- научимся ставить вопросы к глаголам, определять их спряжение другим способом
- поупражняемся в правописании личных окончаний глаголов
Определите спряжение глаголов. Почему возникла трудность во втором случае? Как определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
спать, кушать
Определение спряжение глагола
Существует два способа определить спряжение глагола.
Способ по ударному личному окончанию
- Прочитайте глагол.
- Образуйте от него личную форму.
- Выделите окончание.
- Если окончание ударное, то определяем спряжение по нему.
Способ по инфинитиву
- Прочитайте глагол.
- Образуйте от него личную форму.
- Выделите окончание.
- Если окончание безударное, то определяем спряжение по инфинитиву.
Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок.
Есть ли орфограмма в слове мо[и]т? Где она находится? Как её проверить?
Правописание безударных личных окончаний глаголов
При постановке глагола в неопределённую форму важно верно задавать вопрос: что делать? — что делает? и что сделать? — что сделает? Иначе можно сделать ошибку: рассказывать (что делать?) — рассказываю (что делаю?), расскажу (что сделаю?). Слово «расскажу» не является формой глагола рассказывать.
Ставим глагол мо…т в неопределённую форму — (что делать?) мыть. Глагол оканчивается на -ыть, поэтому он относится к I спряжению. Вставляем букву е — моет (что делает?).
Прочитайте глаголы. Сделайте вывод о написании личных окончаний глаголов после шипящих под ударением.
Жжёт, печёт, течёт, влечёт, лжёт.
В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишем только букву ё.
Упражнение 1
Прочитайте глаголы. Сверху подпишите спряжение глагола. Определите, какая буква пропущена в окончании, подчеркните её.
Выкин(и, е)м, езд(я, ю)т, люб(я, ю)т, готов(и, е)м, торгу(е, и)м, стро(я, ю)т, трат(я, ю)т, смотр(и, е)м, терп(и, е)шь, поджар(е, и)т.
Упражнение 2
Прочитайте предложения. Запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
Митя сидел на берегу реки и смотрел, как теч…т вода.
Любой военачальник береж…т свои войска.
Он садится рядом и стереж…т добычу.
Определите, как вы работали над этой темой. Раскрасьте один из сигналов светофора.
Зелёный. При изучении темы мне всё было понятно, со всеми заданиями я справился (-лась) самостоятельно.
Жёлтый. При изучении темы мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился (-лась) с заданиями.
Красный. При работе над темой мне многое было непонятно и требуется помощь.
Упражнение 1
1 спр. 2 спр. 2 спр. 2 спр. 1 спр. 2 спр. 2 спр.
Выкин(и, е)м, езд(я, ю)т, люб(я, ю)т, готов(и, е)м, торгу(е, и)м, стро(я, ю)т, трат(я, ю)т,
2 спр. 2 спр. 2 спр.
смотр(и, е)м, терп(и, е)шь, поджар(е, и)т.
Упражнение 2
Митя сидел на берегу реки и смотрел, как течёт вода.
Любой военачальник бережёт свои войска.
Он садится рядом и стережёт добычу.