Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе

Орфография

28.03.2024
1718
0

Правописание безударных падежных окончаний одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. Правописание безударных падежных окончаний в дательном, творительном, предложном падежах

Цели урока

  • научимся распознавать имена существительные в разных падежах
  • рассмотрим особенности в написании окончаний в каждом падеже
  • будем применять правило правописания окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения


Вспомните особенности именительного, винительного падежа. Чем они похожи? Рассмотрите таблицу. Какие окончания бывают у существительных разных склонений в этих падежах? В каких случаях окончания схожи? В каких окончаниях можно сделать ошибку, а в каких нет?

 

Падеж 

Вопросы

Предлоги

Склонение

Окончания

И. п.

кто? что?

-

1 скл.

2 скл.

3 скл.

-а, -я

-о, -е, ◻

В. п.

кого? что?

о, в, на , про, за, сквозь

1 скл.

2 скл.

3 скл.

-у, -ю

-а, -я, -о, -е, ◻


Имена существительные в именительном и винительном падеже имеют одинаковую форму у неодушевлённых слов 2 склонения. Чтобы различать эти падежи, надо определить роль в предложении этого существительного. Слово в именительном падеже является подлежащим, а в винительном — второстепенным членом. 

 

Совсем не представляют опасности в написании окончания существительных 1-го склонения в винительном падеже, так как звук [у] обозначается только буквами у, ю. Также угрозы не возникает в написании слов 3-го склонения, так как окончания там нулевые. 


Рассмотрите таблицу. Какие окончания бывают у существительных разных склонений в родительном падеже? В каких окончаниях можно сделать ошибку, а в каких нет? Окончания каких склонений совпадают?

 

Падеж 

Вопросы

Предлоги

Склонение

Окончания

Р. п.

кого? чего?

от, до, со, из, без

1 скл.

2 скл.

3 скл.

-и, -ы

-а, -я


Имена существительные 1-го и 3-го склонения в родительном падеже имеют одинаковое окончание -и. В родительном падеже в единственном числе у существительных 2-го склонения могут встречаться и окончания -у, -ю (кусочек сахару, чашка чаю). Такой вариант окончания считается разговорным. 


Что общего у этих имён существительных? На какие две группы можно разделить эти имена существительные?

 

Тигр, адрес, снегопад, инженер, музей, хлебороб, вечер.


Вспомните!

 

Имена существительные тигр, инженер, хлебороб обозначают людей и животных, они являются одушевлёнными . Остальные имена существительные — адрес, снегопад, музей, вечер неодушевлённые .

 

Все указанные имена существительные мужского рода с нулевыми окончаниями, они относятся ко 2-му склонению .


Как вы думаете, одинаковыми или различными будут окончания одушевлённых и неодушевлённых имён существительных 2-го склонения в родительном и винительном падежах?


Просклоняем одушевлённые имена существительные тигр, инженер и неодушевлённые адрес, музей.

 

Падеж

Вопрос

Одушевл. им. сущ.

Падеж

Вопрос

Неодушевл. им. сущ.

Р. п. 

(нет)

кого?

тигра, инженера

Р. п.

(нет)

чего?

адреса, музея

В. п. 

(вижу)

кого?

тигра, инженера

В. п.

(вижу)

что?

адрес, музей

 

Одушевлённые имена существительные и в форме родительного, и в форме винительного падежа отвечают на один тот же вопрос кого?, поэтому форма слова у них одинаковая.

 

Неодушевлённые имена существительные отвечают на различные вопросы чего?, что?, поэтому форма слова различная.


Каким образом можно различить родительный и винительный падежи у одушевлённых имён существительных?


При распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения  используют приём их замены  именами существительными 1-го склонения в этих же падежах.

 

нет осла (2-е скл., р. п.), нет лисы (1-е скл., р. п.)

вижу осла (2-е скл., в. п.), вижу лису (1-е скл., в. п.)


Рассмотрите таблицу. Какие окончания бывают у существительных разных склонений в дательном падеже?  В каких окончаниях можно сделать ошибку, а в каких нет? Окончания каких склонений совпадают?

 

Падеж 

Вопросы

Предлоги

Склонение

Окончания

Д. п.

кому? чему?

к, по

1 скл.

2 скл.

3 скл.

-у, -ю


Имена существительные разных склонений имеют разные окончания в дательном падеже . Не представляют опасности в написании окончания существительных 2-го склонения в дательном падеже, так как звук [у] обозначается только буквами у, ю. 


Рассмотрите таблицу. Какие окончания бывают у существительных разных склонений в творительном падеже? В каких окончаниях можно сделать ошибку, а в каких нет? Окончания каких склонений совпадают?

 

Падеж 

Вопросы

Предлоги

Склонение

Окончания

Тв. п.

чем? кем?

с, за, под, между, над

1 скл.

2 скл.

3 скл.

-ой,-ей (-ою,-ею)

-ом, -ем, -ём

 


Имена существительные 1-го и 2-го склонения имеют в творительном падеже букву о. После шипящих и ц такая буква представляет наибольшую опасность. Поэтому нужно знать правило.

 

После шипящих и ц под ударением в окончаниях существительных в творительном падеже пишем букву о, без ударения — е (врачом, птенцом).

 

Не представляют опасности в написании окончания существительных 

3-го склонения в творительном падеже, так как звуки [й‘ у] обозначаются только буквой ю. 


Рассмотрите таблицу. Какие окончания бывают у существительных разных склонений в предложном падеже? В каких окончаниях можно сделать ошибку, а в каких нет? Окончания каких склонений совпадают?

 

Падеж 

Вопросы

Предлоги

Склонение

Окончания

П. п.

о ком? 

о чём?

о (об), в, на, при

1 скл.

2 скл.

3 скл.

-е 


Предложный падеж всегда употребляется с предлогом. Важно грамотно выбирать предлог. Так предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются на буквы а, о, у, э, и: об арене (неправильно: о арене).

 

В данном падеже совпадают окончания существительных 1-го и 2-го склонения. Все окончания в предложном падеже опасны. Их надо проверять. 

 

У некоторых имён существительных с предлогами в и на допускаются две формы предложного падежа с разными ударениями: на ду́бе — на дубу́. Наиболее употребимой считается первая форма. 


Только ли окончания изменяются при изменении формы слова?


За изменение формы слова отвечает окончание. Однако у некоторых слов может меняться корень (человек — люди) или добавляться новые части. Например, при изменении по падежам слов мать, дочь в ряде падежей появляется суффикс -ер-: нет матери, сказать дочери.



Упражнение 1

 

Прочитайте имена существительные. Обведите в рамочку слова, которые в родительном и винительном падежах будут иметь одинаковые окончания.


Упражнение 2

 

Прочитайте и составьте из данных слов предложения. Запишите предложения в тетрадь. Определите и запишите падеж и склонение имён существительных. 

 

Мальчик, тропинке, остановке, идёт, узкой, по, к.

Пела, у, птичка, проруби, весело.


Допишите утверждения.

 

 


Ответы

Упражнение 1

Упражнение 2

 

Мальчик (и. п., 2-е скл.) идёт по узкой тропинке (д. п., 1-е скл.) к остановке (д. п., 

1-е скл.).

У проруби (р. п., 3-е скл.) весело пела птичка (и. п., 1-е скл.).


Предыдущий урок
Глаголы в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний, суффикса глаголов в прошедшем времени
Орфография
Следующий урок
Правописание слов с мягким и твердым знаками
Орфография
Урок подготовил(а)
teacher
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • 2-е склонение имён существительных

    Русский язык

  • Calendar

    Английский язык

  • Fish and sea animals

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке