Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем. Гипотеза чистоты гамет. Неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Генофонд

Генетика

Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем. Гипотеза чистоты гамет. Неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Генофонд

План урока

  • Моногибридное скрещивание
  • Гипотеза (закон) чистоты гамет
  • Первый закон Менделя
  • Второй закон Менделя
  • Неполное доминирование
  • Анализирующее скрещивание
  • Третий закон Менделя
  • Генофонд

Цели урока

  • Раскрывать цитологические основы генетических законов
  • Пользоваться генетической терминологией при объяснении генетических законов
  • Применять генетические закономерности к практическим ситуациям
  • Сравнивать родительские формы, гаметы и потомство при анализе гибридизации

Разминка

  • У кареглазых родителей могут родиться голубоглазые дети. Можно ли с научной позиции объяснить это явление?

 

Моногибридное скрещивание


Скрещивание двух организмов называют гибридизацией : потомство от скрещивания двух особей с различной наследственностью называют гибридным , а отдельную особь — гибридом .


Моногибридное скрещивание - это скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков


При таком скрещивании прослеживаются закономерности наследования только двух вариантов признака, развитие которого обусловлено парой аллельных генов. Например, признак — цвет семян, взаимоисключающие варианты — жёлтый или зелёный. Все остальные признаки, свойственные данным организмам, во внимание не принимаются.

 

Рис.1. Цитологические основы гипотезы чистоты гамет. Рис.1. Цитологические основы гипотезы чистоты гамет.

Гипотеза (закон) чистоты гамет

 

В каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары генов (рис.1). 

 

Первый закон Менделя


Закон доминирования, или единообразия гибридов первого поколения

 

При моногибридном скрещивании гомозиготных особей у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки — оно фенотипически единообразно.


Рис.2. I закон Менделя. Рис.2. I закон Менделя.

Г. Мендель использовал для скрещивания сорта гороха, различающиеся по одной паре признаков — окраске семян (жёлтые и зелёные, гомозиготные).

 

А - доминантный признак цвета (желтый);
а - рецессивный признак цвета (зелёный);
Р - родительские формы (гомозиготы, чистые линии);
F1 - Потомство (гибриды) первого поколения.

 

Цитологические основы закона единообразия:

 

  • в гомологичных хромосомах у гомозиготных родителей находятся два одинаковых гена,
  • в результате мейоза формируется один тип гамет,
  • при оплодотворении в зиготе возможно лишь одно сочетание гамет – Аа.

 

Вывод: все гибриды первого поколения являются гетерозиготными и единообразными; рецессивный ген у гибридов первого поколения не исчезает, а только подавляется.

 

* В рассматриваемой ситуации мы наблюдаем, что доминантный ген полностью подавляет рецессивный ген, такое явление называется полным доминированием

 

Второй закон Менделя


Закон расщепления : при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление признаков в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 — по генотипу.


Рис.3. Схема наследования признаков по II закону Менделя. Рис.3. Схема наследования признаков по II закону Менделя.

Г. Мендель взял в качестве родительских форм гибриды из первого поколения (жёлтые, гетерозиготные).

 

F2 - потомство второго поколения.

 

Цитологические основы закона единообразия:

 

  • в гомологичных хромосомах у гетерозиготных родителей находятся два разных гена;
  • в результате мейоза формируется два типа гамет;
  • при оплодотворении в зиготе возможны разные сочетания гамет и образуются четыре типа зигот: АА : Аа : Аа : аа.

Вывод: Генотипы и фенотипы проявляются в определенных числовых соотношениях, т.е. расщепляются; рецессивный ген у гибридов первого поколения не исчезает, а только подавляется и проявляется во втором гибридном поколении.

 

Неполное доминирование


Неполное доминирование  – это такое наследование, когда у гетерозигот проявляется среднее (промежуточное) значение признака между доминантным и рецессивным.

 

При неполном доминировании в при скрещивании гетерозигот (Аа) расщепление по фенотипу и генотипу совпадает – 1:2:1.


Рис.4. Схема наследования признаков при неполном доминировании (Ночная красавица). Рис.4. Схема наследования признаков при неполном доминировании (Ночная красавица).

Цитологические основы неполного доминирования:

 

  • доминантный ген в аллельной паре не полностью подавляет проявление рецессивного гена.

 

Признаки у человека, передающиеся по типу неполного доминирования:

 

  • волосы: прямые, волнистые, курчавые;
  • серповидно-клеточная анемия: здоровый, часть эритроцитов серповидные, больной серповидно-клеточной анемией.

 

Анализирующее скрещивание


Анализирующее скрещивание – это скрещивание особи с доминантным фенотипом для определения ее генотипа (гомозигота или гетерозигота) с особью с рецессивными признаками (гомозиготной).


Для этого исследуемая особь с доминантными признаками скрещивается с анализатором − рецессивной гомозиготой и анализируют результат.

 

  1. Скрещивание гомозиготного организма по доминанте

Расщепления признаков в потомстве не наблюдается − гомозигота .

2. Скрещивание гетерозиготного организма

Образуется два типа гамет: 50 % с доминантными
признаками (А), 50 % − с рецессивными (а), в
потомстве будет наблюдаться расщепление
по фенотипу и генотипу 1:1 – гетерозигота .

 

Третий закон Менделя

 

Изучение наследования одной пары аллелей позволило Менделю установить ряд важных генетических закономерностей, однако организмы отличаются друг от друга по многим признакам.


Дигибридным называется скрещивание, при котором прослеживается наследование двух пар альтернативных признаков.


Полигибридным называется скрещивание особей, отличающихся по многим признакам.


Г. Мендель скрещивал сорта гороха, которые между собой отличались по двум парам признаков — окраске семян (жёлтые и зелёные) и форме семян (гладкие и морщинистые). Г. Мендель взял в качестве родительских форм гибриды из первого поколения (жёлтые, гетерозиготные).


Закон независимого наследования признаков - при дигибридном скрещивании у гибридов во втором поколении расщепление по каждой паре признаков происходит независимо от других пар по фенотипу в соотношении 9:3:3:1.


Рис.5. Схема наследования признаков по III закону Менделя. Рис.5. Схема наследования признаков по III закону Менделя.

Цитологические основы закона единообразия:

 

  • в двух парах гомологичных хромосом у гетерозиготных родителей находятся по два разных гена;
  • в результате свободного расхождения хромосом в мейозе формируется четыре типа гамет;
  • при оплодотворении в зиготе возможны разные сочетания гамет и формирование пар генов в различных комбинациях.

 

Вывод: Расщепление по каждому признаку идет независимо от других признаков. Случайный характер расхождения гомологичных хромосом каждой пары к разным полюсам клетки в процессе мейоза независимо от других пар гомологичных хромосом.

 

Закон справедлив только для тех случаев, когда изучаемые гены расположены в разных парах гомологичных хромосом. Исключения составляют случаи сцепленного наследования.

 

Генофонд

 

Каждый вид имеет целый набор аллельных генов, хотя каждая особь благодаря диплоидности содержит в каждой аллели только два гена. 


Совокупность всех вариантов всех генов, входящих в состав генотипов особей какого-либо вида, получила название генофонд  популяции.


Можно также говорить о генофонде семьи или иной группы особей вида.


Контрольные вопросы

 

  1. Что такое гибридизация?
  2. Какое скрещивание называют моногибридным?
  3. Какое явление носит название доминирования?
  4. Какой признак называют доминантным и какой — рецессивным?
  5. Какой организм называют гомозиготным? Гетерозиготным?
  6. Сформулируйте первый закон Менделя.
  7. Сформулируйте второй закон Менделя.
  8. Расскажите об опытах Менделя по моногибридному скрещиванию растений гороха.
  9. В чём суть закона чистоты гамет?
  10. Какое скрещивание называют дигибридным? Полигибридным?
  11. Расскажите об опытах Менделя по дигибридному скрещиванию растений гороха.
  12. Сформулируйте третий закон Менделя. Составьте схему скрещивания двух дигетерозиготных организмов.
  13. При каких условиях наблюдается независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании?
  14. Что такое анализирующее скрещивание?


Подумай

 

  1. На каком явлении основан закон чистоты гамет?
  2. Какое соотношение фенотипов следует ожидать в потомстве при анализирующем скрещивании чёрного кролика, если известно, что чёрный цвет шерсти доминирует над белым, а кролик гетерозиготен по исследуемому признаку?


Предыдущий урок
Селекция. Этапы развития селекции
Генетика
Следующий урок
Селекция животных и микроорганизмов
Генетика
  • Историко-литературный процесс. Русская литература первой половины XIX века. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм

    Литература

  • Целые и рациональные числа. Действительные числа

    Алгебра

  • Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Истоки преступления Раскольникова. Теория Раскольникова. Наказание Раскольникова

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке