Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Жанры публицистики. Статья

Текст

Жанры публицистики. Статья

 

Статья – один из самых распространенных жанров публицистики. Мы читаем статьи, когда хотим узнать, какой цвет моден в этом сезоне, какая машина имеет большую мощность, как правильно ухаживать за подаренным цветком, каков рост инфляции в стране и т.д.  Сегодня на уроке вы узнаете о том, что такое статья, какова ее структура и языковые особенности. 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

 

План урока

  • Статья как жанр публицистики
  • Композиция статьи и её языковые особенности

Цели урока

  • Знать: определение понятия «статья», структуру статьи как жанра публицистики, языковые особенности
  • Уметь: анализировать статью с точки зрения структуры и языковых особенностей, самостоятельно создавать тексты данного жанра

 

Статья как жанр публицистики 

 


Статья  — это аналитический жанр публицистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления.


 

Существует несколько видов статей: общеисследовательская, новостная, проблемная, информационная, обзорная, полемическая и т.д. 

Сегодня на уроке мы рассмотрим специфику проблемной статьи

Главная задача проблемной статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какого-то утверждения. Такая статья должна быть убедительной, доказательной, в ней обязательно должна присутствовать точка зрения автора. 

 

Композиция статьи и ее языковые особенности

 


Композиция статьи, как и любого другого текста, трехчастная: зачин, основная часть, концовка. 


 

Однако кроме этих традиционных составляющих тексту статьи обычно предшествует лид. Лид — это  первый абзац в статье, который несет в себе важную информацию о тексте и позволяет заострить внимание читателя на том материале, который будет рассматриваться в статье. 

В зачине автором статьи ставится проблемный вопрос и выдвигается тезис

В основной части автор аргументирует свою точку зрения (тезис), приводит примеры. Помните о том, что каждый новый аргумент должен быть выделен в отдельный абзац.

Для связи аргументов с тезисом в статье используются союзы (так как, потому что, хотя, тем не менее и др.), вводные слова и конструкции (во-первых, во-вторых, наконец и др.).

В концовке автор подводит итоги рассуждения, делает вывод

Вывод обычно присоединяется такими вводными словами, как: итак, следовательно, таким образом

Ведущим типом речи в статье является рассуждение. Внутри текста могут использоваться как описание, так и повествование для реализации авторского замысла.


Проанализируем пример статьи:

 

Многие подростки устраивают бойкоты родителям, когда те пытаются затащить их в каникулы на дачу. Можно ли оставлять 16-летнего ребёнка одного? И можно ли наказать родителя? Разбираемся с юристом Анной Пойловой.

 

Вопрос. Мы уехали на дачу и оставили ребенка (16 лет) дома одного. Соседи сообщили об этом в полицию. Что нам за это будет?

          

Ответ. Российское законодательство не регламентирует возраст, с которого ребенок может находиться без присмотра родителей, законных представителей, опекунов. Частичную дееспособность дети получают по достижении 14 лет.

Согласно ФЗ 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», несовершеннолетним нельзя находиться на улице одним в общественных местах без сопровождения взрослых с 22:00 до 06:00. Остальные случаи законодательство не регламентирует.

Согласно ст. 61 Семейного кодекса РФ ответственность за ребенка лежит на родителях или опекунах.

Если законные представители допустили ситуацию, в которой здоровью несовершеннолетнего был нанесен вред, то взрослые могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.

К уголовной ответственности родители могут быть привлечены в соответствии со ст. 125 УК РФ («Оставление в опасности») или с ч. 1 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»).

К административной ответственности родители могут быть привлечены по ст. 5.35. КоАП РФ.

Соответственно, если с ребенком во время отъезда ничего не случилось, жалобы соседей не смогут повлиять на обстоятельства дела.

 

Интернет-издание «Мел»

          Данная статья начинается с лида (первый абзац). В нём кратко и ёмко обозначается тема статьи и автор. Проблемный вопрос сформулирован читателем (2 абзац), а тезис – автором статьи юристом Анной Пойловой (3 абзац). Далее автор приводит ряд аргументов, ссылаясь на ФЗ, УК и Семейный кодекс. В концовке автор подводит итоги, утверждая тезис (последний абзац). 


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое статья?
  2. Какова композиция статьи?
  3. Что такое лид?


Предыдущий урок
Портретный очерк
Текст
Следующий урок
Междометие. Слова ДА, НЕТ
Морфология
  • Ковалентная неполярная и полярная химическая связь

    Химия

  • Методы изучения химии

    Химия

  • Внешняя политика России на южном направлении. Европейское направление внешней политики России во второй половине XVIII в.

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке