Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Русский язык в семье славянских языков. Речь и язык. Стили речи

Культура речи

Русский язык в семье славянских языков

Сегодня вы начинаете изучение русского языка в 8 классе. На первом уроке, по доброй традиции, мы с вами поговорим о семье русского языка: когда он возник, какие у него есть «родственники» и как сравнительный анализ помогает выявить эти взаимосвязи. 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Индоевропейская языковая семья
  • Праславянские языки
  • Древнерусский язык
  • Русский язык

Цели урока

  • Знать: языковую семью, в которую входит русский язык, место русского языка среди славянских языков.
  • Уметь: размышлять о месте русского языка в семье славянских языков.

 

Одной из крупнейших языковых семей Евразии является семья индоевропейских языков. В состав индоевропейской семьи входит около 140 языков (английский, немецкий, испанский, русский, украинский и др.), на которых говорит в общей сложности более 2 миллиардов человек.

 

Индоевропейская семья включает в себя группу славянских языков (русский, украинский, белорусский, болгарский, чешский, польский и др.), которые восходят к праславянскому языку, просуществовавшему до середины I тысячелетия н.э. В древности на этом языке говорили народы, населявшие территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Родство всех славянских языков проявляется в некотором фонетическом и грамматическом сходстве, а также в схожей лексике. Например, для многих славянских языков являются общими такие слова, как: род, мать, дочь, небо, солнце, пшеница, корова и т.д.

 

Постепенно славянские племена расселились на обширной территории и поэтому начали утрачивать связи друг с другом. Язык каждой обособившейся группы продолжал развиваться, приобретая новые фонетические, лексические, грамматические особенности. Например, русскому глаголу идти, соответствует украинское слово іти, белорусское ісци, болгарское ида, чешское jiti, словацкое ist, польское isc.

 

Как вы можете заметить, некоторые языки имеют больше сходств с одними, чем с другими языками. Это связано с территориальной близостью проживания племён, поэтому учёные выделяют три группы языков: восточнославянские, западнославянские, южнославянские. Русский язык входит в группу восточнославянских языков вместе с украинским и белорусским. Более наглядно информацию о группе славянских языков вы можете посмотреть на схеме.

Примерно в VII-VIII веках восточные славяне начали создавать единое государство – Киевскую Русь, таким образом появилась древнерусская народность. Именно поэтому восточнославянский язык стали называться древнерусским.  Приблизительно в XIV-XV веках из общей древнерусской народности выделились русская, украинская и белорусская народности. Каждая из них образовала свой язык – русский, украинский и белорусский соответственно. Однако в этих языках и сегодня можно наблюдать много общего.

 

Именно сравнительный анализ родственных языков дает нам большое количество информации о том, как и когда были связаны различные народы, говорящие на этих языках.


Контрольные вопросы:

 

  1. К какой языковой семье принадлежит русский язык?
  2. На какие три группы делятся все славянские языки?
  3. Какие языки являются самыми близкими родственниками для русского языка? В чем это проявляется?


 

Предыдущий урок
Жанры публицистики. Статья
Текст
Следующий урок
Междометие. Слова ДА, НЕТ
Морфология
  • Обобщающие слова при однородных членах

    Русский язык

  • Однородные и неоднородные определения

    Русский язык

  • А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «О войне». «О награде». «Гармонь». «От автора»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке