Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Портретный очерк

Текст

27.03.2024
1773
0

Портретный очерк

 

В курсе 8 класса вы уже познакомились с двумя жанрами публицистики: статьёй и репортажем. Сегодня на уроке вы узнаете об ещё одном жанре – портретном очерке. Мы поговорим об особенностях данного жанра и его структуре. 

Желаем вам успехов в освоении нового материала! 

 

План урока

  • Портретный очерк как жанр публицистики

Цели урока

  • Знать: определение понятия «портретный очерк», языковые особенности и структуру данного жанра
  • Уметь: анализировать портретные очерки с точки зрения структуры и языковых особенностей, самостоятельно создавать тексты данного жанра

Портретный очерк как жанр публицистики 


Портретный очерк  — это художественно-публицистический жанр, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.


 

Задача автора портретного очерка — сделать зарисовку не только внешности героя, но и описать его внутренний мир, дать ему полную характеристику: рассказать о характере героя, его интересах и увлечениях, о взаимоотношениях с другими людьми. 

В портретном очерке обычно присутствуют следующие составные части:

 

  • Описание внешности;
  • Рассказ о деле, профессии, творчестве, увлечениях;
  • Отдельные, значимые факты биографии;
  • Описание особенностей характера героя, его речи;
  • Эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающих сущность героя.

Композиция очерка, как правило, свободная, но в ней, как и в любом другом тексте, должна быть трехчастная структура: вступление, основная часть, заключение. 

Во вступлении обычно называется герой, рассказывается, кто он такой, что в нем особенного. 

В основной части раскрывается характер героя, анализируются его речь, внешность, увлечения, поступки. 

В заключении подводится итог, делается вывод. 

 

Обратите внимание! Портретный очерк может начинаться по-разному: можно привести значимый эпизод из жизни героя, можно назвать его профессию или рассказать о внешности. Любой из вариантов возможен – выбор зависит от очеркиста и от тех задач, которые он перед собой ставит.

В портретном очерке используются все типы речи: описание – при изображении внешности и характера героя, повествование используется при рассказе о значимых эпизодах жизни, рассуждение помогает найти взаимосвязи характера, внешности и поступков. 

Так как портретный очерк является жанром художественно-публицистическим, в нём могут использоваться различные средства художественной изобразительности: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.

 


Проанализируем пример:

 

Елизавету Петровну Глинку — врача, филантропа, общественного деятеля, правозащитника — гораздо чаще называли просто Доктор Лиза.  Это тот человек, для кого не существовало чужой беды.

С малых лет она мечтала о профессии врача, поэтому обожала играть в «больничку», нарядившись в белый халат. Окончив столичный медицинский вуз, Елизавета получила диплом детского реаниматолога-анестезиолога. Позже, посетив хосписы в Штатах, она решила получить образование в области паллиативной медицины и открыть хосписы у себя на родине, чтобы помогать смертельно больным. 

Маленькая и хрупкая, она обладала огромной выдержкой, железной волей. Эти черты характера были буквально написаны на её лице: умном, строгом, волевом; зато глаза Елизаветы Глинки были большими, чистыми, ясными, как её душа и помыслы. Благодаря своим качествам она успела достичь многого: она помогала больным, бездомным — всем людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. 

Елизавета Глинка основала благотворительный фонд «Справедливая помощь», являлась членом правления фонда «Вера», который был создан для поддержки хосписов. 

В 2014 году её фонд активно участвовал в гуманитарной миссии на востоке Украины. Доктор Лиза вывезла с территории военных действий более 100 детей, определила их на лечение в российские больницы.

Медицинскую помощь гражданскому населению Елизавета Глинка организовывала и в Сирии. Доктор Лиза трагически погибла при крушении самолёта, когда везла в эту страну очередную партию медикаментов.

Фонд Елизаветы Петровны и по сей день продолжает начатое ею дело: раздаёт бесплатное питание бездомным и устраивает для них пункты обогрева, предоставляет малоимущим медицинское обслуживание, проводит акции, направленные на сбор средств для пострадавших от природных катаклизмов.

Доктор Лиза для многих стала ангелом милосердия. Её благотворительная и общественная деятельность отмечена рядом премий, Елизавета Глинка посмертно награждена медалью «За чистоту помыслов и благородство дел» с формулировкой «За бесценный вклад в торжество Добра и Мира на земле».

 

Данный портретный очерк посвящен Елизавете Петровне Глинке. Автор начинает текст с перечисления видов её деятельности и обозначает основную мысль (Это тот человек, для кого не существовало чужой беды.). Далее очеркист рассказывает о том, как Доктор Лиза целеустремлённо на протяжении всей жизни шла к любимой деятельности. Описание черт характера тесно связано с внешностью героини. После этого автор пишет о работе фонда, основанного Елизаветой Глинкой, и заключает свой очерк, рассказывая о том, как была оценена деятельность этой выдающейся личности. 


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое портретный очерк?
  2. Какие составные части обычно присутствуют в портретном очерке?
  3. Какова композиция текста данного жанра?


Предыдущий урок
Жанры публицистики. Репортаж
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Строение земной коры (литосферы) на территории России

    География

  • Наука в современном обществе

    Обществознание

  • Оксиды, их классификация и химические свойства

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке