Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Способы и средства связи предложений в тексте

Текст

18.04.2024
4305
0

Способы и средства связи предложений в тексте

Связность текста – категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения его элементов: предложений, абзацев, сверхфразовых единств и т. д. Она строится на основе лексико-грамматических возможностей языка. Однако языковая связность порождается смысловой связью, движением мысли и информации внутри фраз и от фразы к фразе, от абзаца к абзацу. В течение данного занятия вам предстоит углубить и расширить свои знания по теме «Способы и средства связи предложений в тексте».

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала и в закреплении пройденного ранее!

План урока

  • Способы связи предложений в тексте
    • Последовательная связь предложений в тексте
    • Параллельная связь предложений в тексте
  • Средства связи предложений в тексте
    • Лексические средства
    • Морфологические средства
    • Синтаксические средства

Цели урока

  • Знать: понятия способов и средств связи предложений в тексте, их классификацию и особенности.
  • Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте, строить предложения с различными способами и средствами связи.

Способы связи предложений в тексте

В русском языке способы связи предложений используются для того, чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст. Информация в связываемых предложениях при любом из способов связи делится на «данное» и «новое» (далее «Д» и «Н»).

 

Существуют два способа связи предложений в тексте:

Последовательная связь предложений в тексте

При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. д. Мысль автора развивается последовательно. «Новое» первого предложения становится «данным» второго предложения. Механизм действия последовательного способа связи вы можете видеть на схеме:


Рассмотрим пример

Однажды мы пошли на экскурсию на автозавод(Н1). Там(Д1) нам показали конвейер(Н2). На конвейере(Д2) собирают новые автомобили(Н3).

! Обратите внимание: В первом предложении формально нельзя выделить «данное», ввиду того что оно первое, вся информация является новой.


Параллельная связь предложений в тексте

При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения. Механизм действия параллельного способа связи вы можете видеть на схеме:


Рассмотрим пример 

Наступила осень (Д1=Д2=Д3=Д4)*. Дни стали короче(Н2). На улице с каждым днем становится прохладнее(Н3). Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться(Н4).

*В рассматриваемом примере в первом предложении нет «новой» информации, вся информация относится к «данному» и сохраняется на протяжении всего текста.


Обратите внимание! На протяжении всего текста сохраняется одно и то же «данное» из первого предложения.


Средства связи предложений в тексте

Логическая связь в тексте обусловлена повторением в том или ином виде информации из данного предложения в следующем предложении.

Помимо способов связи предложений в тексте также выделяют средства связи, к ним относятся три вида средств:

Лексические средства связи предложений в тексте

Ниже в таблице представлены лексические средства связи предложений в тексте с примерами и пояснением.

Морфологические средства связи предложений в тексте

Ниже в таблице представлены морфологические средства связи предложений в тексте с примерами и пояснением.

Синтаксические средства связи предложений в тексте

Ниже в таблице представлены синтаксические средства связи предложений в тексте с примерами и пояснением.


Контрольные вопросы:

 

  1. Какие существуют способы и средства связи предложений в тексте?
  2. Какие функции они выполняют?
  3. На какие группы они делятся?


Предыдущий урок
Жанры публицистики. Статья
Текст
Следующий урок
Типы речи. Структура текста типа описания, повествования, рассуждения
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Решение задач. Смешанное соединение проводников. Электрические цепи. Измерение токов и напряжений в цепи

    Физика

  • Современный работник. Закрепление по теме «Экономика»

    Обществознание

  • Врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путём

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке