Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.И. Цветаева. Лирика

Русская литература XX века

М.И. Цветаева. Лирика

План урока

  • Слово о М.И. Цветаевой
  • Своеобразие лирики М.И. Цветаевой

Цели урока

  • Знать основные вехи жизни и творчества М.И. Цветаевой, своеобразие ее лирики
  • Уметь анализировать лирические произведения в единстве содержания и формы

Разминка

Творчество каких поэтов XX века вы уже изучили в 9 классе?

Знакомы ли вы с романсами на стихи Марины Цветаевой?

 

Слово о М.И. Цветаевой

Рис. 1. М.И. Цветаева. 1925. Рис. 1. М.И. Цветаева. 1925.

Марина Ивановна Цветаева (1892–1941)

 

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье Ивана Владимировича Цветаева, выдающегося филолога, профессора Московского университета и основателя Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн, «страстной музыкантши», любившей писать стихи. В «Автобиографии» М.И. Цветаева писала: «Страсть к стихам – от матери, страсть к работе и к природе – от обоих родителей...» 

 

В 1901 году Марина Цветаева поступила в Четвертую женскую гимназию, но через год семья уехала из Москвы. У ее матери доктора обнаружили туберкулез и рекомендовали уехать в Европу. С тех пор Марина сменила множество пансионов и гимназий. И не всегда это было связано с переездами – учителям не нравился дерзкий свободолюбивый характер Марины.

 

Цветаевы в 1906 году вернулись в Тарусу после долгих поездок по европейским городам. В июле мать семейства скончалась, что стало ударом для Марины Цветаевой.

 

В 16 лет М.И. Цветаева самостоятельно уезжает во Францию, где посещает курс старофранцузской литературы в Сорбонне. Тогда же публикуются её первые произведения. Первый сборник «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году, поэтесса выпустила его на свои деньги. Стихотворения в нём были посвящены семье и «домашней» тематике. Сборник высоко оценили М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, В.Я. Брюсов и другие.

 

С Максимилианом Волошины у Марины Цветаевой завязывается крепкая дружба на долгие годы. Именно в гостях у критика в Коктебеле поэтесса знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Их свадьба состоялась в январе 1912 года. В тот же год в свет вышел сборник стихов, посвященный Сергею Эфрону, «Волшебный фонарь», затем – сборник «Из двух книг» (1913), где также многие стихотворения связаны с ним.

Рис. 2. М.И. Цветаева и С.Я. Эфрон. Свадебное фото 1912. Рис. 2. М.И. Цветаева и С.Я. Эфрон. Свадебное фото 1912.

В августе 1912 года на свет появилась дочь М.И. Цветаевой и С.Я. Эфрона – Ариадна. Девочку ласково называли Аля в кругу домашних, ей поэтесса посвятила многие стихотворения. 

 

В августе 1913 года умирает отец М.И. Цветаевой – Иван Владимирович. О нём поэтесса напишет мемуарный очерк «Отец и его музей», в стихотворениях того периода возникают размышления о смерти.

 

В апреле 1917 года родилась вторая дочь – Ирина. Свет увидел сборник «Версты». Годы революции стали годами стремительного творческого роста М.И. Цветаевой и одновременно трудным — и материально, и духовно — временем. Поэтесса жила в Москве и бедствовала. Октябрьской революции она не приняла. Её муж, Сергей Эфрон, сражался в Добровольческой белой армии. От него три года не было вестей. Тоскуя о муже, М.И. Цветаева в 1917—1920 годах написала книгу стихов «Лебединый стан», которая вышла в России только в 1990 году.

 

Из-за тяжелого материального положения поэтесса вынуждена была оставить дочерей в приюте, где в возрасте трёх лет скончалась от истощения Ирина.

 

В августе 1922 года М.И. Цветаева перебирается с Алей к мужу в Чехию, где правительство выплачивает русским эмигрантам пособие за счет золотого запаса, вывезенного из России в гражданскую войну. Семья остаётся жить в пригороде Праги. Много стихотворения в этот период посвящены природе.

 

М.И. Цветаева много писала о любви, утверждая, что можно влюбиться в ребенка, старуху, дерево, дом, собаку, героя романа, собственную мечту, — так многолика любовь. О ней — изданная в Праге поэма «Молодец» (1924), а также «Поэма Горы» и «Поэма Конца», напечатанные в 1926 в пражских журнале и альманахе. В лирике Марины Цветаевой раскрыта не только психология любви — здесь страстные, щемящие стихи, отразившие тоску по родине («Рассвет на рельсах», «Эмигрант»), обращения к Пастернаку («Провода», «Двое»), строки о поэте и его сути (цикл «Поэт») перемежаются с зарисовками пражских окраин («Заводские»), переосмыслением тем Гамлета и Офелии, Христа и Магдалины, Федры и Ипполита, раздумьями об уходящей жизни («Седые волосы», «Хвала времени», цикл «Час души»), глубокими философскими размышлениям.

Рис. 3. Марина Цветаева и Сергей Эфрон с дочерью Ариадной и сыном Георгием. Прага. Фото 1925. Рис. 3. Марина Цветаева и Сергей Эфрон с дочерью Ариадной и сыном Георгием. Прага. Фото 1925.

1 февраля 1925 года у Марины Цветаевой родился сын Георгий, прозванный ею Мур, о котором давно мечталось, предсказывалось в ее стихах. Через месяц она начинает писать последнее в Чехии произведение — лирическую сатиру, поэму «Крысолов», завершенную в Париже в 1925 году. По ее замыслу, поэзия мстит, когда флейтист из Гаммельна уводит из города, детей жителей, которые его обманули. 

 

После трех с лишним лет пребывания в Чехии семья М.И. Цветаевой перебирается осенью 1925 во Францию, где ей суждено прожить более тринадцати лет. Это были всё ещё тяжёлые годы, в стране безработица, русские эмигранты чужды поэтессе: «Эмиграция делает меня прозаиком». Но и проза денег не приносит. Приходится экономить на еде, привычны «вещи с чужого плеча, обувь — с чужих ног...». В это время Ариадна учится в школе рисования, Марина Цветаева подрабатывает вязанием.

 

В 1939 году Марина Цветаева вместе с сыном Георгием вернулась на Родину. Её дочь Ариадна и муж возвратились раньше, но судьба их была трагической: Ариадна попала в лагерь, затем в ссылку, Сергей Эфрон был расстрелян в 1941 году, уже после возвращения Марины Цветаевой. Поэтесса скитается по квартирам и домам знакомых и друзей, сын тяжело болеет, о судьбах мужа и дочери ничего неизвестно. В это время М.И. Цветаева зарабатывает переводами с французского, немецкого, английского, польского, болгарского и других языков.

 

8 августа 1941 года Марина Цветаева вместе с сыном уезжает от бомбёжек Москвы в Елабугу. Там для неё не находится даже самой чёрной работы. Марина Ивановна приходит к мысли, что Мур с ней пропадет — не прокормить; уже не раз она задумывается о самоубийстве — «год примеряет смерть», считая, что осиротевшему сыну люди помогут. «Смерть страшна только телу. Душа ее не мыслит. Поэтому, в самоубийстве, тело — единственный герой», – рассуждает М.И. Цветаева. 31 августа 1941 года, года дома не было хозяев и сына, поэтесса повесилась, оставив прощальное письмо Муре и записку знакомым с просьбой позаботились о сыне. Место захоронения поэтессы неизвестно.


  1. В какой среде росла М.И. Цветаева? Как это повлияло на её творчество?
  2. Почему поэтесса уехала заграницу?
  3. Каким темам посвящена лирика М.И. Цветаевой?


Своеобразие лирики М.И. Цветаевой 

Рис. 4. М.И. Цветаева. Коктебель. 1911. Фото М. Волошина. Рис. 4. М.И. Цветаева. Коктебель. 1911. Фото М. Волошина.

Марина Цветаева вошла в литературу бунтарем, любящим дерзко дразнить публику, бросать вызов устоявшимся литературным вкусам и пристрастиям. Ее стихи отличались необыкновенной энергией выражения, она играла словом, смело владела рифмами и ритмами. 

 

В первом сборнике «Вечерний альбом» лирическая героиня, как и сама поэтесса, искренняя, смелая, своенравная. Она романтична, ей чужды чувства бездуховные и пошлые.

 

Примером раннего творчества поэтессы может послужить стихотворение «Генералам двенадцатого года» об Отечественной войне с Наполеоном. М.И. Цветаева описывает храбрых молодых офицеров, которые влюблены в жизнь и готовы до последнего защищать свою Родину.

 

М.И. Цветаева находилась в эмиграции с 1922 до 1939 года. В эти годы поэтесса с семьей жила в Германии, Франции и Чехословакии. В течение всего периода нахождения в эмиграции она не переставала переписываться со своим близким другом Борисом Пастернаком.

 

Находясь в эмиграции, М.И. Цветаева создает поэмы «Царь-девица», «Поэма горы», «Поэма конца», поэтические сборники «Разлука», «Стихи к Блоку», «Ремесло», «Психея». Однако её лирика за рубежом не пользуется успехом. Поэтесса становится прозаиком. Пишет повести «Мой Пушкин» (1937), «Пленный дух» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938) и многое другое.

 

Марина Цветаева сильно ностальгирует по России, о чем пишет в своих стихотворениях.

 

Тема Родины занимает важное место в творчестве М.И. Цветаевой. Она искренне любила Россию: её историю, её язык, её авторов. Особенно теплые чувства связаны у поэтессы с её родным городом – Москвой, который неоднократно появляется в лирике поэтессы.

 

Героями стихотворений Марины Цветаевой о Родине зачастую становились простые русские люди («Белое солнце и низкие, низкие тучи...»), с которыми она чувствует крепкую связь. Своеобразно тема России раскрывается в творчестве поэтессы во время её нахождения в эмиграции. М.И. Цветаева тоскует по родным местам, сравнивает их с заграничными красотами («Лучина»). В 1937 поэтесса получает разрешение вернуться на Родину, но уезжать из эмиграции ей не хочется. поэтесса считает, что той России, из которой она уехала, больше не существует.

 

Своеобразно в лирике М.И. Цветаевой раскрывается тема поэта и поэзии. В её творчестве эта тема соединялась с рассуждениями о ценности жизни, о смерти и о любви. Марина Цветаева видела в поэзии спасение от пошлости жизни, потому высоко ценила поэтический труд.

 

Её любимым поэтом и литературным идеалом был А.С. Пушкин. Ему поэтесса посвящает несколько стихотворений, в эмиграции пишет произведение «Мой Пушкин».

Из своих современников М.И. Цветаева высоко ценила А.А. Блока и А.А. Ахматову. Этим авторам она посвятила поэтические циклы – «Стихи к Блоку», которым она восхищалась, и «Стихи к Ахматовой», чью судьбу Марина Цветаева находила схожей со своей. В 1930 поэтесса была шокирована самоубийством В.В. Маяковского, после чего написал цикл «Маяковскому».

 

В любовной лирике поэтессы появляется сильная и самоотверженная лирическая героиня. В ранних стихотворениях М.И. Цветаева пишет о том, что в первую очередь ощущает себя поэтом и только потом женщиной.

 

Любить для её лирической героини – это значит жертвовать всем, что у неё есть. Поэтому от своего возлюбленного она требует того же самого – полной отдачи, растворенности в чувстве. Героиня Марины Цветаевой готова к тому, что любовь окажется поединком двух сильных личностей, двух сердец.

 

Поэтическая дерзость М.И. Цветаевой отчетливо видна в стихотворении «Мне нравится, что вы больны не мной...» В нем говорится о том, что женщине нравится, что она не любима и не любит, но за этими словами раскрывается душа, жаждущая любви:

 

 

Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

 

 

М.И. Цветаева может оставить отрицание в одной строке, а перенести слово, к которому оно относится, на другую:

 

 

Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе...

 

 

Или придумать новое слово:

 

 

За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной…

 

 

В финальной строфе стихотворения она с сожалением признается, что все, что она написала о любви, «увы», произошло не с ней и не с ее собеседником:

 

 

За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!

 

 

Большим поэтическим достижением Марины Цветаевой стал цикл «Стихи о Москве». В нем Москва предстала в своих древних, религиозных и фольклорных истоках. Вся ее атмосфера настояна на святых воспоминаниях и реликвиях народа:

 

 

На каторжные клейма,
На всякую болесть –
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть...

 

 

Вместе с Москвой – сердцевиной России – вошла в «Стихи о Москве» и вся Россия с ее фольклором, традициями, религией, природой и народом. В кругу этих тем и образов М.И. Цветаева поместила и себя, справедливо полагая, что ее судьба неотрывна от народной:

 

 

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

 

 

Поэтесса познавала мир эмоционально, а не рационально. Чтобы понять какое-то явление или личность, ей необходимо было приблизиться к нему, посмотреть сквозь призму собственных чувств. Так, в цикле, посвященном Александру Блоку, Марина Цветаева играет с ассоциациями, которые вызывает у нее имя ее кумира. В стихотворении «Имя твое – птица в руке...» в игре ассоциаций раскрывается вся гамма ощущений, которую вызывает у нее образ А.А. Блока. 

 

Следует обратить внимание, насколько разные эти ассоциации. Теплая, трепетная «птица в руке» и холодная «льдинка на языке». Тихий всхлип брошенного в пруд камня и тут же: «В легком щелканье ночных копыт/Громкое имя твое гремит»

 

Стихотворение «Имя твое – птица в руке...» запредельно искреннее и эмоциональное. Как и весь цикл «К Блоку», в котором нежные интимные чувства соединяются с гимном блоковскому таланту, пониманием масштаба его личности.

 

Стихи М.И. Цветаевой похожи на дневниковые записи. Но при этом поэтесса верила в особую роль, избранность поэта. Потому в ее стихах не только личные переживания, но и стремление охватить весь мир, подняться на общечеловеческий уровень. Нельзя не отметить богатство тем и палитру красок Марины Цветаевой, ее особенный подход к темам жизни, смерти и любви.

 

Одно из самых известных стихотворений «Идешь, на меня похожий...» написано в форме монолога. Это «голос из-под земли» – умершая девушка обращается к случайному прохожему. Она просит его вспомнить о том, как прекрасна жизнь: собрать цветочный букет, попробовать землянику. Несмотря на близость смерти, стихотворение не мрачное. Монолог героини проникнут любовью к жизни и наслаждением полнотой бытия. Лирической героине важно, чтобы о ней помнили и думали.

 

 

Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

 

 

Смерть здесь – это продолжение жизни, душа не томится, она живет без оков тела, свободно и легко.

 

Стихотворение «Бабушке» тоже о смерти и бессмертии. Всматриваясь в загадочный портрет своей рано умершей бабушки, М.И. Цветаева пытается разгадать ее тайны, представить ее жизнь. Жестокость смерти отражена в предпоследнем четверостишии:

 

 

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько?
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

 

 

Но последнее четверостишие говорит о бессмертии – бабушка продолжает жить в своей внучке:

 

 

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
– Бабушка! –
Этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли?..

 

 

Предельная искренность, исповедальность стихов проявляется не только в содержании, но и в форме цветаевского стиха. Ее порывистая, мятежная, вольнолюбивая натура отражается в лирике.

 

«Я не верю стихам, которые – льются. Рвутся – да!», – сказала однажды М.И. Цветаева. Ее стихи действительно рвутся. Ритм цветаевской лирики неровный, он то ускоряется, то замедляется, может сбиваться и замирать внезапной паузой.

 

 

Двадцать лет свободы –
Всем. Огня и дома –
Всем. Игры, науки –
Всем. Труда – любому,
Лишь бы были руки.

 

 

Марина Цветаева часто расчленяет строки и даже слова:

 

 

В Россию – вас, в Россию – масс,
В наш-час – страну! в сей-час – страну!
В на-Марс – страну! в без-нас – страну!

 

 

Рис. 5. М. Нахман. Портрет Марины Цветаевой. Коктебель. 1913. Рис. 5. М. Нахман. Портрет Марины Цветаевой. Коктебель. 1913.

Такое обращение с синтаксисом и внимание к интонации роднят творческий метод М.И. Цветаевой с поэтикой В.В. Маяковского. Поэтесса стремится выразить свою мысль максимально емко и мощно, поэтому ей тоже тесно в рамках классического стихосложения. 

 

Искренность, бунт, неровность, вольное обращение с формой стиха, аллегоричность и сложность цветаевской лирики не каждому читателю по душе, но равнодушным творчество Цветаевой не оставляет никого. Поэтому в литературе двадцатого века Марина Цветаева – совершенно уникальное явление, стоящее вне рамок литературного процесса.

 

«Я с рождения вытолкнута из круга людей, общества. За мной нет живой стены, – есть скала: Судьба. Живу, созерцая свою жизнь – всю жизнь – Жизнь! – У меня нет возраста и нет лица. Может быть – я – сама Жизнь».

 

Марина Цветаева – одна из самых знаменательных фигур в поэзии ХХ века. Многие исследователи полагают, что по Марине Цветаевой, по ее стихам можно понять, что же это такое – поэзия ХХ века, можно увидеть эту поэзию в тех ее чертах, которые делают ее поистине новой и необыкновенной.


  1. Какую роль играют ассоциации в стихотворении «Имя твое – птица в руке...»?
  2. Определите тему и идею стихотворения «Идешь, на меня похожий...»
  3. Как бы Вы охарактеризовали ритм цветаевской лирики?


Марине Ивановне Цветаевой суждено было стать летописцем эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения современника. Надежда Мандельштам в своих дневниках писала: «Я не знаю судьбы трагичнее Марины. Ни один роковой поворот того времени не обошел ее стороной». 

 

Вот что написал о смерти поэтессы Борис Пастернак: «Марина Цветаева всю жизнь заслонялась от повседневности работой, и когда ей показалось, что это непозволительная роскошь и ради сына она должна временно пожертвовать увлекательною страстью и взглянуть кругом трезво, она увидела хаос, не пропущенный сквозь творчество, неподвижный, непривычный, косный, и в испуге отшатнулась, и, не зная, куда деться от ужаса, впопыхах спряталась в смерть, сунула голову в петлю, как под подушку».


Контрольные вопросы

 

  1. В чем проявлялась поэтическая дерзость М.И. Цветаевой?
  2. Можно ли Марину Цветаеву причислить к какому-либо литературному направлению или течению?
  3. Какие отличительные черты присущи лирической героине М.И. Цветаевой?
  4. Как раскрывает тему Родины в своей поэзии М.И. Цветаева?


Следующий урок
Б.Л. Пастернак. Лирика
Русская литература XX века
  • А.И. Солженицын. «Матренин двор»

    Литература

  • Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

    История

  • Природные условия и ресурсы Восточной Сибири. Байкал. Хозяйство района

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке