На прошлом занятии вы узнали, что такое речь, какие бывают виды речи, а также то, какие функции она выполняет. Сегодня на уроке вы более подробно узнаете о функциональных разновидностях языка.
Желаем вам успехов в освоении нового материала!
- Стили речи
- Речевые ситуации
- Знать: названия и особенности функциональных стилей речи, определение и состав речевой ситуации.
- Уметь: определять принадлежность текста к стилю речи и его речевую ситуацию.
Функциональные стили речи — это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Стиль речи напрямую зависит от речевой ситуации: от того, где мы говорим, с кем и зачем.
На данный момент существует пять функциональных разновидностей языка:
Разговорная речь
Разговорная речь используется для обычного, повседневного общения, где не требуется никаких строгих правил и границ. Признаками разговорного стиля являются спонтанность (мы не готовим речь заранее), эмоциональность (выражается при помощи невербальных средств коммуникации), непринужденность. Для данного стиля характерно использование разговорной и просторечной лексики, неполных предложений. Задача речи: общение, обмен информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке, обмен мыслями или чувствами.
Художественная речь
Художественный стиль используется в художественной литературе. Этот стиль предполагает предварительный тщательный отбор языковых средств: для создания образов используется всё богатство лексики, возможности разных стилей; он характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей – в данном стиле она выполняет эстетическую функцию.
Задача речи: воздействие на воображение и чувства читателя, передача мыслей и чувств автора.
Научный стиль
Научный стиль мы можем встретить в учебниках, энциклопедиях, научных трудах. Сфера использования этого стиля — наука, научные сферы деятельности научные издания (например, журналы), научные мероприятия.
Задача речи: сообщение научной информации: описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, правил и т.д.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке. Сфера применения официально-делового стиля — деловые отношения, преимущественное право и управление, автор — юрист, правовед, дипломат и просто гражданин. Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.
Задача речи: сообщение информации, имеющей практическое значение, инструкция по выполнению того или иного действия.
Публицистический стиль
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.
Задача речи: сообщение информации о жизни страны, воздействие на массы, формирование определенного отношения к общественным делам.
Речевые ситуации
Каждому из стилей речи соответствует определенная речевая ситуация:
Проанализируем примеры
1. В качестве примера разговорной речи проанализируем отрывок из повести «Приключения Тома Сойера» М. Твена.
— Эй, Гекльберри! Здравствуй!
— Здравствуй и ты, если хочешь…
— Что это у тебя?
— Дохлая кошка.
— Дай-ка, Гек, посмотреть!.. Ишь ты, окоченела совсем. Где ты ее достал?
М. Твен (1835-1910, американский писатель)
Мы видим, что между Томом Сойером и Гекльберри Финном происходит диалог, то есть общение один на один. Мальчики общаются в неофициальной обстановке и сообщают друг другу бытовую информацию, выражают свои эмоции при помощи разговорных частиц («эй», «-ка», «ишь ты»).
2. Для анализа художественной речи возьмем отрывок из романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
Л. Н. Толстой (1828-1910, русский писатель и мыслитель)
Данный художественный текст написал Л. Н. Толстой, а его читают многие люди (речевая ситуация: один – много). Читая текст, мы представляем себе этот дуб, то есть происходит воздействие на наше воображение. Описание дерева вызывает у нас эмоции, это достигается использованием различных средств художественной изобразительности, таких как: метафора («корой, заросшей старыми болячками»), олицетворение («он один не хотел подчиняться обаянию весны»), эпитеты («старым, сердитым, презрительным уродом») и т.д.
3. В качестве примера научного стиля речи возьмем определение вымышленного понятия «Фотограм».
Photogram (рус. Фотограм) — приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей.
В данной словарной статье мы видим четкое описание понятия «Фотограм», нам сообщается о том, что это такое и какие функции в нем заложены.
4. Проанализируем официально-деловой стиль речи на примере письма клиенту.
Уважаемый Сергей Сергеевич! В ответ на Ваш запрос об установке новой двери сообщаем, что 25 декабря к Вам выедет представитель нашей компании. Обычно срок установки двери составляет не более одного часа. Надеемся, что Вы будете удовлетворены качеством нашей работы.
С уважением, компания «Трейд»
Письмо клиенту начинается с официального, общепринятого обращения («Уважаемый Сергей Сергеевич») и заканчивается подписью автора («С уважением, компания «Трейд»). Данное письмо информирует заказчика в официальном стиле. Все предложения текста полные, передают точную информацию.
5. В качестве примера публицистического стиля возьмем отрывок статьи.
Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
Текст статьи начинается с риторических вопросов, которые являются характерной чертой публицистического стиля. Их задача – привлечь внимание читателя, заинтересовать его. В нем используются яркие, образные выражения для воздействия на читателя («грызть гранит науки»).
Контрольные вопросы:
- Какие существуют стили речи?
- По какому признаку они классифицируются?
- Какие признаки входят в понятие речевой ситуации?