Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Типы речи. Структура текста типа описания, повествования, рассуждения

Текст

Типы речи. Структура текста типа описания, повествования, рассуждения

Сегодня на занятии мы углубим наши знания по уже известным типам речи: описанию, повествованию, рассуждению. Кроме того, мы отдельно поговорим о структуре текстов разных типов речи.

 

Желаем вам успехов в повторении и закреплении материала!

План урока

  • Понятие «Типы речи»
  • Повествование
    • Анализ текста
  • Описание
    • Анализ текста
  • Рассуждение
    • Анализ текста

Цели урока

  • Знать: классификацию типов речи; особенности типов речи и структуры текста.
  • Уметь: определять принадлежность текста к одному из типов речи; выделять в тексте особенности, соответствующие определенному типу речи.

 

Типы речи


Типы речи —  разграничение речи по обобщенному значению на повествование, описание, рассуждение.


Повествование


Повествование —  тип речи, в котором излагаются события в определённой последовательности.


Выделяют два вида повествования:

Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:

 

  • экспозиция;
  • завязка;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязка.

 

Произведения повествовательного типа речи могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия, т. е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.

 

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

 

Повествованию свойственны:

 

  • сообщение о развивающихся событиях, действиях или состояниях;
  • динамичность.

 

Ведущая часть речи — глагол или слова со значением движения.

 

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.

 


Анализ текста

 

Проанализируем художественный повествовательный текст М. Ю. Лермонтова:

Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.

 

М. Ю. Лермонтов (1814-1841, русский поэт)

 

Вопросы для анализа:

 

  1. Согласны ли вы с тем, что представленный для анализа текст относится к повествовательному типу? Почему?
  2. Какие особенности повествовательного типа речи вы можете выделить в анализируемом тексте?
  3. Какова структура анализируемого текста?


Описание


Описание — тип речи, где описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.


Выделяют четыре вида описания:

Композиция описания, наиболее характерные её элементы:

 

  • общее представление о предмете;
  • описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
  • авторская оценка, вывод, заключение.

 

В описании широко используются:

 

  • слова, обозначающие качества, свойства предметов;
  • глаголы в форме прошедшего времени несовершенного вида, а для особой наглядности, изобразительности — в форме настоящего времени;
  • согласованные и несогласованные определения;
  • назывные и неполные предложения.


Анализ текста

 

Проанализируем описательный текст И. А. Бунина:

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.

 

И. А. Бунин (1870-1953, русский писатель)

 

Вопросы для анализа:

 

  1. Согласны ли вы с тем, что представленный для анализа текст относится к типу речи описание? Почему?
  2. Какие особенности типа речи вы можете выделить в анализируемом тексте?
  3. Какова структура анализируемого текста?


Рассуждение


Рассуждение  тип речи, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.


Выделяют три вида рассуждения:

Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой.

 

Рассуждение может выступать в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога и др.

 

Рассуждение строится по следующему плану:

 

  • тезис (высказывается какая-то мысль);
  • аргументы, доказывающие его;
  • вывод, или заключение.

 

Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса.


Анализ текста

 

Проанализируем текст типа рассуждение Н. Морозова:

Странная это вещь – книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание – и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.

Да, странная вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

 

Н. Морозов

 

Вопросы для анализа:

 

  1. Согласны ли вы с тем, что представленный для анализа текст относится к типу рассуждение? Почему?
  2. Какие особенности типа речи вы можете выделить в анализируемом тексте?
  3. Какова структура анализируемого текста?


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое типы речи?
  2. Какие существуют типы речи? Каковы их особенности?
  3. Какова структура написания текста по каждому из типов речи?


Предыдущий урок
Способы и средства связи предложений в тексте
Текст
Следующий урок
Портретный очерк
Текст
  • Рыночная экономика

    Обществознание

  • Центральные и вписанные углы

    Геометрия

  • Эксперименты Кулона. Закон Кулона. Сложение электрических сил

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке