Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Типы речи. Структура текста типа описания, повествования, рассуждения

Текст

26.07.2024
2720
0

Типы речи. Структура текста типа описания, повествования, рассуждения

Сегодня на занятии мы углубим наши знания по уже известным типам речи: описанию, повествованию, рассуждению. Кроме того, мы отдельно поговорим о структуре текстов разных типов речи.

 

Желаем вам успехов в повторении и закреплении материала!

План урока

  • Понятие «Типы речи»
  • Повествование
    • Анализ текста
  • Описание
    • Анализ текста
  • Рассуждение
    • Анализ текста

Цели урока

  • Знать: классификацию типов речи; особенности типов речи и структуры текста.
  • Уметь: определять принадлежность текста к одному из типов речи; выделять в тексте особенности, соответствующие определенному типу речи.

 

Типы речи


Типы речи —  разграничение речи по обобщенному значению на повествование, описание, рассуждение.


Повествование


Повествование —  тип речи, в котором излагаются события в определённой последовательности.


Выделяют два вида повествования:

Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:

 

  • экспозиция;
  • завязка;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязка.

 

Произведения повествовательного типа речи могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия, т. е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.

 

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

 

Повествованию свойственны:

 

  • сообщение о развивающихся событиях, действиях или состояниях;
  • динамичность.

 

Ведущая часть речи — глагол или слова со значением движения.

 

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.

 


Анализ текста

 

Проанализируем художественный повествовательный текст М. Ю. Лермонтова:

Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.

 

М. Ю. Лермонтов (1814-1841, русский поэт)

 

Вопросы для анализа:

 

  1. Согласны ли вы с тем, что представленный для анализа текст относится к повествовательному типу? Почему?
  2. Какие особенности повествовательного типа речи вы можете выделить в анализируемом тексте?
  3. Какова структура анализируемого текста?


Описание


Описание — тип речи, где описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.


Выделяют четыре вида описания:

Композиция описания, наиболее характерные её элементы:

 

  • общее представление о предмете;
  • описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
  • авторская оценка, вывод, заключение.

 

В описании широко используются:

 

  • слова, обозначающие качества, свойства предметов;
  • глаголы в форме прошедшего времени несовершенного вида, а для особой наглядности, изобразительности — в форме настоящего времени;
  • согласованные и несогласованные определения;
  • назывные и неполные предложения.


Анализ текста

 

Проанализируем описательный текст И. А. Бунина:

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.

 

И. А. Бунин (1870-1953, русский писатель)

 

Вопросы для анализа:

 

  1. Согласны ли вы с тем, что представленный для анализа текст относится к типу речи описание? Почему?
  2. Какие особенности типа речи вы можете выделить в анализируемом тексте?
  3. Какова структура анализируемого текста?


Рассуждение


Рассуждение  тип речи, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.


Выделяют три вида рассуждения:

Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой.

 

Рассуждение может выступать в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога и др.

 

Рассуждение строится по следующему плану:

 

  • тезис (высказывается какая-то мысль);
  • аргументы, доказывающие его;
  • вывод, или заключение.

 

Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса.


Анализ текста

 

Проанализируем текст типа рассуждение Н. Морозова:

Странная это вещь – книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание – и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.

Да, странная вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

 

Н. Морозов

 

Вопросы для анализа:

 

  1. Согласны ли вы с тем, что представленный для анализа текст относится к типу рассуждение? Почему?
  2. Какие особенности типа речи вы можете выделить в анализируемом тексте?
  3. Какова структура анализируемого текста?


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое типы речи?
  2. Какие существуют типы речи? Каковы их особенности?
  3. Какова структура написания текста по каждому из типов речи?


Предыдущий урок
Жанры публицистики. Репортаж
Текст
Следующий урок
Портретный очерк
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Ковалентная неполярная и полярная химическая связь

    Химия

  • Быт россиян в XVIII в.

    История

  • Методы изучения химии

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке