Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Жанры публицистики. Репортаж

Текст

28.03.2024
1477
0

Жанры публицистики. Репортаж

 

Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных жанров публицистики. Известный лингвист Г. Я. Солганик однажды сказал, что «репортаж – это глаза и уши читателя». В чем заключаются особенности этого жанра? Каковы правила его построения? Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке. 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

 

План урока

  • Репортаж как жанр публицистики
  • Композиция репортажа и его языковые особенности

Цели урока

  • Знать: определение понятия «репортаж», особенности репортажа как жанра публицистики
  • Уметь: самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики

Репортаж как жанр публицистики


Репортаж  — это информационный жанр публицистики, предполагающий рассказ о каком-либо событии общественной жизни, при котором автор выступает в роли наблюдателя или участника. Главная задача автора репортажа – рассказать о событии так, чтобы читатели и слушатели смогли представить себя участниками события. 


 

Особенности жанра:

  • динамичность – события, описываемые в репортаже, развиваются быстро, поэтому автору необходимо передавать эту динамику, чтобы создавать ощущение присутствия;
  • наглядность – детали, ситуации, реплики, яркие герои создают полную картину события;
  • документальность – несмотря на большое влияние образной составляющей, вымысел в репортаже недопустим;
  • образная аналитичность – задача автора не только рассказать о событии, но и проанализировать через яркие образы явление, его причины и следствия;
  • активная роль автора – событие или явление показывается через восприятие журналиста;
  • эмоциональность – передаются эмоции, настроение автора – участника события, чтобы читатель или слушатель смог тоже их ощутить.

Композиция репортажа и его языковые особенности

Единых требований к структуре репортажа нет, однако, как в любом тексте, в нем должны присутствовать следующие композиционные элементы: зачин, основная часть, концовка. 

 


Зачин  — это начало репортажа.


Он призван привлечь читателя, слушателя или зрителя, заинтересовать его. Поэтому зачин должен быть динамичным, обозначать место, время действия, название события, о котором пойдет речь. 

Динамичность повествования достигается за счет односоставных предложений, безглагольных конструкций, прямого обращения к читателю.

Рассмотрим примеры зачина:

 

  • Морозное зимнее утро. Хруст снега под ногами. Мы отправляемся в гости к Деду Морозу. 
  • Двадцать шестое августа. Полдень. На площади собралось множество народа. Все ждут концерт любимой группы. 
  • Второе мая. Сегодня состоится долгожданный футбольный матч между Россией и Германией. Давайте пройдем на трибуну, чтобы стать очевидцами этого знаменательного события. 

 


Основная часть репортажа – это непосредственный рассказ о событии. Чаще всего в ней используется тип речи повествование с элементами описания.


 

Организуют такой текст чаще всего глаголы в форме настоящего времени, что создает впечатление живого присутствия читателя, зрителя или слушателя на мероприятии. Также используются формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени и т.д. Кроме того, для яркого, образного описания происходящего авторы часто используют различные средства художественной изобразительности: эпитеты, метафоры, сравнения. 

 


Концовка чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.


Проанализируем пример репортажа

 

Прибытие в Пермь патриотического поезда «Мы — армия страны»

 

Двадцатое июня. Двенадцать часов дня. Солнце пригревает платформу железнодорожной станции Пермь II. С минуты на минуту сюда прибудет специальный военный поезд патриотической программы «Мы — армия страны, мы — армия народа». 

 

А вот и он! Давайте посмотрим, что здесь есть. На платформах приехали боевые машины, пробитые снарядами. На одной из машин стрелочкой обозначено место попадания снаряда, похожее на звезду. В вагонах развернулись экспозиции, посвященные военной истории России. Много внимания уделено и современным достижениям военной техники.

Железнодорожный состав едет через всю страну от Москвы до Владивостока. 25 апреля поезд стартовал с Киевского вокзала Москвы. Всего он должен сделать остановки в 51 городе страны. Это очень значимое событие для жителей всех регионов России. 

 

Перед нами репортаж о прибытии в Пермь патриотического поезда «Мы — армия страны». В зачине мы видим точное обозначение даты («Двадцатое июня»), времени («Двенадцать часов дня»), места события («станция Пермь II») его название («поезд патриотической программы «Мы — армия страны, мы — армия народа»). Динамика действия передается односоставными предложениями. 

 

В основной части нам рассказывается о событии. Автор начинает эту часть с восклицательного предложения («А вот и он!»), приглашает читателей вместе с ним посмотреть на то, что привез поезд («Давайте посмотрим…»).  Журналист использует глаголы совершенного вида прошедшего времени («приехали»), страдательные причастия прошедшего времени («обозначено», «уделено»), а также распространенные («посвященные военной истории России») и нераспространенные («боевые») определения для описания места событий. Кроме того, автор использовал сравнение («похожее на звезду»). 

 

В концовке автор ввел данное событие в общий контекст событий («Железнодорожный состав едет через всю страну от Москвы до Владивостока».), а также дал оценку событию («значимое событие»).


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое репортаж?
  2. Каковы особенности репортажа как публицистического жанра?
  3. Какова композиция репортажа?


Предыдущий урок
Типы речи. Структура текста типа описания, повествования, рассуждения
Текст
Следующий урок
Портретный очерк
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Физические явления — основа разделения смесей в химии

    Химия

  • Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора

    Физика

  • Наука в современном обществе

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке