действия передается односоставными предложениями. 

 

В основной части нам рассказывается о событии. Автор начинает эту часть с восклицательного предложения («А вот и он!»), приглашает читателей вместе с ним посмотреть на то, что привез поезд («Давайте посмотрим…»).  Журналист использует глаголы совершенного вида прошедшего времени («приехали»), страдательные причастия прошедшего времени («обозначено», «уделено»), а также распространенные («посвященные военной истории России») и нераспространенные («боевые») определения для описания места событий. Кроме того, автор использовал сравнение («похожее на звезду»). 

 

В концовке автор ввел данное событие в общий контекст событий («Железнодорожный состав едет через всю страну от Москвы до Владивостока».), а также дал оценку событию («значимое событие»).


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое репортаж?
  2. Каковы особенности репортажа как публицистического жанра?
  3. Какова композиция репортажа?


Предыдущий урок
Способы и средства связи предложений в тексте
Текст
Следующий урок
Портретный очерк
Текст
Урок подготовил(а)
Анастасия Дмитриевна
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
  • Функция корня и её график

    Алгебра

  • Царствование Анны Иоанновны

    История

  • Основное свойство дроби. Сокращение дробей

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке