Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Селекция. Этапы развития селекции

Генетика

25.02.2024
3018
0

Селекция. Этапы развития селекции

План урока

  • Селекция как наука
  • Задачи селекции
  • Закон гомологических рядов Вавилова Н. И.
  • Основные методы селекции
  • Отбор в селекции
  • Биотехнология

Цели урока

  • уметь приводить примеры методов селекции, объяснять отличия
    массового и индивидуального отбора
  • знать определения терминов «селекция», «сорт», «порода», «штамм», «инбридинг», «аутбридинг», «гетерозис»

Разминка

  • Существует выражение: «Человека кормят и одевают полиплоиды». Как его объяснить?


Селекция — это наука, задачей которой является отбор и создание новых сортов растений, пород животных, культур грибов и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами.


 

Деятельность человека по постоянному улучшению растений и животных длится порядка 10 тысяч лет. Первым, кто наиболее полно и осознанно обобщил огромный материал по одомашниванию растений и животных, был Ч. Дарвин. Он сделал это в своей книге «Изменение животных и растений в домашнем состоянии». Именно материалы по одомашниванию человеком животных и растений убедили Ч. Дарвина в огромной роли отбора в эволюции и в её сходстве с селекционным процессом.

 

Задачи селекции:

  • получение высокоурожайных сортов растений, увеличение плодовитости и продуктивности пород животных;
  • улучшение качества продукции (например, вкуса, внешнего вида, лёжкости плодов и овощей, содержания белка, клейковины и незаменимых аминокислот в зерне);
  • улучшение физиологических свойств (скороспелость, засухоустойчивость, устойчивость к болезням, вредителям и неблагоприятным климатическим условиям).

Закон гомологических рядов Вавилова Н. И.

Рис. 1. Вавилов Н. И.

Теоретической основой селекции является генетика. Для успешной селекционной работы в первую очередь необходим разнообразный исходный материал. Благодаря работам выдающегося русского учёного, генетика и ботаника Н. И. Вавилова поиск исходного материала облегчается. 

 

Он предположил, что место на земном шаре, где наблюдается большое число сортов каких-либо культурных растений, является и родиной диких предков этих растений.

Н. И. Вавилов и его сотрудники были настоящими охотниками за растениями. 

В 20–30-х годах ХХ века они осуществили более 60 экспедиций на всех континентах, кроме Австралии. Цель этих экспедиций — обнаружить места на земном шаре, где сосредоточено наибольшее генетическое разнообразие основных культивируемых видов растений и их диких сородичей, собрать коллекции этих растений с целью их использования в качестве исходного материала для селекции. Собирая коллекцию культурных растений, им было выделено 8 центров древнего земледелия, которые являются центрами происхождения культурных растений. В ходе своей работы Вавилов Н. И. сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости.


Закон гомологических рядов : родственные роды и виды живых организмов характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.


По словам Н. И. Вавилова, селекция — это «эволюция, направляемая волей человека».


Центры происхождения культурных растений

 

Название центра

Примеры культурных растений

Южноазиатский тропический, или Индийский

Рис, сахарный тростник, цитрусовые, огурец, баклажан

Южнокитайский, или Восточноазиатский

Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры: слива, вишня и др.

Среднеазиатский

Пшеница, рожь, бобовые культуры, лён, конопля, репа, чеснок, виноград и др.

Переднеазиатский

Рожь, инжир, роза, ячмень

Средиземноморский

Капуста, свёкла, петрушка, маслины, лук

Эфиопский (Абиссинский)

Твёрдая пшеница, ячмень, кофейное дерево, банан, арбуз, сорго

Центральноамериканский

Кукуруза, какао, перец, фасоль, хлопчатник, тыква, табак

Южноамериканский

Картофель, ананас, хинное дерево

 

Основные методы селекции 

 

Основными методами селекции являются гибридизация и отбор

 

В качестве исходного материала для данных методов можно использовать генетически разнообразные организмы из природных популяций. Можно создавать генетическое разнообразие экспериментально, например, получая гибридные организмы, сочетающие в себе признаки разных родителей. Примитивная селекция, которую вели древние земледельцы и скотоводы, состояла в стихийном (бессознательном) отборе для размножения лучших особей растений и животных. 

 

С развитием сельского хозяйства и успехами в изучении наследственности и изменчивости организмов примитивную селекцию сменила комбинационная селекция, основанная на методическом (сознательном) отборе особей и их дальнейшего скрещивания для получения желаемых сочетаний признаков у гибридов.

 

Этапы комбинационной селекции:

  1. Подбор и скрещивание родительских пар.
  2. Получение гибридов от F1 до F8 поколений для перевода генов, отвечающих за хозяйственно ценные признаки, в гомозиготное состояние.
  3. Отбор лучших гибридов среди потомков, оценка их качеств (испытание на продуктивность, урожайность).
  4. Стандартизация сорта или породы, присвоение им названий, регистрация, использование лучших потомков как родоначальников породы, сорта для разведения их в массовой практике.

Все этапы селекционного процесса занимают более 10 лет. Для создания новой породы животных требуется на порядок больше времени, т. к. у животных поздно наступает половая зрелость, нет быстрой смены поколений (как у растений или микроорганизмов). В отличие от животных, для растений возможно вегетативное размножение, что позволяет быстро получить большое количество генетически одинаковых особей.

 

Методы гибридизации:

  1. Аутбридинг.
  2. Инбридинг.
  3. Отдалённая гибридизация.
  4. Получение полиплоидов.


Гибридизация — скрещивание разнородных в генетическом отношении особей. В её основе лежит комбинативная изменчивость.


Скрещивание особей одного и того же вида (сорта, породы) называют внутривидовой гибридизацией, а особей разных видов — отдалённая гибридизация

 

В основе внутривидовой гибридизации лежит скрещивание как близкородственных организмов, так и неродственных особей. 

 

Близкородственное скрещивание, или инбридинг — скрещивание особей, имеющих близкую степень родства (брат – сестра, отец – дочь, мать – сын). Данный метод используется для перевода рецессивных генов и гомозиготное состояние для закрепления признаков сорта или породы. При длительном инбридинге снижается жизнеспособность потомства, т. к. в гомозиготное состояние переходят и рецессивные гены, отвечающие за развитие аномалий и уродств, а также летальные гены, что может приводить к гибели части потомства. 

 

Неродственное скрещивание, или аутбридинг — скрещивание особей одного вида, не имеющих общих предков в ближайших 4–6 поколениях. Аутбридинг используют для повышения и сохранения определённой степени гетерозиготности особей. Вредные рецессивные мутации в этом случае переходят в гетерозиготное состояние и не проявляются фенотипически. Следовательно, у гибридов повышается жизнеспособность и устойчивость к условиям среды. Превосходство гибридов F1 по сравнению с родительскими формами называется гетерозис.


Гетерозис — увеличение жизнеспособности гибридов вследствие унаследования определённого набора аллелей различных генов от своих разнородных родителей.


Все гетерозисные растения обладают повышенной урожайностью. В животноводстве гетерозис наибольший эффект даёт в птицеводстве. Например, эффект гетерозиса используют для получения бройлеров — мясных цыплят. Бройлерных цыплят получают путём скрещивания мясных линий кур породы Корниш (отцовская линия) и Белый плимутрок (материнская линия).

 

У растений и некоторых животных возможна отдалённая гибридизация, т. е. получение гибридов между представителями разных видов. Такие гибриды являются стерильными, т. к. у них во время мейоза хромосомы не находят своего гомолога и не могут образовать биваленты. В результате нарушается процесс точного разделения хромосом на два гаплоидных набора и образующиеся гаметы оказываются неполноценными. 

 

Стерильными гибридами являются, например, мулы — гибриды между ослом и лошадью. Однако у многих растений стерильность можно преодолеть, если вызвать удвоение числа хромосом — полиплоидизацию. Такая возможность преодоления стерильности была впервые продемонстрирована в работах известного генетика Георгия Дмитриевича Карпеченко. Он получил межродовой гибрид, скрестив капусту (Brassica) с редькой (Raphanus) (рис. 2). Гибрид оказался стерильным. После того как у него было удвоено число хромосом, т. е. восстановлена парность гомологов для нормальной конъюгации в мейозе, появилась нормальная семенная фертильность. Этой работой Г. Д. Карпеченко впервые экспериментально воспроизвёл очень важное звено эволюционного процесса — становление новых видов растений через отдалённую гибридизацию и полиплоидию.

Рис. 2. Преодоление стерильности гибридов F1 путём искусственного мутагенеза

Естественно, что этой работой были открыты и новые возможности для селекции: получение новых форм растений.
Методы экспериментального получения мутаций начали успешно разрабатываться с начала ХХ века.

Отбор в селекции 

 

Выделяют два основных типа искусственного отбора — массовый и индивидуальный. Массовый отбор является более примитивным. У массового отбора есть крупный недостаток: отбирая лучшие экземпляры по внешним признакам, мы не всегда отбираем лучшие генотипы. Лучшие экземпляры могут быть результатом воздействия более благоприятных условий возделывания растений или содержания животных, а не результатом реализации генотипа. Поэтому был разработан метод индивидуального отбора, который позволяет оценивать роль генотипа в развитии признаков и свойств. При этом типе отбора оценка отбираемых особей производится по показателям у их потомства.

 

Сравнительная характеристика отбора

 

Массовый отбор

Индивидуальный отбор

Для кого проводят

Для самоопыляющихся растений (пшеница, горох)

Для перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза) и животных

Отбор

По фенотипу

По генотипу

Алгоритм метода

Семена от лучших растений смешивают и высевают вместе

Семена высевают отдельно и анализируют потомство от каждого растения

Потомство

Гетерозиготное

Гомозиготное

Сроки

Медленный

Быстрый

Условия

Технически простой, дешёвый

Технически сложный, дорогой

Результат

Незначительное улучшение признака, неустойчивый

Создание чистой линии, устойчивый результат

 

***В процессе селекции наряду с искусственным отбором не прекращает своего действия и естественный отбор, который повышает приспособляемость организмов к условиям окружающей среды. 

 

Биотехнология 

 

Биотехнология — использование живых организмов (бактерий, дрожжей и др.) и биологических процессов в промышленности и сельском хозяйстве; производство необходимых для человека веществ с использованием достижений микробиологии и биохимии.

 

Биотехнология открывает новые возможности для селекции. Её основные направления: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия.


Генная инженерия — искусственная перестройка генома. Позволяет встраивать в геном организма одного вида гены другого вида.


Клеточная инженерия — выращивание клеток вне организма на специальных питательных средах, где они растут и размножаются, образуя культуру ткани.


Задачи биотехнологии: 

  • синтез кормовых белков, витаминов, антибиотиков, лекарственных препаратов;
  • решение экологических проблем, борьба с загрязнением окружающей среды (мусор, бактерии, СН4);
  • решение энергетической проблемы (использование биогаза);
  • получение сырья для пищевой, химической и текстильной промышленности.


Контрольные вопросы

  1. Известно, что в блокадном Ленинграде работники Всесоюзного института растениеводства бережно хранили коллекцию семян зерновых культур, созданную Н. И. Вавиловым на основе образцов, привезённых из многочисленных экспедиций в страны разных географических широт. В чём заключается уникальность и ценность данной коллекции?
  2. В настоящее время широкое распространение имеет гибридный сорт помидоров, устойчивый к двум вирусам. Сорт получен в результате слияния половых клеток дикого вида помидора и культурного сорта. Объясните, какое значение для селекции имеет сохранение генов диких видов.


Предыдущий урок
Органические вещества клетки. Белки. Протеомика
Биохимия
Следующий урок
Ненаследственная изменчивость. Норма реакции
Генетика
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Природный газ

    Химия

  • Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных

    Русский язык

  • СССР накануне Великой Отечественной войны

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке