Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.Т. Твардовский. Лирика

Русская литература XX века

11.12.2024
2623
0

А.Т. Твардовский. Лирика

План урока

  • Слово об А.Т. Твардовском
  • Лирика А.Т. Твардовского

Цели урока

  • Знать вехи жизни и творчества А.Т. Твардовского, особенности лирики поэта о Родине и природе, раскрытие темы войны в стихотворении «Я убит подо Ржевом...»
  • Уметь анализировать лирические произведения, работать с текстом, находить изобразительно-выразительные средства, определять стихотворный размер

Разминка

  • С какими произведениями А.Т. Твардовского вы уже знакомы?
  • Какая поэма принесла поэту всероссийскую славу?

Слово об А.Т. Твардовском

Рис. 1. А. Т. Твардовский, 1941, автор неизвестен

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971)

 

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии. Трифон Гордеевич, отец поэта, был человеком грамотным и начитанным. Он сумел подобрать свою домашнюю библиотеку. В доме Твардовских вечерами читали вслух А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и других поэтов. 

 

Мария Митрофановна, мать поэта, «была всегда очень впечатлительна и чутка», писал А.Т. Твардовский в «Автобиографии». «Ее до слез трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни с далеких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т.п.»

 

Стихи Александр стал сочинять в детстве, еще не выучив толком азбуки. С 1918 года мальчику довелось поменять несколько школ. Хотя учился он неплохо, обучение не окончил из-за тяжелого материального положения в семье. С 14 лет стал посылать небольшие заметки в газеты, в 1925 году в одной из газет было напечатано первое стихотворение. Александр Твардовский свои произведения отнес в газету «Рабочий путь», руководил которой знаменитый поэт-песенник М. Исаковский. Под его влиянием А.Т. Твардовский формируется как поэт. 

 

В 17 лет А.Т. Твардовский уехал в Москву, чтобы заняться литературным творчеством, но покорить столицу не удалось. Его почти не печатали, и он возвратился в Смоленск, где был уже известен.

 

В 1931 году была напечатана поэма «Путь к социализму». Это произведение об успехах коллективизации было написано убежденным комсомольцем Александром Твардовским. Впоследствии сам автор поэму назвал неудачным опытом. В марте этого же года А.Т. Твардовский узнал, что его семья пострадала от коллективизации, была подвергнута раскулачиванию и отправлена на поселение на северный Урал. В критике стали появляться негативные отзывы, его называли «кулацким подголоском». 

 

В 1932 году Александр Твардовский поступил в Смоленский педагогический институт, куда его приняли, несмотря на отсутствие среднего образования. Пробелы в знаниях по школьной программе он восполнял упорным самообразованием. А.Т. Твардовский в институтской библиотеке, где проводил все свободное время, познакомился с будущей женой М. Гореловой, которая стала первым читателем его произведений и критиком. В 1935 году вышел первый сборник стихов.

В 1936 году А.Т. Твардовский перевелся в Московский институт философии, литературы и искусства, в котором учился до 1939 года. За поэму «Страна Муравия», напечатанную в 1936 году, 28-летнему Александру Твардовскому вручили высшую награду страны – «Орден Ленина». Поэма понравилась Сталину, А.Т. Твардовского перестали ругать критики. Произведение ввели в обязательный курс литературы, хотя ее автор сам был еще студентом. Став известным поэтом, Александр Твардовский добился возвращения семьи в Смоленск. 

 

С первых дней Великой Отечественной войны служил армейским корреспондентом на фронте, часто бывал на передовой. Дважды попадал в окружение, чудом вырываясь оттуда. В 1943 году поэт оказался на своей малой родине во время освобождения Смоленской области.

 

«Родное Загорье. Только немногим жителям здесь удалось избежать расстрела или сожжения. Местность так одичала и так непривычно выглядит, что я не узнал даже пепелище отцовского дома», – вспоминал поэтСтрашные годы войны не могли не отразиться в произведениях поэта. А.Т. Твардовский известен прежде всего своей военной лирикой. Помимо множества заметок, очерков и статей для военных газет, Александр Твардовский писал стихотворения, поэму «Василий Тёркин» и поэму «Дом у дороги». 

 

Можно сказать, что война осталась с А.Т. Твардовским на всю жизнь. В 1954 году он закончил новую поэму про Теркина, она вызвала общественный шок. Это была сатирическая поэма «Теркин на том свете», в которой бравый солдат оказывается в аду, где все похоже на реальную жизнь страны, возглавляемой партийными бюрократами. Поэму осудили Хрущев и ЦК партии, назвав злой пародией на советский строй и запретив публиковать. 

 

Долгое время Александр Твардовский был редактором «Нового мира», самого передового и популярного журнала в СССР. Дважды его лишали этого поста за слишком смелые публикации, в 1954 году за попытку опубликовать поэму «Теркин на том свете». В 1970 году он сам был вынужден написать заявление об отставке из-за увольнения сотрудников журнала, которые были его единомышленниками. А.Т. Твардовского наградили орденом Трудового Красного Знамени и уволили. В его жизни так было всегда: то награда, то травля. 

 

Благодаря редакторской деятельности А.Т. Твардовского читатели узнали много талантливых авторов: А. Солженицына, В. Быкова, В. Шукшина, В. Распутина, Ч. Айтматова, Ф. Абрамова и многих других. «Новый мир» оказывал значительное влияние на интеллектуальную и духовную жизнь страны. 

 

После разгона редакции журнала А.Т. Твардовский пережил инсульт, лишивший его речи и подвижности. 

 

Скончался писатель 18 декабря 1971 года. Погребен на Новодевичьем кладбище.


  1. В какой семье родился А.Т. Твардовский?
  2. Редактором какого журнала долгое время был А.Т. Твардовский? Какую роль этот журнал играл в культурной жизни страны?
  3. Какие авторы появились в русской литературе благодаря редакторской деятельности А.Т. Твардовского?


Лирика А.Т. Твардовского

В раннем творчестве А.Т. Твардовский проявил себя как пейзажный лирик. В это время, в начале 20-хгодов, в моде были футуризм, имажинизм, заумь обэриутов. А.Т. Твардовский отказался от модного поиска новых художественных средств. Он считал новые слова, синтаксис и грамматику ненужными излишествами, так же, как эпатаж и сложные философские теории. По мнению поэта, писать нужно об окружающем мире, о человеке, о том, с чем встречаешься каждый день. И стихи должны быть понятными, простыми. 

 

В 15 лет Александр Твардовский написал стихотворение «Весенние строчки». Стихотворение наполнено радостью, в нём описывается весеннее утро.

 

Лучи поэт сравнивает с тонким орешником, ветви которого гнутся под легким весенним ветерком. С первыми солнечными лучами оживает природа. Мир в стихотворении полон света и тепла, он открыт человеку. Поэт наделяет человеческими качествами неживые предметы: «стадо проталин проснулось, живет…» Хутор оживает, оттаивает и оставляет на окнах слёзы: «хутор окна прослезил». Ещё утром всё было сковано морозом, а к полудню солнышко разбудило природу: «к полудню – полем солнце тянет/Большую теплую весну». И конечно же, явный признак весны – это возвращение журавлей из тёплых стран. Смена времён произошла, и теперь начинается новый виток в жизни природы.

 

Таким же радостным настроением пропитано и стихотворение «Урожай». Если в «Весенних строчках» воспевается расцвет природы, то «Урожай» – настоящий гимн её щедрости. Лирический герой стихотворения – простой крестьянин, труженик. Он воспевает тяжёлый, но благодарный труд крестьянина. 

 

Корни лирики А.Т. Твардовского – в его крестьянском детстве. Поэт знает, что такое тяжёлый труд, и не боится его. Он искренне любит скупую болотистую природу родных мест, чувствует неразрывную связь с землёй. В его стихах нет ничего нарочитого, никаких заигрываний с фольклором, стремлений нарядиться в лапти, которое отличало так называемых «крестьянских поэтов». Эту искренность и простоту стихов и прозы Твардовский сохранит до конца своих дней.

 

Первая публикация Александра Твардовского произошла в 1925 году. Это было стихотворение «Новая изба» в газете «Смоленская деревня». Первый сборник автора выходит в 1935 году – «Сборник стихов. 1930-1935».

 

После переезда в Смоленск в 1928 поэт создает свою первую поэму «Путь к социализму». В 1936 с семьей переезжает в Москву, где работает над поэмой «Страна Муравия», вышедшей в 1938 году.

 

В обеих поэмах А.Т. Твардовский изображает коллективизацию как предвестника светлого будущего. Несмотря на то, что родители вместе с братьями поэта были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжён односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств, что отразилось в раннем творчестве автора.

 

С 1941 года поэт служит военным корреспондентом в газетах «Красная армия», «Красноармейская правда».

Рис. 2. Памятник А.Т. Твардовскому в Смоленске.

Во время работы на фронте поэт трудится над созданием поэмы «Василий Теркин», которая впоследствии стала самым популярным произведением А.Т. Твардовского. Поэма отличается простым слогом, быстрым развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. Главы «Василия Теркина» печатались в «Красноармейской правде».

 

По окончании войны в 1946 поэт дописывает поэму «Дом у дороги», за которую через год он получит Сталинскую премию. Творчество А.Т. Твардовского периода ВОВ направлено на укрепление боевого духа у солдат красной армии. Простая и понятная лирика автора пользовалась большим успехом в те тяжелые времена.

 

Стихотворение «Я убит подо Ржевом…» посвящено событиям Ржевской битвы. Кровопролитные бои на Ржевском выступе продолжались с января 1942 года по март 1943 года. Бои были настолько страшными, что их называли Ржевской мясорубкой.

 

Рассказывая об истории создания стихотворения, А.Т. Твардовский писал: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

 

У лирического героя есть реальный прототип. Это солдат Владимир Бросалов, с которым Александр Твардовский встречался в госпитале. Во время авианалёта бойца контузило взрывом и закидало землёй. Его матери отправили похоронку, но после сообщили, что её сын выжил и находится в госпитале. Выслушав историю этих людей, поэт обещал написать стихи о боях подо Ржевом. И это обещание он исполнил, подарив нам одно из самых сильных стихотворений русской военной лирики. 

 

Стихотворение представляет собой монолог погибшего солдата. Читатель не знает его имени, не знает откуда он, сколько ему лет. Известны только обстоятельства его гибели при бомбёжке. Его смерть случайная, не героическая. Он один из сотен погибших рядовых бойцов. Лишая своего героя биографии, поэт достигает обобщения. Герой А.Т. Твардовского говорит от лица тысяч погибших на войне солдат.

 

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам всё это, живые.
Нам – отрада одна,

Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,
Вы должны его знать.

 

 

Сам поэт становится голосом «мёртвых, безгласных». В стихах нет чётко выраженной авторской позиции, поэт словно растворяет себя в этом монологе павшего солдата.

 

Какими художественными средствами создаётся этот поэтический монолог? Во-первых, А.Т. Твардовский использует множество риторических вопросов и восклицаний. Погибшего бойца волнует судьба Родины.

 

 

Я убит и не знаю –
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?
Этот месяц был страшен.
Было все на кону.

 

 

Эмоции прорываются риторическим восклицанием в ответ на страшные предположения о победе врага. Сама мысль об этом для солдата невыносима.

 

 

Нет, неправда! Задачи
Той не выиграл враг.
Нет же, нет! А иначе
Даже мёртвому, – как?

И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она – спасена.

 

 

В военной лирике А.Т. Твардовского часто сочетаются бытовое и героическое. В стихотворении «Я убит подо Ржевом...» эта особенность хорошо прослеживается в лексике. Поэт в рамках одного стихотворения использует архаизмы («Наши очи померкли), просторечия и воинские термины («лычка», «гимнастёрка», «рота», «поверка»). Военная лексика подчёркивает, что герой стихотворения прежде всего солдат, боец. Архаизмы придают стихотворению торжественное звучание, создают акцент на героизме, величии подвига солдат, защитников родной земли. А просторечия дают читателю понять, что эти самоотверженные герои – обычные люди.

 

Эмоциональный накал стихотворения усиливают также эпитеты и сравнения. Например: «безымянное болото», «грозное, горькое право», «святая клятва». Линия фронта сравнивается с горящим рубцом на теле. Можно физически почувствовать, как болезненно воспринимается солдатом война, ощутить его боль за судьбу отчизны.

 

Красной линией через всё стихотворение проходит мотив смерти и бессмертия. Герой погиб, стихотворение начинается с рассказа о его смерти. О том, что лирический герой погиб, упоминается в стихотворении несколько раз. Вместе с тем, герой не умирает, он растворяется в природе, становясь частью родной земли.

 

 

Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облаком пыли
Ходит рожь на холме.

Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.

 

 

Время в стихотворении тоже едино: прошлое, будущее и настоящее связывает тема памяти и бессмертия. Читатель слышит голос «мёртвого, безгласного» воина. Более того, он становится полноправным участником разговора, делится своими переживаниями, рассуждает, задаёт вопросы и даёт наказ оставшимся в живых собратьям-бойцам. Последние строфы стихотворения – это завещание погибшего солдата своим собратьям, оставшимся в живых.

 

 

…Я вам жить завещаю –
Что я больше могу?

Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

 

 

Примечательно, что изначально у стихотворения было другое название – «Завещание воина». Но потом поэт от него отказался – первая строчка стихотворения звучала выразительнее. Эти слова быстро стали крылатыми.

 

А.Т. Твардовский занимает одно из самых значимых мест в истории русской литературы ХХ века. В ряду других поэтов своей эпохи Александр Твардовский является в наибольшей мере «поэтом действительности». Своеобразие поэтического дара А.Т. Твардовского – в изображении правды жизни, в отсутствии выспренности, в умении подняться до высокого пафоса, не теряя связи с землей, в глубине и непосредственности чувств, точности наблюдений, тонкости ощущений, мужественности оценок действительности, емкости слова.

 

В 1960-е годы после восстановления в должности главного редактора Твардовский в поэмах «По праву памяти» (1987) и «Тёркин на том свете» пересмотрел своё отношение к Сталину и сталинизму. Особо примечательно, что редактор получил разрешение Хрущёва на публикацию повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в своем журнале.

 

Одной из основных тем в творчестве А.Т. Твардовского является тема памяти. Великая Отечественная война оставила неизгладимый отпечаток на творчестве автора. Всю войну он провел на фронте, отправляя в газеты корреспонденцию, которую ждали люди по всей стране. К теме памяти А.Т. Твардовский обращается в поэмах «По праву памяти», «За далью даль», стихотворениях «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом…»

 

Как известно сейчас, А.Т. Твардовского долгие годы преследовали ужасы войны, через которые ему пришлось пройти, будучи военным корреспондентом, пусть он и старался не показывать этого близким. Размышления о событиях военной поры отражены в стихотворении 1966 года «Я знаю, никакой моей вины…».

 

Чаще всего Александр Твардовскому, как военному корреспонденту, приходилось видеть картины, открывающиеся уже после кровопролитных боев или отступления немцев. Это ужасное зрелище потом постоянно преследовало его во снах. Поэт страдал каждый раз, когда видел, что смерть настигла не его, а кого-то другого. Он чувствовал в этом свою вину.

 

В небольшом стихотворении отражена вся боль поэта. Его рассудок подсказывал, что он ни в чем не виноват, но душа не могла с этим смириться. Те, кто «остались там» не писали стихов, не были известны на всю страну, но они совершили гораздо больше – отдали свою жизнь за победу. Твардовский даже утверждает, что мог бы их сберечь, хотя участие одного человека не могло бы предотвратить гибель множества людей.

 

Размышления поэта обрываются словами «все же, все же, все же…». Война уже давно закончилась, но А.Т. Твардовский так и не может избавиться от страшных воспоминаний и чувства вины перед погибшими.


  1. Традиции каких русских поэтов слышны в ранних стихотворениях Твардовского о природе?
  2. Каким темам посвящена лирика А.Т. Твардовского?
  3. Какая история создания у стихотворения «Я убит подо Ржевом»?
  4. Каким темам посвящено стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...»?


М. Исаковский о творчестве А.Т. Твардовского: «Стихи Твардовского мне понравились. Конечно, они не были совершенны, как и стихи всякого начинающего поэта, но тем не менее нетрудно было заметить, что Твардовский пишет не так, как другие: он по-своему видит описываемое в стихах и старается говорить своими словами, не прибегая к установившимся шаблонам стихотворной речи. В этом смысле стихи были поэтически, свежими, в своем роде оригинальными, мало похожими на те стихи так называемых “крестьянских поэтов”, которые печатались в то время в больших количествах».


Контрольные вопросы

 

  1. В каких газетах автор был военным корреспондентом?
  2. Как тема памяти раскрывается в лирике поэта?
  3. За какие произведения поэта обвинили в критике советской власти?


Предыдущий урок
А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Тоска»
Русская литература XX века
Следующий урок
А.И. Солженицын. «Матренин двор»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Локальные и глобальные компьютерные сети

    Информатика

  • Кислородные соединения азота

    Химия

  • Относительность движения. Сложение движений. Примеры решения задач на сложение движений

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке