- будем упражняться в сравнении стихотворений разных писателей
- будем упражняться в выразительном чтении стихотворения, передавать
с помощью голоса настроение, соблюдать нужную интонацию
Пашня — вспаханное поле.
Лампада — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами.
Метнулся — быстро пробежал.
Крадётся — медленно и незаметно идёт.
А. Плещеев «В бурю»
Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»
Вспомни темы, на которые писатели чаще всего пишут стихотворения. Какие из них тебя особенно волнуют?
Об авторе
Иван Алексеевич Бунин — русский поэт. Мама Ивана Бунина была очень тихим, скромным, набожным человеком, чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского, и занималась, в первую очередь, воспитанием детей.
Жена И. Бунина вспоминает: «Мать его, Людмила Александровна, всегда говорила мне, что "Ваня с самого рождения отличался от остальных детей", что она всегда знала, что он будет "особенный", "ни у кого нет такой тонкой души, как у него"».
О произведении
Бунин нередко в своих стихотворениях обращался к образу матери. Таким образом поэт мысленно возвращается на свою родину, в своё беззаботное и счастливое детство. Поэт передаёт отношение, чувства между ним и мамой.
Матери
В сокращении
Я помню спальню и лампадку.
Игрушки, тёплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что Он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
И. Бунин
Посидим в тишине
Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене.
А потом скользнул ко мне.
— Ничего, — шепнул он будто, —
Посидим и в тишине!..
Е. Благинина
На лугу
Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.
А. Блок
Вопросы к тексту
1. Среди прочитанных стихотворений найди лишнее. Объясни свою точку зрения.
Стихотворение «На лугу» о весне, а не о матери.
2. Найди приметы весны, которые описаны в стихотворении «На лугу».
Заметней и чернее на пашне полоса, в ручье журчит волна.
3. Чему учит каждое стихотворение?
Стихотворение «На лугу» учит подмечать все изменения в природе, стихотворение «Матери» учит не забывать своё детство, стихотворение «Посидим в тишине» учит бережно относиться к маминому отдыху.
4. Вспомни случай, когда ты трепетно отнёсся к маме.
Упражняемся в сравнении стихотворений
Сравни стихотворения «Матери» и «Посидим в тишине». Заполни таблицу.
Готовимся к выразительному чтению
Выбери понравившееся стихотворение.
1. Определи, с каким настроением нужно читать стихотворение.
2. Выдели самые главные (ключевые) слова в стихотворении.
3. Выбери нужный темп для каждого предложения: средний, медленный, быстрый.
4. Прочитай стихотворение выразительно, стараясь выделить важные слова голосом.
Учим стихотворение наизусть
- Прочитай стихотворение вслух.
- Выясни значение непонятных слов.
- Прочитай стихотворение ещё раз, представляя картины, которые описаны.
- Раздели стихотворение на смысловые части.
- Выдели, а затем выпиши опорные слова в каждой части.
- Попробуй прочитать стихотворение по памяти.
- Для выразительного чтения стихотворения необходимо определить интонацию, темп, ритм, паузы.
Выучи понравившееся стихотворение наизусть.
Заполни анкету по результатам проделанной работы.