Сегодня на занятии мы углубим наши знания по уже известным типам речи: описанию, повествованию, рассуждению. Кроме того, мы отдельно поговорим о структуре текстов разных типов речи.
Желаем вам успехов в повторении и закреплении материала!
- Понятие «Типы речи»
- Повествование
- Анализ текста
- Описание
- Анализ текста
- Рассуждение
- Анализ текста
- Знать: классификацию типов речи; особенности типов речи и структуры текста.
- Уметь: определять принадлежность текста к одному из типов речи; выделять в тексте особенности, соответствующие определенному типу речи.
Типы речи
Типы речи — разграничение речи по обобщенному значению на повествование, описание, рассуждение.
Повествование
Повествование — тип речи, в котором излагаются события в определённой последовательности.
Выделяют два вида повествования:
Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:
- экспозиция;
- завязка;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка.
Произведения повествовательного типа речи могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия, т. е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.
Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Повествованию свойственны:
- сообщение о развивающихся событиях, действиях или состояниях;
- динамичность.
Ведущая часть речи — глагол или слова со значением движения.
Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.
Анализ текста
Проанализируем художественный повествовательный текст М. Ю. Лермонтова:
Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.
М. Ю. Лермонтов (1814-1841, русский поэт)
Вопросы для анализа:
- Согласны ли вы с тем, что представленный для анализа текст относится к повествовательному типу? Почему?
- Какие особенности повествовательного типа речи вы можете выделить в анализируемом тексте?
- Какова структура анализируемого текста?
Описание
Описание — тип речи, где описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Выделяют четыре вида описания:
Композиция описания, наиболее характерные её элементы:
- общее представление о предмете;
- описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
- авторская оценка, вывод, заключение.
В описании широко используются:
- слова, обозначающие качества, свойства предметов;
- глаголы в форме прошедшего времени несовершенного вида, а для особой наглядности, изобразительности — в форме настоящего времени;
- согласованные и несогласованные определения;
- назывные и неполные предложения.
Анализ текста
Проанализируем описательный текст И. А. Бунина:
Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.
И. А. Бунин (1870-1953, русский писатель)
Вопросы для анализа:
- Согласны ли вы с тем, что представленный для анализа текст относится к типу речи описание? Почему?
- Какие особенности типа речи вы можете выделить в анализируемом тексте?
- Какова структура анализируемого текста?
Рассуждение
Рассуждение — тип речи, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Выделяют три вида рассуждения:
Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой.
Рассуждение может выступать в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога и др.
Рассуждение строится по следующему плану:
- тезис (высказывается какая-то мысль);
- аргументы, доказывающие его;
- вывод, или заключение.
Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса.
Анализ текста
Проанализируем текст типа рассуждение Н. Морозова:
Странная это вещь – книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание – и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.
Да, странная вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?
Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.
Н. Морозов
Вопросы для анализа:
- Согласны ли вы с тем, что представленный для анализа текст относится к типу рассуждение? Почему?
- Какие особенности типа речи вы можете выделить в анализируемом тексте?
- Какова структура анализируемого текста?
Контрольные вопросы:
- Что такое типы речи?
- Какие существуют типы речи? Каковы их особенности?
- Какова структура написания текста по каждому из типов речи?