Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных жанров публицистики. Известный лингвист Г. Я. Солганик однажды сказал, что «репортаж – это глаза и уши читателя». В чем заключаются особенности этого жанра? Каковы правила его построения? Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке.
Желаем вам успехов в освоении нового материала!
- Репортаж как жанр публицистики
- Композиция репортажа и его языковые особенности
- Знать: определение понятия «репортаж», особенности репортажа как жанра публицистики
- Уметь: самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики
Репортаж как жанр публицистики
Репортаж — это информационный жанр публицистики, предполагающий рассказ о каком-либо событии общественной жизни, при котором автор выступает в роли наблюдателя или участника. Главная задача автора репортажа – рассказать о событии так, чтобы читатели и слушатели смогли представить себя участниками события.
Особенности жанра:
- динамичность – события, описываемые в репортаже, развиваются быстро, поэтому автору необходимо передавать эту динамику, чтобы создавать ощущение присутствия;
- наглядность – детали, ситуации, реплики, яркие герои создают полную картину события;
- документальность – несмотря на большое влияние образной составляющей, вымысел в репортаже недопустим;
- образная аналитичность – задача автора не только рассказать о событии, но и проанализировать через яркие образы явление, его причины и следствия;
- активная роль автора – событие или явление показывается через восприятие журналиста;
- эмоциональность – передаются эмоции, настроение автора – участника события, чтобы читатель или слушатель смог тоже их ощутить.
Композиция репортажа и его языковые особенности
Единых требований к структуре репортажа нет, однако, как в любом тексте, в нем должны присутствовать следующие композиционные элементы: зачин, основная часть, концовка.
Зачин — это начало репортажа.
Он призван привлечь читателя, слушателя или зрителя, заинтересовать его. Поэтому зачин должен быть динамичным, обозначать место, время действия, название события, о котором пойдет речь.
Динамичность повествования достигается за счет односоставных предложений, безглагольных конструкций, прямого обращения к читателю.
Рассмотрим примеры зачина:
- Морозное зимнее утро. Хруст снега под ногами. Мы отправляемся в гости к Деду Морозу.
- Двадцать шестое августа. Полдень. На площади собралось множество народа. Все ждут концерт любимой группы.
- Второе мая. Сегодня состоится долгожданный футбольный матч между Россией и Германией. Давайте пройдем на трибуну, чтобы стать очевидцами этого знаменательного события.
Основная часть репортажа – это непосредственный рассказ о событии. Чаще всего в ней используется тип речи повествование с элементами описания.
Организуют такой текст чаще всего глаголы в форме настоящего времени, что создает впечатление живого присутствия читателя, зрителя или слушателя на мероприятии. Также используются формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени и т.д. Кроме того, для яркого, образного описания происходящего авторы часто используют различные средства художественной изобразительности: эпитеты, метафоры, сравнения.
Концовка чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.
Проанализируем пример репортажа
Прибытие в Пермь патриотического поезда «Мы — армия страны»
Двадцатое июня. Двенадцать часов дня. Солнце пригревает платформу железнодорожной станции Пермь II. С минуты на минуту сюда прибудет специальный военный поезд патриотической программы «Мы — армия страны, мы — армия народа».
А вот и он! Давайте посмотрим, что здесь есть. На платформах приехали боевые машины, пробитые снарядами. На одной из машин стрелочкой обозначено место попадания снаряда, похожее на звезду. В вагонах развернулись экспозиции, посвященные военной истории России. Много внимания уделено и современным достижениям военной техники.
Железнодорожный состав едет через всю страну от Москвы до Владивостока. 25 апреля поезд стартовал с Киевского вокзала Москвы. Всего он должен сделать остановки в 51 городе страны. Это очень значимое событие для жителей всех регионов России.
Перед нами репортаж о прибытии в Пермь патриотического поезда «Мы — армия страны». В зачине мы видим точное обозначение даты («Двадцатое июня»), времени («Двенадцать часов дня»), места события («станция Пермь II») его название («поезд патриотической программы «Мы — армия страны, мы — армия народа»). Динамика действия передается односоставными предложениями.
В основной части нам рассказывается о событии. Автор начинает эту часть с восклицательного предложения («А вот и он!»), приглашает читателей вместе с ним посмотреть на то, что привез поезд («Давайте посмотрим…»). Журналист использует глаголы совершенного вида прошедшего времени («приехали»), страдательные причастия прошедшего времени («обозначено», «уделено»), а также распространенные («посвященные военной истории России») и нераспространенные («боевые») определения для описания места событий. Кроме того, автор использовал сравнение («похожее на звезду»).
В концовке автор ввел данное событие в общий контекст событий («Железнодорожный состав едет через всю страну от Москвы до Владивостока».), а также дал оценку событию («значимое событие»).
Контрольные вопросы:
- Что такое репортаж?
- Каковы особенности репортажа как публицистического жанра?
- Какова композиция репортажа?