- научимся распознавать имена существительные в разных падежах
- рассмотрим особенности в написании окончаний в каждом падеже
- будем применять правило правописания окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения
Вспомните особенности именительного, винительного падежа. Чем они похожи? Рассмотрите таблицу. Какие окончания бывают у существительных разных склонений в этих падежах? В каких случаях окончания схожи? В каких окончаниях можно сделать ошибку, а в каких нет?
Падеж
|
Вопросы
|
Предлоги
|
Склонение
|
Окончания
|
И. п.
|
кто? что?
|
-
|
1 скл. 2 скл. 3 скл.
|
-а, -я -о, -е, ◻ ◻
|
В. п.
|
кого? что?
|
о, в, на , про, за, сквозь
|
1 скл. 2 скл. 3 скл.
|
-у, -ю -а, -я, -о, -е, ◻ ◻
|
Имена существительные в именительном и винительном падеже имеют одинаковую форму у неодушевлённых слов 2 склонения. Чтобы различать эти падежи, надо определить роль в предложении этого существительного. Слово в именительном падеже является подлежащим, а в винительном — второстепенным членом.
Совсем не представляют опасности в написании окончания существительных 1-го склонения в винительном падеже, так как звук [у] обозначается только буквами у, ю. Также угрозы не возникает в написании слов 3-го склонения, так как окончания там нулевые.
Рассмотрите таблицу. Какие окончания бывают у существительных разных склонений в родительном падеже? В каких окончаниях можно сделать ошибку, а в каких нет? Окончания каких склонений совпадают?
Падеж
|
Вопросы
|
Предлоги
|
Склонение
|
Окончания
|
Р. п.
|
кого? чего?
|
от, до, со, из, без
|
1 скл. 2 скл. 3 скл.
|
-и, -ы -а, -я -и
|
Имена существительные 1-го и 3-го склонения в родительном падеже имеют одинаковое окончание -и. В родительном падеже в единственном числе у существительных 2-го склонения могут встречаться и окончания -у, -ю (кусочек сахару, чашка чаю). Такой вариант окончания считается разговорным.
Что общего у этих имён существительных? На какие две группы можно разделить эти имена существительные?
Тигр, адрес, снегопад, инженер, музей, хлебороб, вечер.
Вспомните!
Имена существительные тигр, инженер, хлебороб обозначают людей и животных, они являются одушевлёнными. Остальные имена существительные — адрес, снегопад, музей, вечер — неодушевлённые.
Все указанные имена существительные мужского рода с нулевыми окончаниями, они относятся ко 2-му склонению.
Как вы думаете, одинаковыми или различными будут окончания одушевлённых и неодушевлённых имён существительных 2-го склонения в родительном и винительном падежах?
Просклоняем одушевлённые имена существительные тигр, инженер и неодушевлённые адрес, музей.
Падеж
|
Вопрос
|
Одушевл. им. сущ.
|
Падеж
|
Вопрос
|
Неодушевл. им. сущ.
|
Р. п.
|
(нет) кого?
|
тигра, инженера
|
Р. п.
|
(нет) чего?
|
адреса, музея
|
В. п.
|
(вижу) кого?
|
тигра, инженера
|
В. п.
|
(вижу) что?
|
адрес, музей
|
Одушевлённые имена существительные и в форме родительного, и в форме винительного падежа отвечают на один тот же вопрос кого?, поэтому форма слова у них одинаковая.
Неодушевлённые имена существительные отвечают на различные вопросы чего?, что?, поэтому форма слова различная.
Каким образом можно различить родительный и винительный падежи у одушевлённых имён существительных?
При распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения используют приём их замены именами существительными 1-го склонения в этих же падежах.
нет осла (2-е скл., р. п.), нет лисы (1-е скл., р. п.)
вижу осла (2-е скл., в. п.), вижу лису (1-е скл., в. п.)
Рассмотрите таблицу. Какие окончания бывают у существительных разных склонений в дательном падеже? В каких окончаниях можно сделать ошибку, а в каких нет? Окончания каких склонений совпадают?
Падеж
|
Вопросы
|
Предлоги
|
Склонение
|
Окончания
|
Д. п.
|
кому? чему?
|
к, по
|
1 скл. 2 скл. 3 скл.
|
-е -у, -ю -и
|
Имена существительные разных склонений имеют разные окончания в дательном падеже. Не представляют опасности в написании окончания существительных 2-го склонения в дательном падеже, так как звук [у] обозначается только буквами у, ю.
Рассмотрите таблицу. Какие окончания бывают у существительных разных склонений в творительном падеже? В каких окончаниях можно сделать ошибку, а в каких нет? Окончания каких склонений совпадают?
Падеж
|
Вопросы
|
Предлоги
|
Склонение
|
Окончания
|
Тв. п.
|
чем? кем?
|
с, за, под, между, над
|
1 скл. 2 скл. 3 скл.
|
-ой,-ей (-ою,-ею) -ом, -ем, -ём -ю
|
Имена существительные 1-го и 2-го склонения имеют в творительном падеже букву о. После шипящих и ц такая буква представляет наибольшую опасность. Поэтому нужно знать правило.
После шипящих и ц под ударением в окончаниях существительных в творительном падеже пишем букву о, без ударения — е (врачом, птенцом).
Не представляют опасности в написании окончания существительных
3-го склонения в творительном падеже, так как звуки [й‘ у] обозначаются только буквой ю.
Рассмотрите таблицу. Какие окончания бывают у существительных разных склонений в предложном падеже? В каких окончаниях можно сделать ошибку, а в каких нет? Окончания каких склонений совпадают?
Падеж
|
Вопросы
|
Предлоги
|
Склонение
|
Окончания
|
П. п.
|
о ком? о чём?
|
о (об), в, на, при
|
1 скл. 2 скл. 3 скл.
|
-е -е -и
|
Предложный падеж всегда употребляется с предлогом. Важно грамотно выбирать предлог. Так предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются на буквы а, о, у, э, и: об арене (неправильно: о арене).
В данном падеже совпадают окончания существительных 1-го и 2-го склонения. Все окончания в предложном падеже опасны. Их надо проверять.
У некоторых имён существительных с предлогами в и на допускаются две формы предложного падежа с разными ударениями: на ду́бе — на дубу́. Наиболее употребимой считается первая форма.
Только ли окончания изменяются при изменении формы слова?
За изменение формы слова отвечает окончание. Однако у некоторых слов может меняться корень (человек — люди) или добавляться новые части. Например, при изменении по падежам слов мать, дочь в ряде падежей появляется суффикс -ер-: нет матери, сказать дочери.
Упражнение 1
Прочитайте имена существительные. Обведите в рамочку слова, которые в родительном и винительном падежах будут иметь одинаковые окончания.
Упражнение 2
Прочитайте и составьте из данных слов предложения. Запишите предложения в тетрадь. Определите и запишите падеж и склонение имён существительных.
Мальчик, тропинке, остановке, идёт, узкой, по, к.
Пела, у, птичка, проруби, весело.
Допишите утверждения.
Упражнение 1
Упражнение 2
Мальчик (и. п., 2-е скл.) идёт по узкой тропинке (д. п., 1-е скл.) к остановке (д. п.,
1-е скл.).
У проруби (р. п., 3-е скл.) весело пела птичка (и. п., 1-е скл.).