Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Жанры публицистики. Статья

Текст

21.12.2024
2416
0

Жанры публицистики. Статья

 

Статья – один из самых распространенных жанров публицистики. Мы читаем статьи, когда хотим узнать, какой цвет моден в этом сезоне, какая машина имеет большую мощность, как правильно ухаживать за подаренным цветком, каков рост инфляции в стране и т.д.  Сегодня на уроке вы узнаете о том, что такое статья, какова ее структура и языковые особенности. 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

 

План урока

  • Статья как жанр публицистики
  • Композиция статьи и её языковые особенности

Цели урока

  • Знать: определение понятия «статья», структуру статьи как жанра публицистики, языковые особенности
  • Уметь: анализировать статью с точки зрения структуры и языковых особенностей, самостоятельно создавать тексты данного жанра

Статья как жанр публицистики 


Статья — это аналитический жанр публицистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления.


 

Существует несколько видов статей: общеисследовательская, новостная, проблемная, информационная, обзорная, полемическая и т.д. 

Сегодня на уроке мы рассмотрим специфику проблемной статьи

Главная задача проблемной статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какого-то утверждения. Такая статья должна быть убедительной, доказательной, в ней обязательно должна присутствовать точка зрения автора. 

Композиция статьи и ее языковые особенности


Композиция статьи,[/def ] как и любого другого текста, трехчастная: зачин, основная часть, концовка. 


 

Однако кроме этих традиционных составляющих тексту статьи обычно предшествует лид. Лид — это  первый абзац в статье, который несет в себе важную информацию о тексте и позволяет заострить внимание читателя на том материале, который будет рассматриваться в статье. 

В зачине автором статьи ставится проблемный вопрос и выдвигается тезис

В основной части автор аргументирует свою точку зрения (тезис), приводит примеры. Помните о том, что каждый новый аргумент должен быть выделен в отдельный абзац.

Для связи аргументов с тезисом в статье используются союзы (так как, потому что, хотя, тем не менее и др.), вводные слова и конструкции (во-первых, во-вторых, наконец и др.).

В концовке автор подводит итоги рассуждения, делает вывод

Вывод обычно присоединяется такими вводными словами, как: итак, следовательно, таким образом

Ведущим типом речи в статье является рассуждение. Внутри текста могут использоваться как описание, так и повествование для реализации авторского замысла.
 



Проанализируем пример статьи:


 

Многие подростки устраивают бойкоты родителям, когда те пытаются затащить их в каникулы на дачу. Можно ли оставлять 16-летнего ребёнка одного? И можно ли наказать родителя? Разбираемся с юристом Анной Пойловой.

 

Вопрос. Мы уехали на дачу и оставили ребенка (16 лет) дома одного. Соседи сообщили об этом в полицию. Что нам за это будет?

          

Ответ. Российское законодательство не регламентирует возраст, с которого ребенок может находиться без присмотра родителей, законных представителей, опекунов. Частичную дееспособность дети получают по достижении 14 лет.

Согласно ФЗ 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 
несовершеннолетним нельзя находиться на улице одним в общественных местах 
без сопровождения взрослых с 22:00 до 06:00. Остальные случаи законодательство не регламентирует.

Согласно ст. 61 Семейного кодекса РФ ответственность за ребенка лежит на родителях или опекунах.

Если законные представители допустили ситуацию, в которой здоровью несовершеннолетнего был нанесен вред, то взрослые могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.

К уголовной ответственности родители могут быть привлечены в соответствии со ст. 125 УК РФ («Оставление в опасности») или с ч. 1 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»).

К административной ответственности родители могут быть привлечены по ст. 5.35. КоАП РФ.

Соответственно, если с ребенком во время отъезда ничего не случилось, жалобы соседей не смогут повлиять на обстоятельства дела.

 

Интернет-издание «Мел»

          Данная статья начинается с лида (первый абзац). В нём кратко и ёмко обозначается тема статьи и автор. Проблемный вопрос сформулирован читателем (2 абзац), а тезис – автором статьи юристом Анной Пойловой (3 абзац). Далее автор приводит ряд аргументов, ссылаясь на ФЗ, УК и Семейный кодекс. В концовке автор подводит итоги, утверждая тезис (последний абзац). 

 


 

Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое статья?
  2. Какова композиция статьи?
  3. Что такое лид?


Предыдущий урок
Жанры публицистики. Репортаж
Текст
Следующий урок
Портретный очерк
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Внешняя политика России на южном направлении. Европейское направление внешней политики России во второй половине XVIII в.

    История

  • Трапеция. Прямоугольная трапеция. Равнобедренная трапеция и её свойства

    Геометрия

  • Распределение температур и осадков

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке