Статья – один из самых распространенных жанров публицистики. Мы читаем статьи, когда хотим узнать, какой цвет моден в этом сезоне, какая машина имеет большую мощность, как правильно ухаживать за подаренным цветком, каков рост инфляции в стране и т.д. Сегодня на уроке вы узнаете о том, что такое статья, какова ее структура и языковые особенности.
Желаем вам успехов в освоении нового материала!
- Статья как жанр публицистики
- Композиция статьи и её языковые особенности
- Знать: определение понятия «статья», структуру статьи как жанра публицистики, языковые особенности
- Уметь: анализировать статью с точки зрения структуры и языковых особенностей, самостоятельно создавать тексты данного жанра
Статья как жанр публицистики
Статья — это аналитический жанр публицистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления.
Существует несколько видов статей: общеисследовательская, новостная, проблемная, информационная, обзорная, полемическая и т.д.
Сегодня на уроке мы рассмотрим специфику проблемной статьи.
Главная задача проблемной статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какого-то утверждения. Такая статья должна быть убедительной, доказательной, в ней обязательно должна присутствовать точка зрения автора.
Композиция статьи и ее языковые особенности
Композиция статьи,[/def ] как и любого другого текста, трехчастная: зачин, основная часть, концовка.
Однако кроме этих традиционных составляющих тексту статьи обычно предшествует лид. Лид — это первый абзац в статье, который несет в себе важную информацию о тексте и позволяет заострить внимание читателя на том материале, который будет рассматриваться в статье.
В зачине автором статьи ставится проблемный вопрос и выдвигается тезис.
В основной части автор аргументирует свою точку зрения (тезис), приводит примеры. Помните о том, что каждый новый аргумент должен быть выделен в отдельный абзац.
Для связи аргументов с тезисом в статье используются союзы (так как, потому что, хотя, тем не менее и др.), вводные слова и конструкции (во-первых, во-вторых, наконец и др.).
В концовке автор подводит итоги рассуждения, делает вывод.
Вывод обычно присоединяется такими вводными словами, как: итак, следовательно, таким образом.
Ведущим типом речи в статье является рассуждение. Внутри текста могут использоваться как описание, так и повествование для реализации авторского замысла.
Проанализируем пример статьи:
Многие подростки устраивают бойкоты родителям, когда те пытаются затащить их в каникулы на дачу. Можно ли оставлять 16-летнего ребёнка одного? И можно ли наказать родителя? Разбираемся с юристом Анной Пойловой.
Вопрос. Мы уехали на дачу и оставили ребенка (16 лет) дома одного. Соседи сообщили об этом в полицию. Что нам за это будет?
Ответ. Российское законодательство не регламентирует возраст, с которого ребенок может находиться без присмотра родителей, законных представителей, опекунов. Частичную дееспособность дети получают по достижении 14 лет.
Согласно ФЗ 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
несовершеннолетним нельзя находиться на улице одним в общественных местах
без сопровождения взрослых с 22:00 до 06:00. Остальные случаи законодательство не регламентирует.
Согласно ст. 61 Семейного кодекса РФ ответственность за ребенка лежит на родителях или опекунах.
Если законные представители допустили ситуацию, в которой здоровью несовершеннолетнего был нанесен вред, то взрослые могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.
К уголовной ответственности родители могут быть привлечены в соответствии со ст. 125 УК РФ («Оставление в опасности») или с ч. 1 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»).
К административной ответственности родители могут быть привлечены по ст. 5.35. КоАП РФ.
Соответственно, если с ребенком во время отъезда ничего не случилось, жалобы соседей не смогут повлиять на обстоятельства дела.
Интернет-издание «Мел»
Данная статья начинается с лида (первый абзац). В нём кратко и ёмко обозначается тема статьи и автор. Проблемный вопрос сформулирован читателем (2 абзац), а тезис – автором статьи юристом Анной Пойловой (3 абзац). Далее автор приводит ряд аргументов, ссылаясь на ФЗ, УК и Семейный кодекс. В концовке автор подводит итоги, утверждая тезис (последний абзац).
Контрольные вопросы:
- Что такое статья?
- Какова композиция статьи?
- Что такое лид?