Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Портретный очерк

Текст

15.06.2025
2804
0

Портретный очерк

 

В курсе 8 класса вы уже познакомились с двумя жанрами публицистики: статьёй и репортажем. Сегодня на уроке вы узнаете об ещё одном жанре – портретном очерке. Мы поговорим об особенностях данного жанра и его структуре. 

Желаем вам успехов в освоении нового материала! 

 

План урока

  • Портретный очерк как жанр публицистики

Цели урока

  • Знать: определение понятия «портретный очерк», языковые особенности и структуру данного жанра
  • Уметь: анализировать портретные очерки с точки зрения структуры и языковых особенностей, самостоятельно создавать тексты данного жанра

Портретный очерк как жанр публицистики 


Портретный очерк — это художественно-публицистический жанр, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.


 

Задача автора портретного очерка — сделать зарисовку не только внешности героя, но и описать его внутренний мир, дать ему полную характеристику: рассказать о характере героя, его интересах и увлечениях, о взаимоотношениях с другими людьми. 

В портретном очерке обычно присутствуют следующие составные части:

 

  • Описание внешности;
  • Рассказ о деле, профессии, творчестве, увлечениях;
  • Отдельные, значимые факты биографии;
  • Описание особенностей характера героя, его речи;
  • Эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающих сущность героя.

Композиция очерка, как правило, свободная, но в ней, как и в любом другом тексте, должна быть трехчастная структура: вступление, основная часть, заключение. 

Во вступлении обычно называется герой, рассказывается, кто он такой, что в нем особенного. 

В основной части раскрывается характер героя, анализируются его речь, внешность, увлечения, поступки. 

В заключении подводится итог, делается вывод. 

 

Обратите внимание! Портретный очерк может начинаться по-разному: можно привести значимый эпизод из жизни героя, можно назвать его профессию или рассказать о внешности. Любой из вариантов возможен – выбор зависит от очеркиста и от тех задач, которые он перед собой ставит.

В портретном очерке используются все типы речи: описание – при изображении внешности и характера героя, повествование используется при рассказе о значимых эпизодах жизни, рассуждение помогает найти взаимосвязи характера, внешности и поступков. 

Так как портретный очерк является жанром художественно-публицистическим, в нём могут использоваться различные средства художественной изобразительности: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.

 


Проанализируем пример:

 

Елизавету Петровну Глинку — врача, филантропа, общественного деятеля, правозащитника — гораздо чаще называли просто Доктор Лиза.  Это тот человек, для кого не существовало чужой беды.

С малых лет она мечтала о профессии врача, поэтому обожала играть в «больничку», нарядившись в белый халат. Окончив столичный медицинский вуз, Елизавета получила диплом детского реаниматолога-анестезиолога. Позже, посетив хосписы в Штатах, она решила получить образование в области паллиативной медицины и открыть хосписы у себя на родине, чтобы помогать смертельно больным. 

Маленькая и хрупкая, она обладала огромной выдержкой, железной волей. Эти черты характера были буквально написаны на её лице: умном, строгом, волевом; зато глаза Елизаветы Глинки были большими, чистыми, ясными, как её душа и помыслы. Благодаря своим качествам она успела достичь многого: она помогала больным, бездомным — всем людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. 

Елизавета Глинка основала благотворительный фонд «Справедливая помощь», являлась членом правления фонда «Вера», который был создан для поддержки хосписов. 

В 2014 году её фонд активно участвовал в гуманитарной миссии на востоке Украины. Доктор Лиза вывезла с территории военных действий более 100 детей, определила их на лечение в российские больницы.

Медицинскую помощь гражданскому населению Елизавета Глинка организовывала и в Сирии. Доктор Лиза трагически погибла при крушении самолёта, когда везла в эту страну очередную партию медикаментов.

Фонд Елизаветы Петровны и по сей день продолжает начатое ею дело: раздаёт бесплатное питание бездомным и устраивает для них пункты обогрева, предоставляет малоимущим медицинское обслуживание, проводит акции, направленные на сбор средств для пострадавших от природных катаклизмов.

Доктор Лиза для многих стала ангелом милосердия. Её благотворительная и общественная деятельность отмечена рядом премий, Елизавета Глинка посмертно награждена медалью «За чистоту помыслов и благородство дел» с формулировкой «За бесценный вклад в торжество Добра и Мира на земле».

 

Данный портретный очерк посвящен Елизавете Петровне Глинке. Автор начинает текст с перечисления видов её деятельности и обозначает основную мысль (Это тот человек, для кого не существовало чужой беды.). Далее очеркист рассказывает о том, как Доктор Лиза целеустремлённо на протяжении всей жизни шла к любимой деятельности. Описание черт характера тесно связано с внешностью героини. После этого автор пишет о работе фонда, основанного Елизаветой Глинкой, и заключает свой очерк, рассказывая о том, как была оценена деятельность этой выдающейся личности. 


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое портретный очерк?
  2. Какие составные части обычно присутствуют в портретном очерке?
  3. Какова композиция текста данного жанра?


Портретный очерк

 

В курсе 8 класса вы уже познакомились с двумя жанрами публицистики: статьёй и репортажем. Сегодня на уроке вы узнаете об ещё одном жанре – портретном очерке. Мы поговорим об особенностях данного жанра и его структуре. 

Желаем вам успехов в освоении нового материала! 

 

План урока

  • Портретный очерк как жанр публицистики

Цели урока

  • Знать: определение понятия «портретный очерк», языковые особенности и структуру данного жанра
  • Уметь: анализировать портретные очерки с точки зрения структуры и языковых особенностей, самостоятельно создавать тексты данного жанра

Портретный очерк как жанр публицистики 


Портретный очерк — это художественно-публицистический жанр, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.


 

Задача автора портретного очерка — сделать зарисовку не только внешности героя, но и описать его внутренний мир, дать ему полную характеристику: рассказать о характере героя, его интересах и увлечениях, о взаимоотношениях с другими людьми. 

В портретном очерке обычно присутствуют следующие составные части:

 

  • Описание внешности;
  • Рассказ о деле, профессии, творчестве, увлечениях;
  • Отдельные, значимые факты биографии;
  • Описание особенностей характера героя, его речи;
  • Эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающих сущность героя.

Композиция очерка, как правило, свободная, но в ней, как и в любом другом тексте, должна быть трехчастная структура: вступление, основная часть, заключение. 

Во вступлении обычно называется герой, рассказывается, кто он такой, что в нем особенного. 

В основной части раскрывается характер героя, анализируются его речь, внешность, увлечения, поступки. 

В заключении подводится итог, делается вывод. 

 

Обратите внимание! Портретный очерк может начинаться по-разному: можно привести значимый эпизод из жизни героя, можно назвать его профессию или рассказать о внешности. Любой из вариантов возможен – выбор зависит от очеркиста и от тех задач, которые он перед собой ставит.

В портретном очерке используются все типы речи: описание – при изображении внешности и характера героя, повествование используется при рассказе о значимых эпизодах жизни, рассуждение помогает найти взаимосвязи характера, внешности и поступков. 

Так как портретный очерк является жанром художественно-публицистическим, в нём могут использоваться различные средства художественной изобразительности: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.

 


Проанализируем пример:

 

Елизавету Петровну Глинку — врача, филантропа, общественного деятеля, правозащитника — гораздо чаще называли просто Доктор Лиза.  Это тот человек, для кого не существовало чужой беды.

С малых лет она мечтала о профессии врача, поэтому обожала играть в «больничку», нарядившись в белый халат. Окончив столичный медицинский вуз, Елизавета получила диплом детского реаниматолога-анестезиолога. Позже, посетив хосписы в Штатах, она решила получить образование в области паллиативной медицины и открыть хосписы у себя на родине, чтобы помогать смертельно больным. 

Маленькая и хрупкая, она обладала огромной выдержкой, железной волей. Эти черты характера были буквально написаны на её лице: умном, строгом, волевом; зато глаза Елизаветы Глинки были большими, чистыми, ясными, как её душа и помыслы. Благодаря своим качествам она успела достичь многого: она помогала больным, бездомным — всем людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. 

Елизавета Глинка основала благотворительный фонд «Справедливая помощь», являлась членом правления фонда «Вера», который был создан для поддержки хосписов. 

В 2014 году её фонд активно участвовал в гуманитарной миссии на востоке Украины. Доктор Лиза вывезла с территории военных действий более 100 детей, определила их на лечение в российские больницы.

Медицинскую помощь гражданскому населению Елизавета Глинка организовывала и в Сирии. Доктор Лиза трагически погибла при крушении самолёта, когда везла в эту страну очередную партию медикаментов.

Фонд Елизаветы Петровны и по сей день продолжает начатое ею дело: раздаёт бесплатное питание бездомным и устраивает для них пункты обогрева, предоставляет малоимущим медицинское обслуживание, проводит акции, направленные на сбор средств для пострадавших от природных катаклизмов.

Доктор Лиза для многих стала ангелом милосердия. Её благотворительная и общественная деятельность отмечена рядом премий, Елизавета Глинка посмертно награждена медалью «За чистоту помыслов и благородство дел» с формулировкой «За бесценный вклад в торжество Добра и Мира на земле».

 

Данный портретный очерк посвящен Елизавете Петровне Глинке. Автор начинает текст с перечисления видов её деятельности и обозначает основную мысль (Это тот человек, для кого не существовало чужой беды.). Далее очеркист рассказывает о том, как Доктор Лиза целеустремлённо на протяжении всей жизни шла к любимой деятельности. Описание черт характера тесно связано с внешностью героини. После этого автор пишет о работе фонда, основанного Елизаветой Глинкой, и заключает свой очерк, рассказывая о том, как была оценена деятельность этой выдающейся личности. 


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое портретный очерк?
  2. Какие составные части обычно присутствуют в портретном очерке?
  3. Какова композиция текста данного жанра?


Предыдущий урок
Жанры публицистики. Репортаж
Текст
Следующий урок
Междометие. Слова ДА, НЕТ
Морфология
Урок подготовил(а)
Анастасия Дмитриевна
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке