Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Произведения К. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, Н. Н. Носова

Произведения о детях

20.04.2024
1622
0

К. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе»

Цели урока

  • познакомимся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского
  • будем искать знакомые художественные приёмы в произведениях
  • будем определять особенности авторского текста

Словарь

Паинька — послушный ребёнок. 

Лопотал — говорил быстро, неясно.

Ушат — небольшая кадка с ручками.

Пава — павлин женского рода.

Сито — посуда с мелкой сеткой для просеивания чего-либо.

Кочерга — железный прут с загнутым концом для перемешивания дров и углей.

Расфуфырили — подняли высоко.

Во всю прыть — очень быстро.

Кадушка — ёмкость, похожая на бочку.

Кишат — шевелиться, копошиться.

Прусаки — вид тараканов.

Произведения для самостоятельного изучения

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

К. Чуковский «Айболит»

К. Чуковский «Тараканище»


Назови детских писателей-поэтов.

 

С. Я. Маршак, А. Л. Барто, К. И. Чуковский, С. В. Михалков...


Об авторе

1882–1969 гг.

Корней Иванович Чуковский — детский писатель, переводчик. Настоящее имя Чуковского — Николай Васильевич Корнейчуков. Именно Чуковский перевёл на русский язык книгу «Робинзон Крузо». В возрасте 35 лет Чуковский начал писать сказки для детей. По мотивам произведений Чуковского было снято более 20 мультфильмов. У писателя было четверо детей. Каждое его произведение было связано именно с ними.


О произведениях

История создания сказки «Федорино горе» описана самим автором. 

 

Однажды на даче я забрёл далеко от дома и в незнакомой глуши провёл часа три с детворой, которая копошилась у лесного ручья. День был безветренный, жаркий. Мы лепили из глины человечков и зайцев, бросали в воду еловые шишки, ходили куда-то дразнить индюка и расстались лишь вечером, когда грозные родители разыскали детей и с упрёками увели их домой.

 

На душе у меня стало легко. Я бодро зашагал переулками среди огородов и дач. В те годы я каждое лето до глубокой осени ходил босиком. И теперь мне было особенно приятно шагать по мягкой и тёплой пыли, ещё не остывшей после горячего дня... Эта трёхчасовая свобода от взрослых забот и тревог, это приобщение к заразительному детскому счастью, эта милая пыль под босыми ногами, это вечереющее доброе небо — всё это пробудило во мне давно забытое упоение жизнью, и я, как был в измазанных штанах, взбежал к себе в комнату и в какой-нибудь час набросал те стихи, которые с позапрошлого лета безуспешно пытался написать.

 

Чуковский и Мурочка (Маша)

Сказка «Путаница» была написана по заказу и рецепту дочки писателя — Мурочки.

 

В то время Чуковский ломал голову над тем, зачем нужны в языке нелепицы (небылицы). Чуковскому казалось, что русский и английский народ создали эти небылицы не только для того, чтобы повеселить малышей. Но вот для чего? Ответ ему помогла найти двухлетняя Мурочка. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущённым лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную шалость. 

 

Чуковский ещё никогда не видел такого сложного выражения у неё на лице. Ещё издали она крикнула ему: «Папа, ава — 
мяу!» — то есть сообщила отцу, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: «Нет, ава — гав». Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: «Ава — мяу!», хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. 

 

И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: «А петух кричит гав!» Это игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки «Путаница». Сам же Чуковский понял, что нелепицы и небылицы существуют не только для развлечения малышей, они ещё играют важную роль в развитии детей.
 

Прочитай весёлые, но в то же время поучительные произведения Чуковского: сказки «Путаница» и «Федорино горе», небылицу «Радость».


Вопросы по тексту

 

С какой целью создавалось каждое произведение? Соотнеси стрелочками.

Произведение

Чему учит

«Радость»

Каждый должен заниматься своим делом.

«Путаница»

Нужно содержать в чистоте свои вещи и дом.

«Федорино горе»

Фантазия помогает весело провести время.

 

Какое из прочитанных произведений тебе понравилось больше?


Учимся искать художественные приёмы в произведении

 

Назови известные тебе художественные приёмы.


Вспомни!


Заполни таблицу. 

Строки из произведения

Название произведения

Используемый художественный приём

Куры стали павами.

Лысые — кудрявыми.

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж!

А за ними блюдца, блюдца — 

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

 


Выбери желания, которые у тебя появились после урока:

 

  • я хочу прочитать другие произведения Чуковского,
  • я хочу перечитать изученные на уроке произведения,
  • я хочу узнать, как создавались другие произведения Чуковского.


Ответы


 

Предыдущий урок
Произведения К. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, Н. Н. Носова
Произведения о детях
Следующий урок
Лирические стихотворения об осени. Художественный и научно-популярный тексты
Произведения об осени
Урок подготовил(а)
teacher
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Земля на карте

    Окружающий мир

  • Глагол to be в настоящем времени (am, is, are)

    Английский язык

  • Nature

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке