- Возникновение литературы на Руси
- Периоды развития древнерусской литературы
- Особенности древнерусской литературы
- «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
- Знать историю возникновения и периоды развития литературы Древней Руси, ее особенности, историческую основу, содержание и идейный смысл «Слова о полку Игореве»
- Уметь анализировать художественный текст в единстве содержания и формы, определять черты древнерусской литературы
- В какое время появилась древнерусская литература?
- Какие особенности были у древнерусской литературы?
- Какие произведения относятся к памятникам древнерусской литературы?
Возникновение литературы на Руси
Древнерусская литература берет своё начало после Крещения Руси в 988 году и охватывает период с XI по XVII века. В это время вместе с церковным службами на территорию Древней Руси попадают религиозные книги, так как появляются переводы этих текстов с греческого на болгарский Кириллом и Мефодием.
Первые школы, в которых обучали грамоте, были основаны князем Владимиром Красное Солнышко. Главной задачей стало обучение грамоте. Самыми образованными считались монахи, именно в монастырях переписывались и хранились летописи, жития святых, поучения.
Развитие древнерусской литературы происходило в трудное время: Киевская Русь беспрерывно воевала с племенами кочевников, внутри государства продолжались междоусобицы князей. Монгольское нашествие XIII и Золотая Орда на долгие годы затормозили развитие Руси.
В таких условиях основной задачей литературы являлось внушение патриотических идей, прославление героев и святых, призыв к стойкости, мужеству, призыв к объединению против общего врага.
Периоды развития древнерусской литературы
Развитие древнерусской литературы можно разделить на шесть периодов.
Таблица 1. Периоды развития древнерусской литературы
Период
|
Время
|
Характеристика
|
Литературные памятники
|
Первый период
|
XI – первая треть XII века
|
Это период ученичества, важным в произведениях становится указание на превосходство христианства над язычеством
|
«Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха»
|
Второй период
|
вторая треть XII – первая треть XIII века
|
Появляются областные литературные центры: Владимир, Ростов, Смоленск, Галич, Полоцк, Туров
|
Слово о полку Игореве», Киево-Печерский патерик, «Слово» Кирилла Туровского, «Моление» Даниила Заточника
|
Третий период
|
вторая треть XIII – конец XIV века
|
Это трагический период, связан с монголо-татарским нашествием, поэтому господствует тема героическая, соединённая с верой в национальное возрождение
|
«Повести об убиении в Орде Михаила черниговского и боярина его Фёдора», «Повесть о разорении Рязани Батыем»
|
Четвертый период
|
конец XIV – XV век
|
Время подъема национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель, формируется нравственный идеал
|
Жития святых авторства Епифания Премудрого
|
Пятый период
|
конец XV – XVI век
|
Характеризуется слиянием областных литературных традиций в общерусскую, расцветает публицистика.
|
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Эразма, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Великие "Четьи-Минеи"», «Домострой».
|
Шестой период
|
XVII век
|
Разрушение старых методов изображения действительности и обновляется система жанров, литература делится на официальную и демократическую, в основе лежит теперь внимание к человеку, автобиографичность
|
«Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Житие протопопа Аввакума»
|
- Когда и в связи с чем возникает древнерусская литература?
- Какие периоды выделяются в развитии литературы Древней Руси?
Особенности древнерусской литературы
Религиозный характер. Религиозный характер древнерусской литературы обусловлен временем появления: после принятия христианства. В качестве первых книжных памятников выступали священные и религиозные тексты. Произведения создавались монахами, что также влияло на их религиозность.
Рукописный характер. Тексты переписывались от руки. В целях экономии бумаги писали без пробелов, а переписчик мог не разобрать что-то, изменить какие-то фрагменты переписывании, появлялись «тёмные места» (непонятые части текста).
Анонимность. Автор в древнерусской литературе отличается имперсональностью, то есть его фигура не конкретизирована. Это связано с тем, что над произведением часто работал не один автор, а целая группа. Главная задача автора – быть «проводником», фиксировать факты.
Историзм. Все события, описанные в произведении, не выдумка автора, а реальные, произошедшие на самом деле. Автор или сам свидетель произошедшего, или знаком со свидетелем исторических событий.
Литературный этикет. Под этим понятием подразумевается совокупность представлений о том, какой должна быть литература. Это касается типов героев (главный герой – князь, воин или монах), языка (если речь идёт о святом, то используется церковнославянский язык, вне зависимости от жанра).
Жанры. Наиболее распространенными в древнерусской литературе считаются эпические (жития, притчи, сказания, хождения) и лирические жанры (поучения, послания, плачи). Однако систематизировать жанры сложно, так как не всегда ясны причины, по которым автор определяет жанр своего произведения.
Таблица 2. Жанры древнерусской литературы
Житие
|
повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым
|
Летопись
|
погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первоначально в монастырях)
|
Послание
|
литературное произведение в форме авторского обращения философско-теоретического, дидактико-публицистического или дружеского характера
|
Поучение
|
правила жизни, которые автор хотел донести до читателя
|
Хождение
|
путешествие с какой-либо целью
|
- Перечислите основные особенности литературы Древней Руси.
- Какие жанры были характерны для древнерусской литературы?
«Слово о полку Игореве»
Одна из вершин древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Достоверно неизвестна точная дата создания памятника, предположительно это период между 1187 годом и 1196 годом, в период пика феодальной раздробленности Руси. Повествование ведётся о походе, произошедшем двумя годами ранее, то есть в 1185 году. Подтверждение тому – описание автором событий, произошедших совсем недавно и являющихся болезненными для народа и автора. Также в «Слове» описаны смерть Всеволода, княжение Игоря в Чернигове.
Автор «Слова» неизвестен. Однако можно определить некоторые черты:
- знаток истории, политики, географии, княжеского быта, культуры, что говорит о его принадлежности к интеллектуальной элите, это светский человек;
- близок князья, но не является сподвижником кого-нибудь из них: не испытывает симпатий или антипатий к кому-нибудь из них;
- участник описываемых событий;
- знаток Священного Писания.
Неизвестен оригинальный источник «Слова». Произведение дошло до современности в списке XVI века. Этот список был найден в начале 1790-х годов в коллекции известного собирателя памятников русской древности графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина. Произведение находился в монастырском сборнике светских текстов древнерусской литературы, который купил через комиссионера в числе рукописей Спасо-Ярославского монастыря.
С рукописи сняли копии, одна из которых была предназначена Екатерине II. Сборник, к сожалению, погиб в московском пожаре 1812 года. Также в 1800 году А.И. Мусин-Пушкина издал со своими друзьями А.Ф. Малиновским, Н.Н. Бантыш-Каменским и Н.М. Карамзиным, которые на тот момент были лучшими знатоками древнерусских рукописей.
Особенности жанра. «Слово» можно отнести к жанру воинской повести, так как описывает военный поход. Однако описание воинского снаряжения, особенностей битвы и последствий лишь внешняя сюжетная канва произведения, которая отнюдь не исчерпывает содержание. Обнаруживаются также черты фольклорных жанров плача и славы. Отдельный жанр указан в названии «слово», значение которого соответствует современному «речь» (жанр ораторского искусства).
Система персонажей «Слова»
Главные герои произведения – Игорь, Всеволод, Святослав и Ярославна. Именно они двигают сюжет произведения.
Таблица 3. Система персонажей «Слова»
Персонаж
|
Характеристика, особенности
|
Князь Игорь
|
Руководитель похода, защитник Русской земли; храбрый воин, обладающий сильной волей и мужественным сердцем. Его характер меняется по ходу повествования: он идёт в поход, руководствуясь не только заботой о Родине, но и поиском личной выгоды. Привлекательные качества героя вступают в конфликт с отрицательными (безрассудство и честолюбие).
|
Всеволод Святославич
|
«Мил брат» князя Игоря, могучий и грозный воин. Его образ сравним с образом былинных богатырей.
|
Князь Святослав
|
Киевский князь, мудрый правитель. Патриот родной земли, произносит «золотое слово», в котором призывает князей объединиться в борьбе за Русь. Он мудр, справедлив и добр.
|
Ярославна
|
Жена князя Игоря, верная и любящая супруга. Это светлый образ русской женщины, символ русской земли, родины, матери, любви; истинная дочь земли Русской. Её плач – плач обо всех павших воинах, поражение она воспринимает как большое личное несчастье.
|
Повествование начинается со знакомства читателя с Бояном – придворным поэтом, предшественником автора. Этот образ поясняет позицию автора: не славить князей, а излагать реальные факты.
Автор – сторонник сильной княжеской власти, которая способна обуздать произвол мелких князей. Центр объединения Руси, по мнению автора, – Киев. Поэтому князь Святослав рисуется как сильный и «грозны» властитель. Именно он произносит «золотое слово», в котором упрекает князей за несвоевременный поход, за поиски личной славы: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». Святослав оценивает поход как большое горе. «Золотое слово» Святослава – идейный центр произведения.
Князь Игорь Святославович, движимый жаждой славы и почета, собирает авантюрный поход в половецкие степи, несмотря на мир, заключенный с кочевниками. Его сопровождает брат Всеволод со своей дружиной. Несмотря на все предостережения окружающих и солнечное затмение, молодой князь остается непоколебимым. «Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла». Солнечное затмение — дурное предзнаменование, сулящее неудачный исход дела, а то и гибель. «Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся». Образ тьмы, спустившейся на землю, — это метафора помутнения в душе Игоря. Природа показывает князю, что путь продолжать не надо, но он не хочет видеть знаков.
Главным героем произведения является не Игорь, а вся Русская земля. Автор понимает слово «земля» не в прямом смысле, а как народ, населяющий ее. Мирный труд «ратаев» (пахарей) нарушен междоусобицами, жены русских воинов оплакивают павших мужей. В понятие Родины, по мнению автора, входит и ее история. В зачине «Слова» он говорит: «отъ старого Владимера до нынешняго Игоря». События русской жизни, охваченные в произведении, включают полтора столетия истории. Автор описывает настоящее, сопоставляя его с прошлыми временами.
Особое место в произведении занимает образ природы. Автор рисует обширные пространства Русской земли, воспринимает Родину единым огромным целым. Обширность Русской земли подчёркнута одновременностью действия в разных ее частях, это пространство охвачено гиперболической быстротой передвижения персонажей, могущество которых также достигает гиперболические размеры. Природные явления приобретают особое символическое значение: солнечное затмение – знак беды, горя, чёрный ворон – враг, сокол – князь.
Тема и идея произведения. «Слово» рассказывает о походе Игоря Святославича против половцев. Удивительно, что сюжет повествует о поражении русских воинов. Цель автора – убедить читателей в необходимости князей объединиться, чтобы одержать победу над общим врагом.
Особенности «Слова»:
- жанровая принадлежность;
- широкое использование средств выразительности;
- применение автором приёма «широкого зрения».
Контрольные вопросы
- Какое историческое событие легло в основу «Слова о полку Игореве»?
- Что известно об истории создания «Слова о полку Игореве»?
- О каком своем предшественнике вспоминает автор «Слова» во вступлении? Как это помогает автору подчеркнуть свою позицию?
- Чем закончился поход князя Игоря? Какую роль в произведении играет «золотое слово» Святослава?
- Каково авторское отношение к князю Игорю?
- Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?
- Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря?
- Почему автор выбирает в качестве темы рассказ о поражении, а не о победе?