Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Произведения К. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, Н. Н. Носова

Произведения о детях

14.02.2025
2425
0

К. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе»

Цели урока

  • познакомимся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского
  • будем искать знакомые художественные приёмы в произведениях
  • будем определять особенности авторского текста

Словарь

Паинька — послушный ребёнок. 

Лопотал — говорил быстро, неясно.

Ушат — небольшая кадка с ручками.

Пава — павлин женского рода.

Сито — посуда с мелкой сеткой для просеивания чего-либо.

Кочерга — железный прут с загнутым концом для перемешивания дров и углей.

Расфуфырили — подняли высоко.

Во всю прыть — очень быстро.

Кадушка — ёмкость, похожая на бочку.

Кишат — шевелятся, копошатся.

Прусаки — вид тараканов.

Произведения для самостоятельного изучения

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

К. Чуковский «Айболит»

К. Чуковский «Тараканище»


Назови детских писателей-поэтов.

 

С. Я. Маршак, А. Л. Барто, К. И. Чуковский, С. В. Михалков...


Об авторе

1882–1969 гг.

Корней Иванович Чуковский — детский писатель, переводчик. Настоящее имя Чуковского — Николай Васильевич Корнейчуков. Именно Чуковский перевёл на русский язык книгу «Робинзон Крузо». В возрасте 35 лет Чуковский начал писать сказки для детей. По мотивам произведений Чуковского было снято более 20 мультфильмов. У писателя было четверо детей. Каждое его произведение было связано именно с ними.


О произведениях

История создания сказки «Федорино горе» описана самим автором. 

 

 

Однажды на даче я забрёл далеко от дома и в незнакомой глуши провёл часа три с детворой, которая копошилась у лесного ручья. День был безветренный, жаркий. Мы лепили из глины человечков и зайцев, бросали в воду еловые шишки, ходили куда-то дразнить индюка и расстались лишь вечером, когда грозные родители разыскали детей и с упрёками увели их домой.

 

На душе у меня стало легко. Я бодро зашагал переулками среди огородов и дач. В те годы я каждое лето до глубокой осени ходил босиком. И теперь мне было особенно приятно шагать по мягкой и тёплой пыли, ещё не остывшей после горячего дня... Эта трёхчасовая свобода от взрослых забот и тревог, это приобщение к заразительному детскому счастью, эта милая пыль под босыми ногами, это вечереющее доброе небо — всё это пробудило во мне давно забытое упоение жизнью, и я, как был в измазанных штанах, взбежал к себе в комнату и в какой-нибудь час набросал те стихи, которые с позапрошлого лета безуспешно пытался написать.

 

Сказка «Путаница» была написана по заказу и рецепту дочки писателя — Мурочки.

 

В то время Чуковский ломал голову над тем, зачем нужны в языке нелепицы (небылицы). Чуковскому казалось, что русский и английский народ создали эти небылицы не только для того, чтобы повеселить малышей. Но вот для чего? Ответ ему помогла найти двухлетняя Мурочка. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущённым лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную шалость. 

 

Чуковский ещё никогда не видел такого сложного выражения у неё на лице. Ещё издали она крикнула ему: «Папа, ава — мяу!» — то есть сообщила отцу, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: «Нет, ава — гав». Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: «Ава — мяу!», хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. 

 

И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: «А петух кричит гав!» Эта игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки «Путаница». Сам же Чуковский понял, что нелепицы и небылицы существуют не только для развлечения малышей, они ещё играют важную роль в развитии детей.
 

Прочитай весёлые, но в то же время поучительные произведения Чуковского: сказки «Путаница» и «Федорино горе», небылицу «Радость».


Вопросы по тексту

 

С какой целью создавалось каждое произведение? Соотнеси стрелочками.

 

Какое из прочитанных произведений тебе понравилось больше?


Учимся искать художественные приёмы в произведении

 

Назови известные тебе художественные приёмы.


Вспомни!


Заполни таблицу. 


Выбери желания, которые у тебя появились после урока:

 

  • я хочу прочитать другие произведения Чуковского,
  • я хочу перечитать изученные на уроке произведения,
  • я хочу узнать, как создавались другие произведения Чуковского.


Ответы


 

Предыдущий урок
Малые жанры устного народного творчества. Русские народные сказки
Устное народное творчество
Следующий урок
Произведения К. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, Н. Н. Носова
Произведения о детях
Урок подготовил(а)
Анна Николаевна
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке