Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени

Орфография

18.04.2024
2241
0

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

Цели урока

  • научимся ставить вопросы к глаголам, определять их спряжение другим способом
  • поупражняемся в правописании личных окончаний глаголов


Определите спряжение глаголов. Почему возникла трудность во втором случае? Как определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? 

 

спать, кушать


Определение спряжение глагола

 

Существует два способа определить спряжение глагола.

 

Способ по ударному личному окончанию

  1. Прочитайте глагол.
  2. Образуйте от него личную форму.
  3. Выделите окончание.
  4. Если окончание ударное, то определяем спряжение по нему.

 Число 

Лицо

  I спряжение  

  II спряжение  

Ед. ч.

1-е (я)

2-е (ты)

3-е (он, она, оно)

-у/-ю

-ешь/-ёшь

-ет/-ёт

-у/-ю

-ишь

-ит

Мн. ч.

1-е (мы)

2-е (вы)

3-е (они)

-ем/-ём

-ете/-ёте

-ут/-ют

-им

-ите

-ат/-ят

 

Способ по инфинитиву

  1. Прочитайте глагол.
  2. Образуйте от него личную форму.
  3. Выделите окончание.
  4. Если окончание безударное, то определяем спряжение по инфинитиву.

I спряжение

II спряжение

все глаголы на -ать, -еть, -оть, -уть

все глаголы на -ить

исключения: брить, стелить

исключения: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

 

Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок.


Есть ли орфограмма в слове мо[и]т? Где она находится? Как её проверить? 


Правописание безударных личных окончаний глаголов 

 

 

 

При постановке глагола в неопределённую форму важно верно задавать вопрос: что делать? что делает? и что сделать? что сделает? Иначе можно сделать ошибку: рассказывать (что делать?) — рассказываю (что делаю?), расскажу (что сделаю?). Слово «расскажу» не является формой глагола рассказывать.

 

Ставим глагол мо…т в неопределённую форму — (что делать?) мыть. Глагол оканчивается на -ыть, поэтому он относится к I спряжению. Вставляем букву емоет (что делает?).


Прочитайте глаголы. Сделайте вывод о написании личных окончаний глаголов после шипящих под ударением.

 

Жжёт, печёт, течёт, влечёт, лжёт.


В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишем только букву ё[/def].


Упражнение 1

 

Прочитайте глаголы. Сверху подпишите спряжение глагола. Определите, какая буква пропущена в окончании, подчеркните её. 

 

Выкин(и, е)м, езд(я, ю)т, люб(я, ю)т, готов(и, е)м, торгу(е, и)м, стро(я, ю)т, трат(я, ю)т, смотр(и, е)м, терп(и, е)шь,  поджар(е, и)т.


Упражнение 2

 

Прочитайте предложения. Запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

 

Митя сидел на берегу реки и смотрел, как теч…т вода.

Любой военачальник береж…т свои войска.

Он садится рядом и стереж…т добычу.


Определите, как вы работали над этой темой. Раскрасьте один из сигналов светофора.

 

Зелёный. При изучении темы мне всё было понятно, со всеми заданиями я справился (-лась) самостоятельно.

 

Жёлтый. При изучении темы мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился (-лась) с заданиями.

 

Красный. При работе над темой мне многое было непонятно и требуется помощь.

 


Ответы

Упражнение 1

   

          1 спр.                   2 спр.                 2 спр.                 2 спр.                      1 спр.                     2 спр.                 2 спр.                  

Выкин(и, е)м, езд(я, ю)т, люб(я, ю)т, готов(и, е)м, торгу(е, и)м, стро(я, ю)т, трат(я, ю)т,


             2 спр.                         2 спр.                    2 спр.
смотр(и, е)м,  терп(и, е)шь, поджар(е, и)т.

 

 

Упражнение 2

 

Митя сидел на берегу реки и смотрел, как течёт вода.

Любой военачальник бережёт свои войска.

Он садится рядом и стережёт добычу.


Предыдущий урок
Состав слова. Правописание гласных и согласных в различных частях слова
Орфография
Следующий урок
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе
Орфография
Урок подготовил(а)
teacher
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Описание местности. Указательные местоимения

    Английский язык

  • Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком и без

    Математика

  • Состав слова. Правописание гласных и согласных в различных частях слова

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке