- научиться характеризовать героев сказок и с помощью интонации передавать их настроение
- познакомиться с разными видами сказок
Проведать — навестить.
Нынче — сегодня.
Указ — постановление.
Побывка — недолгое пребывание на родине.
Служивый — солдат.
Притомиться — устать.
Изба — деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь — достаточно.
Варево — горячее жидкое кушанье, похлёбка.
Чулан — кладовка.
Сдобрить — прибавить к еде что-нибудь для вкуса.
Котёл — большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли — если бы.
Этакую — такую.
Сметка — смекалка.
Русская народная сказка «Лиса и козёл»
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Русская народная сказка «Как мужик гусей делил»
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Кто может быть главным героем сказки? Какие виды сказок ты знаешь?
Это интересно!
Выделяют три основных вида сказок. Подробнее остановимся на двух из них.
В сказках о животных главными героями являются животные. Им присущи постоянные образы, характеры. Например, зайца считают трусишкой, лису — хитрой.
Так люди сложили устойчивые (неизменные) словосочетания, которые используют для окраски в своей речи.
Например
Голодный как волк (о голодном человеке).
Хоть волком вой (о сильном отчаянии и невозможности исправить плохую ситуацию).
Как кошка с собакой (о плохих, враждебных взаимоотношениях).
Хитрый как лиса (о хитром человеке).
У Лисы Патрикеевны ушки на макушке (о чутком человеке).
Медвежий угол (о далёком месте).
Дрожать как заяц (о трусости).
Волчий аппетит (о жадности).
Медвежья услуга (неуместная помощь).
Бытовые сказки появились позже всех. В этих сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются необычными и невероятными. Догадливость, умение найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций — вот что лежит в основе создания бытовой сказки.
Как ты думаешь, каким будет тетерев в русской народной сказке «Лиса и тетерев»?
Прочитай сказку.
Лиса и тетерев
Русская народная сказка
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
— Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, Тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.
— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.
— Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
— Вот это хорошо, — сказал Тетерев, — а то вот собаки бегут: кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
— Куда ж ты? — сказал Тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
— А кто их знает! — сказала Лиса. — Может, они указ не слыхали.
И убежала.
Учимся характеризовать героев сказки
Опиши характер лисы и характер тетерева. Приведи примеры доказательств из текста.
Лиса хитрая («Лисица притворилась, что не расслышала»), красноречивая («Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать»), коварная («Ты бы, Тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу»).
Тетерев спокойный («Спасибо на добром слове»), осторожный («Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле»), рассудительный («А то вот собаки бегут: кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»).
Вопросы по тексту
Найди в тексте предложение и подумай, какого слова не хватает.
Лиса услыхала про собак, ______________ уши и хотела убежать.
Как ты понимаешь фразеологизм «навострить уши»?
Навострить уши — насторожиться.
Определи вид сказки. Докажи свой ответ.
А. Волшебная.
Б. О животных.
В. Бытовая.
Сказка о животных, так как главные герои — животные.
Готовимся к выразительному чтению
Подумай, с какой интонацией нужно читать фразы лисы и тетерева.
Слова для справок: тревожно, спокойно, с восхищением, с надеждой.
Прочитай сказку выразительно.
Как ты думаешь, к какому виду принадлежит русская народная сказка «Каша из топора»?
Прочитай сказку.
Сказка бытовая, так как главные герои — обычные люди.
Каша из топора
Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь открыла старуха:
— Заходи, служивый.
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
— Ну, нет так нет, — солдат говорит.
Тут он приметил под лавкой топор без топорища:
— Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить.
Хозяйка руками всплеснула:
— Как так из топора кашу?
— А вот так. Дай-ка котёл.
Принесла старуха котёл. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
— Ну как? — спрашивает старуха.
— Скоро будет готово, — отвечает. — Жаль, что вот соли нет.
— Соль-то у меня есть. Посоли.
Солдат посолил, снова попробовал:
— Коли сюда бы да горсточку крупы!
Старуха принесла из чулана мешочек крупы.
— На, заправь как надо.
Варил, варил солдат, помешивал, потом попробовал.
Глядит старуха, оторваться не может.
— Ох, и каша хороша! — хвалит солдат. — Как бы сюда да чуточку масла — было бы и вовсе объедение.
Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.
— Бери ложку, хозяюшка. — Стал кашу есть да похваливать.
— Вот уж не думала, что из топора этакую кашу можно сварить, — дивится старуха. А солдат ест да посмеивается.
Учимся характеризовать героев сказки
Опиши характер старухи и характер солдата. Приведи примеры доказательств из текста.
Старуха жадная, скупая («У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить»), глупая («Старуха на солдата глядит, глаз не сводит!»).
Солдат умный, смекалистый («Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора», «А солдат ест, до посмеивается»).
Готовимся к выразительному чтению
Подумай, с какой интонацией нужно читать фразы старухи и солдата.
Слова для справок: с удивлением, печально, радостно, с восторгом.
Прочитай сказку выразительно.
Оцени свою работу на уроке и поставь отметку.
5 — я научился(-ась) читать выразительно. Я смогу передать при чтении эмоции героев. Я смогу определить вид сказки.
4 — я читал(-а) целыми словами, без ошибок. Я знаю виды сказок, справился(-ась) практически со всеми заданиями.
3 — мне было сложно выполнить задания самостоятельно. Нужно ещё потренироваться.