Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

Древнерусская литература

30.01.2025
4629
0

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

План урока

  • Возникновение литературы на Руси
  • Периоды развития древнерусской литературы
  • Особенности древнерусской литературы
  • «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Цели урока

  • Знать историю возникновения и периоды развития литературы Древней Руси, ее особенности, историческую основу, содержание и идейный смысл «Слова о полку Игореве»
  • Уметь анализировать художественный текст в единстве содержания и формы, определять черты древнерусской литературы

Разминка

  • В какое время появилась древнерусская литература?
  • Какие особенности были у древнерусской литературы?
  • Какие произведения относятся к памятникам древнерусской литературы?

Возникновение литературы на Руси

Древнерусская литература берет своё начало после Крещения Руси в 988 году и охватывает период с XI по XVII века. В это время вместе с церковным службами на территорию Древней Руси попадают религиозные книги, так как появляются переводы этих текстов с греческого на болгарский Кириллом и Мефодием.

 

Первые школы, в которых обучали грамоте, были основаны князем Владимиром Красное Солнышко. Главной задачей стало обучение грамоте. Самыми образованными считались монахи, именно в монастырях переписывались и хранились летописи, жития святых, поучения.

 

Развитие древнерусской литературы происходило в трудное время: Киевская Русь беспрерывно воевала с племенами кочевников, внутри государства продолжались междоусобицы князей. Монгольское нашествие XIII и Золотая Орда на долгие годы затормозили развитие Руси.

 

В таких условиях основной задачей литературы являлось внушение патриотических идей, прославление героев и святых, призыв к стойкости, мужеству, призыв к объединению против общего врага.

Периоды развития древнерусской литературы

Развитие древнерусской литературы можно разделить на шесть периодов.

 

Таблица 1. Периоды развития древнерусской литературы

Период

Время

Характеристика

Литературные памятники

Первый период

XI – первая треть XII века

Это период ученичества, важным в произведениях становится указание на превосходство христианства над язычеством

«Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха»

Второй период

вторая треть XII – первая треть XIII века

Появляются областные литературные центры: Владимир, Ростов, Смоленск, Галич, Полоцк, Туров

Слово о полку Игореве», Киево-Печерский патерик, «Слово» Кирилла Туровского, «Моление» Даниила Заточника

Третий период

вторая треть XIII – конец XIV века

Это трагический период, связан с монголо-татарским нашествием, поэтому господствует тема героическая, соединённая с верой в национальное возрождение

«Повести об убиении в Орде Михаила черниговского и боярина его Фёдора», «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Четвертый период

конец XIV – XV век

Время подъема национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель, формируется нравственный идеал

Жития святых авторства Епифания Премудрого

Пятый период

конец XV – XVI век

Характеризуется слиянием областных литературных традиций в общерусскую, расцветает публицистика.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Эразма, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Великие "Четьи-Минеи"», «Домострой».

Шестой период

XVII век

Разрушение старых методов изображения действительности и обновляется система жанров, литература делится на официальную и демократическую, в основе лежит теперь внимание к человеку, автобиографичность

«Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Житие протопопа Аввакума»


  1. Когда и в связи с чем возникает древнерусская литература?
  2. Какие периоды выделяются в развитии литературы Древней Руси?


Особенности древнерусской литературы

Религиозный характер. Религиозный характер древнерусской литературы обусловлен временем появления: после принятия христианства. В качестве первых книжных памятников выступали священные и религиозные тексты. Произведения создавались монахами, что также влияло на их религиозность.

 

Рукописный характер. Тексты переписывались от руки. В целях экономии бумаги писали без пробелов, а переписчик мог не разобрать что-то, изменить какие-то фрагменты переписывании, появлялись «тёмные места» (непонятые части текста).

 

Анонимность. Автор в древнерусской литературе отличается имперсональностью, то есть его фигура не конкретизирована. Это связано с тем, что над произведением часто работал не один автор, а целая группа. Главная задача автора – быть «проводником», фиксировать факты.

 

Историзм. Все события, описанные в произведении, не выдумка автора, а реальные, произошедшие на самом деле. Автор или сам свидетель произошедшего, или знаком со свидетелем исторических событий.

 

Литературный этикет. Под этим понятием подразумевается совокупность представлений о том, какой должна быть литература. Это касается типов героев (главный герой – князь, воин или монах), языка (если речь идёт о святом, то используется церковнославянский язык, вне зависимости от жанра).

 

Жанры. Наиболее распространенными в древнерусской литературе считаются эпические (жития, притчи, сказания, хождения) и лирические жанры (поучения, послания, плачи). Однако систематизировать жанры сложно, так как не всегда ясны причины, по которым автор определяет жанр своего произведения.

 

Таблица 2. Жанры древнерусской литературы

Житие

повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым

Летопись

погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первоначально в монастырях)

Послание

литературное произведение в форме авторского обращения философско-теоретического, дидактико-публицистического или дружеского характера

Поучение

правила жизни, которые автор хотел донести до читателя

Хождение

путешествие с какой-либо целью


  1. Перечислите основные особенности литературы Древней Руси.
  2. Какие жанры были характерны для древнерусской литературы?


«Слово о полку Игореве» 

Одна из вершин древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Достоверно неизвестна точная дата создания памятника, предположительно это период между 1187 годом и 1196 годом, в период пика феодальной раздробленности Руси. Повествование ведётся о походе, произошедшем двумя годами ранее, то есть в 1185 году. Подтверждение тому – описание автором событий, произошедших совсем недавно и являющихся болезненными для народа и автора. Также в «Слове» описаны смерть Всеволода, княжение Игоря в Чернигове.

 

Автор «Слова» неизвестен. Однако можно определить некоторые черты:

  • знаток истории, политики, географии, княжеского быта, культуры, что говорит о его принадлежности к интеллектуальной элите, это светский человек;
  • близок князья, но не является сподвижником кого-нибудь из них: не испытывает симпатий или антипатий к кому-нибудь из них;
  • участник описываемых событий;
  • знаток Священного Писания.

Неизвестен оригинальный источник «Слова». Произведение дошло до современности в списке XVI века. Этот список был найден в начале 1790-х годов в коллекции известного собирателя памятников русской древности графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина. Произведение находился в монастырском сборнике светских текстов древнерусской литературы, который купил через комиссионера в числе рукописей Спасо-Ярославского монастыря.

 

С рукописи сняли копии, одна из которых была предназначена Екатерине II. Сборник, к сожалению, погиб в московском пожаре 1812 года. Также в 1800 году А.И. Мусин-Пушкина издал со своими друзьями А.Ф. Малиновским, Н.Н. Бантыш-Каменским и Н.М. Карамзиным, которые на тот момент были лучшими знатоками древнерусских рукописей.

Рис. 1. Карта похода Игоря и Всеволода Святославичей. Составил А. Чернов

Особенности жанра. «Слово» можно отнести к жанру воинской повести, так как описывает военный поход. Однако описание воинского снаряжения, особенностей битвы и последствий лишь внешняя сюжетная канва произведения, которая отнюдь не исчерпывает содержание. Обнаруживаются также черты фольклорных жанров плача и славы. Отдельный жанр указан в названии «слово», значение которого соответствует современному «речь» (жанр ораторского искусства).

Система персонажей «Слова»

 

Главные герои произведения – Игорь, Всеволод, Святослав и Ярославна. Именно они двигают сюжет произведения.

 

Таблица 3. Система персонажей «Слова»

Персонаж

Характеристика, особенности

Князь Игорь

Руководитель похода, защитник Русской земли; храбрый воин, обладающий сильной волей и мужественным сердцем. Его характер меняется по ходу повествования: он идёт в поход, руководствуясь не только заботой о Родине, но и поиском личной выгоды. Привлекательные качества героя вступают в конфликт с отрицательными (безрассудство и честолюбие).

Всеволод Святославич

«Мил брат» князя Игоря, могучий и грозный воин. Его образ сравним с образом былинных богатырей.

Князь Святослав

Киевский князь, мудрый правитель. Патриот родной земли, произносит «золотое слово», в котором призывает князей объединиться в борьбе за Русь. Он мудр, справедлив и добр.

Ярославна

Жена князя Игоря, верная и любящая супруга. Это светлый образ русской женщины, символ русской земли, родины, матери, любви; истинная дочь земли Русской. Её плач – плач обо всех павших воинах, поражение она воспринимает как большое личное несчастье.

 

Повествование начинается со знакомства читателя с Бояном – придворным поэтом, предшественником автора. Этот образ поясняет позицию автора: не славить князей, а излагать реальные факты.

 

Автор – сторонник сильной княжеской власти, которая способна обуздать произвол мелких князей. Центр объединения Руси, по мнению автора, – Киев. Поэтому князь Святослав рисуется как сильный и «грозны» властитель. Именно он произносит «золотое слово», в котором упрекает князей за несвоевременный поход, за поиски личной славы: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». Святослав оценивает поход как большое горе. «Золотое слово» Святослава – идейный центр произведения.

 

Князь Игорь Святославович, движимый жаждой славы и почета, собирает авантюрный поход в половецкие степи, несмотря на мир, заключенный с кочевниками. Его сопровождает брат Всеволод со своей дружиной. Несмотря на все предостережения окружающих и солнечное затмение, молодой князь остается непоколебимым. «Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла». Солнечное затмение — дурное предзнаменование, сулящее неудачный исход дела, а то и гибель. «Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся». Образ тьмы, спустившейся на землю, — это метафора помутнения в душе Игоря. Природа показывает князю, что путь продолжать не надо, но он не хочет видеть знаков. 

 

Главным героем произведения является не Игорь, а вся Русская земля. Автор понимает слово «земля» не в прямом смысле, а как народ, населяющий ее. Мирный труд «ратаев» (пахарей) нарушен междоусобицами, жены русских воинов оплакивают павших мужей. В понятие Родины, по мнению автора, входит и ее история. В зачине «Слова» он говорит: «отъ старого Владимера до нынешняго Игоря». События русской жизни, охваченные в произведении, включают полтора столетия истории. Автор описывает настоящее, сопоставляя его с прошлыми временами.

Рис. 2. В.Г. Перов. Плач Ярославны. 1881

Особое место в произведении занимает образ природы. Автор рисует обширные пространства Русской земли, воспринимает Родину единым огромным целым. Обширность Русской земли подчёркнута одновременностью действия в разных ее частях, это пространство охвачено гиперболической быстротой передвижения персонажей, могущество которых также достигает гиперболические размеры. Природные явления приобретают особое символическое значение: солнечное затмение – знак беды, горя, чёрный ворон – враг, сокол – князь.

 

Тема и идея произведения. «Слово» рассказывает о походе Игоря Святославича против половцев. Удивительно, что сюжет повествует о поражении русских воинов. Цель автора – убедить читателей в необходимости князей объединиться, чтобы одержать победу над общим врагом.

Особенности «Слова»:

  • жанровая принадлежность;
  • широкое использование средств выразительности;
  • применение автором приёма «широкого зрения».


Контрольные вопросы

 

  1. Какое историческое событие легло в основу «Слова о полку Игореве»?
  2. Что известно об истории создания «Слова о полку Игореве»?
  3. О каком своем предшественнике вспоминает автор «Слова» во вступлении? Как это помогает автору подчеркнуть свою позицию?
  4. Чем закончился поход князя Игоря? Какую роль в произведении играет «золотое слово» Святослава?
  5. Каково авторское отношение к князю Игорю? 
  6. Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей? 
  7. Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? 
  8. Почему автор выбирает в качестве темы рассказ о поражении, а не о победе?


 

 

Предыдущий урок
Б.Л. Пастернак. Лирика
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Everyday activities

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке