Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 10 класс
  • Биология
  • Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Взаимодействие генов. Генетика пола. Цитоплазматическая наследственность

Конспект урока: Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Взаимодействие генов. Генетика пола. Цитоплазматическая наследственность

Генетика

23.02.2024
2202
0

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Взаимодействие генов. Генетика пола. Цитоплазматическая наследственность

План урока

  • Закон Моргана
  • Хромосомная теория наследственности
  • Взаимодействие генов
  • Генетика пола
  • Цитоплазматическая наследственность

Цели урока

  • раскрывать цитологические основы генетических законов
  • пользоваться генетической терминологией при объяснении генетических законов
  • применять генетические закономерности к практическим ситуациям.
  • сравнивать родительские формы, гаметы и потомство при анализе гибридизации

Разминка

  • На прямой поставили три точки: А и В на расстояние 7 см , между А и С — 18 см, между генами С и В — 25 см.  Начертите предложенную схему на лист, отметьте на ней взаимное расположение точек А, В, С и предположите, какое отношение логическая задача будет иметь к законам генетики.

Законы Моргана

Рис. 1. Кариотип соматических клеток дрозофилы: А — самки; Б — самца

Со временем стало ясно, что принцип независимого распределения в потомстве и свободного комбинирования распространяется не на все гены. В самом деле, у любого организма признаков очень много, а число хромосом невелико. Следовательно, в каждой хромосоме должно находиться много генов. Каковы же закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме? Этот вопрос был изучен выдающимся американским генетиком Томасом Морганом (1866–1945). Совместно с группой учёных он провёл огромную исследовательскую работу по изучению наследования генов на примере плодовой мушки дрозофилы, у которой в клетках тела (соматических) содержится по 8 хромосом, а в половых клетках (гаметах) только по 4 хромосомы (рис. 1).


Закон сцепленного наследования генов : гены, находящиеся в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются совместно, сцепленно (рис. 2).


Рис. 2. Цитологические основы сцепленного наследования

Сцепленные гены — гены, лежащие в одной хромосоме.

 

Группа сцепления — все гены одной хромосомы.

 

Цитологические основы закона сцепленного наследования:

 

- каждый организм имеет небольшое число хромосом, но десятки тысяч генов; 

- в каждой хромосоме сосредоточено несколько тысяч генов;

- гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно.

 

Вывод: если гены находятся в одной хромосоме, они наследуются преимущественно вместе, образуя группу сцепления. Число групп сцепления равно числу пар хромосом данного вида.


Закон нарушения сцепления : в некотором проценте случаев сцепление может нарушаться. Причина нарушения сцепления — кроссинговер (перекрёст хромосом) — обмен участками хромосом в профазе I мейотического деления (рис. 3).


Рис. 3. Нарушение сцепленного наследования

 

Хромосомная теория наследственности

 

В 1911 г. закономерности, открытые школой Т. Моргана, а затем подтверждённые и углубленные на многочисленных объектах, стали известны под общим названием «хромосомная теория наследственности».

 

Положения хромосомной теории наследственности:

  1. Гены находятся в хромосомах. Каждая хромосома представляет собой группу сцепления генов. Число групп сцепления у каждого вида равно гаплоидному числу хромосом.
  2. Каждый ген в хромосоме занимает определённое место (локус). Гены в хромосомах расположены линейно. Гены относительно стабильны.
  3. Гены могут изменяться (мутировать).
  4. Между гомологичными хромосомами может происходить обмен аллельными генами (кроссинговер).
  5. Расстояние между генами в хромосоме пропорционально проценту кроссинговера между ними.

 

Рис. 4. Генетические карты второй хромосомы у дрозофилы

Понимание кроссинговера помогло генетикам создать хромосомные карты (рис. 4), т. е. определить место каждого гена в хромосоме при помощи подсчёта частоты кроссинговера между двумя различными генами: частота перекрёста между двумя неаллельными генами одной хромосомы пропорциональна расстоянию между ними. Понятно, что чем ближе два гена расположены в одной хромосоме, тем реже они разделяются при кроссинговере. В половых хромосомах кроссинговер возможен только у самок (гомозиготных по Х-хромосоме).

Взаимодействие аллельных генов

 

Под взаимодействием генов понимают взаимодействие их продуктов (РНК, белков).

 

Полное доминирование

взаимодействие, при котором доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного гена; у гетерозигот (Аа) проявляется доминантный признак

полидактилия,

наследование карего цвета глаз, 

умение владеть правой рукой

Неполное доминирование

взаимодействие, при котором доминантный ген частично подавляет действие рецессивного гена; у гетерозигот (Аа) проявляется промежуточный признак

форма волос,

отсутствие глазного яблока,

розовая окраска цветков у ночной красавицы

Кодоминирование

взаимодействие, когда при различных сочетаниях генов проявляются новые признаки

наследование IV группы крови по системе АВО

 

Взаимодействие неаллельных генов

 

Комплементарность

доминантные аллели двух генов при совместном нахождении в генотипе (А_В_) обусловливают развитие нового фенотипа

цветок горошка с генами ААвв и ааВВ имеет неокрашенный венчик, а с АаВв — окрашенный

Эпистаз

один ген подавляет проявление другого гена

у лошадей ген С кодирует серую масть, но в доминантном состоянии (СС или Сс) он подавляет рыжую и вороную масть, кодируемые генами В соответственно: 

ВВсс — вороная, 

ВвСС — серая, 

ввсс — рыжая, 

ВВСС — серая, 

ВвСс — серая.

Полимерия

взаимодействия генов, когда признак определяется несколькими парами неаллельных генов, их обозначают одной буквой: А1,  А2,  А3 и т. д.

окраска пшеницы, количество молока у коров, яйценоскость у кур, содержание сахаров в плодах, пигментация кожи у человека: у африканцев преобладают доминантные аллели, а у европейцев — рецессивные. 

 

Известно также множественное действие гена, или плейотропность . Например, мутация одного гена, отвечающего за состояние соединительной ткани, приводит к множественным поражениям тканей и органов человека (поражение клапанов сердца, вывих хрусталика глаза, разрушение стенок аорты, очень длинные тонкие пальцы, впалая грудина и др.). Такую патологию называют синдромом Марфана.

 

Генетика пола

 

Генетическое определение пола зависит от баланса хромосом.

 

Мендель утверждал, что пол наследственно детерминирован. На это утверждение его натолкнули результаты расщепления по полу 1 : 1, а значит, и самцы и самки различаются по набору хромосом.

 

В результате изучения выяснено. что у организмов все пары хромосом, кроме одной, одинаковы, поэтому различают:

  • аутосомы — хромосомы, одинаковые у обоих полов (у человека их 22 пары в соматических клетках);
  • половые хромосомы (гетерохромосомы) — хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга  (у человека их одна пара в соматических клетках).

 

Рис. 5. Генетика пола

Половые хромосомы обозначаются как X и Y хромосомы. У женских особей млекопитающих и большинства других животных содержится 2 Х-хромосомы,  поэтому такой пол называется гомогаметным .  У мужской особи этих организмов одна X-хромосома и одна Y-хромосома,  поэтому такой пол называется гетерогаметным . В этом случае при образовании яйцеклеток, все клетки будут содержать только X-хромосомы, а при образовании сперматозоидов половина клеток будет с X-хромосомой, а другая половина  с Y-хромосомой. При оплодотворении с одинаковой вероятностью с яйцеклеткой может слиться как сперматозоид с X-хромосомой, так и сперматозоид с Y-хромосомой.  В первом случае из зиготы разовьётся организм женского пола (XX),  а во втором — организм мужского пола (XY).

 

Цитоплазматическая наследственность

 

Согласно хромосомной теории наследственности ведущую роль в наследственности играют ДНК хромосом. Однако ДНК содержатся также в митохондриях, хлоропластах и в цитоплазме. Нехромосомные ДНК называются плазмидами.

 

Клетки не имеют специальных механизмов равномерного распределения плазмид в процессе деления, поэтому одна дочерняя клетка может получить одну генетическую информацию, а вторая — совершенно другую. Наследование генов, содержащихся в плазмидах, не подчиняется менделевским закономерностям наследования, а их роль в формировании генотипа ещё мало изучена.

 

Для человека — это митохондриальная ДНК материнской клетки. Частота мутаций кольцевой в 10 раз выше, чем хромосомной, но они подавляются нормальными генами других митохондрий этой же клетки, поэтому организм фенотипически здоров. Эти мутации — причина более 100 болезней, в т. ч. диабет, эпилепсия, болезнь Паркинсона.

Митохондриальная ДНК способна сохраняться в ископаемых останках. По этим ДНК провели сравнение останков Александры Фёдоровны и её дочерей и принца Филиппа — родственников по женской линии.


Контрольные вопросы

  1. Кто является автором хромосомной теории наследственности?
  2. Что такое группа сцепления генов? От чего зависит количество групп сцепления у каждого вида организмов? Одинаковое ли количество групп сцепления будут иметь организмы одного вида? Ответ поясните.
  3. В чём проявляется взаимодействие генов?
  4. Между какими хромосомами может происходить кроссинговер? К чему он приводит?
  5. В чём выражается расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме?
  6. Что такое генетическая карта хромосомы? Как она составляется?
  7. Что такое полимерия?
  8. Как наследуется пол организма?
  9. В чём проявляется цитоплазматическая наследственность?


Подумайте

  1. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления в Х-хромосоме между генами А и В составляет 7 %, между генами А и С — 18 %, между генами С и В — 25 %. Перерисуйте предложенную схему хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Будет ли происходить с равной вероятностью нарушение сцепления этих генов у самцов и самок? Ответ поясните.
     
  2. У кукурузы гены зелёной окраски проростков (А) и матовых листьев (В) сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, а рецессивные гены жёлтой окраски проростков и блестящих листьев также сцеплены. При скрещивании растений, имеющих зелёные проростки и матовые листья, и растений, имеющих жёлтые проростки и блестящие листья, было получено 390 растений с зелёными проростками и матовыми листьями и 388 растений с жёлтыми проростками и блестящими листьями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.
     
  3. У фасоли жёлтая окраска бобов доминирует над зелёной, а чёрная окраска семян — над белой. При скрещивании фасоли с жёлтыми бобами и чёрными семенами с растением, которое имеет зелёные бобы и белые семена, получили 53 растения с жёлтыми бобами и чёрными семенами, 48 — с жёлтыми бобами и белыми семенами, 19 — с зелёными бобами и чёрными семенами и 15 — с зелёными бобами и белыми семенами. Определите генотипы родительских форм и потомков. Как можно объяснить появление четырёх фенотипических классов? Составьте схему решения задачи.


Предыдущий урок
Генетика. Генетические символы и понятия. Методы генетики
Генетика
Следующий урок
Организм как биологическая система. Гомеостаз. Регуляция функций организма
Общие принципы
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

    Русский язык

  • Правописание местоимений

    Русский язык

  • Л.Н. Толстой. Анализ эпилога. Подготовка к сочинению

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке