Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Лирические стихотворения об осени. Художественный и научно-популярный тексты

Произведения об осени

08.05.2024
1541
0

 

 

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина

Цели урока

  • будем учиться сравнивать стихотворения разных писателей на одну тему
  • будем учиться выразительно читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение, соблюдать нужную интонацию
  • находить рифму
  • определять ритм

Словарь

Дивная — удивительная, прекрасная, восхитительная.

Лучезарный — блестящий, сверкающий, светлый.

Хрустальный — хрупкий.

Лазурь — светло-синий цвет.

Серп — орудие труда в виде изогнутого зазубренного ножа для срезания травы, колосьев ржи, пшеницы.

Борозда — канавка.

Перекати поле — травянистое растение, которое после отмирания образует шар из сухих веток.

Праздный — ничем не занятый, без дела, пустой.

Благовонье — приятный запах, аромат.

Озимь — осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.

Долина — удлинённая впадина (вдоль речного русла, среди гор).

Произведения для самостоятельного изучения

В. Брюсов «Сухие листья» (в сокращении)

И. Токмакова «Опустел скворечник…»


Как ты думаешь, что такое лирика, лирические произведения?

 

Лирика — вид поэзии, выражающий чувства, мысли, переживания автора.


Как называют людей, которые пишут лирические произведения?

 

Поэты


Каких поэтов ты знаешь? О чём они пишут?


Это интересно!

Русские писатели


Рассмотри иллюстрации. О чём будут стихотворения? 


Стихотворения о ранней (первоначальной) осени

 

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ф. Тютчев 


 

***

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.

А. Плещеев 


 

              * * *
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся,
И заплачет спросонья.

К. Бальмонт 


 

 

                         ***
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. Толстой 


 

                   * * *
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.

С. Есенин


 

           * * *
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой вали́тся,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

А. Фет 

 


Учимся сравнивать стихотворения на одну тему

 

Подбери иллюстрацию к каждому стихотворению.

Докажи строчками из стихотворений, что ты верно выполнил задание.


Сравни прочитанные стихотворения: что в них общего и в чём отличия?


Вопросы к тексту

 

Чему учат прочитанные стихотворения?

 

Прочитанные стихотворения учат видеть красоту осени на ранней стадии. 


Учимся искать средства художественной выразительности

 

Какие слова или словосочетания из прочитанных стихотворений редко употребляются в обыденной жизни (или вовсе не употребляются)?

 

Дивная пора, день хрустальный, лучезарны вечера, бодрый серп, паутины тонкий волос, праздная борозда, пустеет воздух, льётся чистая и тёплая лазурь, отдыхающее поле, глядят уныло, туча небо кроет, в сердце стало грустнее, деревья блистают, осень проснётся и заплачет спросонья, бедный сад, красуются кисти, вянущие рябины, розоватая вода, грачи как сеть мелькали, всё спится, встретить грудью, поневоле тяжело.


Запомни!

 

В стихотворениях поэты используют средства художественной выразительности — это такие слова или словосочетания, которые добавляют яркости описанию какого-либо предмета.


Готовимся к выразительному чтению

 

Определи, с каким настроением нужно читать каждое стихотворение? Соедини стрелочкой название стихотворения и соответствующее настроение.


Запомни!


Для более выразительного прочтения важно выбирать верную скорость. Она будет зависеть от ритма. Ритм — это чередование ударных и безударных слогов. Каждое стихотворение обладает своим ритмом, который мы ощущаем при чтении. Благодаря ритму стихотворение можно переложить и сделать песней. 


Выдели самые главные (ключевые) слова в каждом стихотворении.

 

Прочитай все стихотворения выразительно, стараясь выделить важные слова голосом.


Продолжи фразы

 

Самым сложным на уроке было…

Я научился(-ась)...

Самым интересным было…

Я теперь смогу научить других…

Мне стоит ещё потренироваться в…

Я ставлю себе за работу на уроке отметку…


Ответы

1 — Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

Теперь уж пусто всё — простор везде.

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

 

2 — А. Фет «Ласточки пропали»

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

 

3 — А. Плещеев «Осень наступила»

Только зеленеет

Озимь на полях.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

 

4 — К. Бальмонт «Поспевает брусника»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

5 — А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

 

6 — С. Есенин «Закружилась листва золотая»

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

 

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всёпростор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ф. Тютчев
 

 

* * *
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.

А. Плещеев
 

* * *
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся,
И заплачет спросонья.
 

К. Бальмонт

* * *
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
 

А. Толстой

* * *
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
 

С. Есенин

* * *
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой вали́тся,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
 

А. Фет


Предыдущий урок
Лирические стихотворения об осени. Художественный и научно-популярный тексты
Произведения об осени
Следующий урок
Юмористические произведения
Юмористические произведения
Урок подготовил(а)
teacher
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
Поделиться:
  • Невидимые нити

    Окружающий мир

  • Greetings and polite words

    Английский язык

  • Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке