Один известный актёр сказал однажды: «Счастье этой жизни — в общении». Как ты уже знаешь, человек не может жить без общения, но оно приносит не только удовольствие. Бывает, и не редко, что общение заканчивается конфликтной ситуацией, то есть возникает конфликт.
- Что такое конфликт
- Способы поведения и основные этапы конфликта
- Виды конфликтов
- способствовать формированию понятий «конфликт, «межличностный конфликт», объяснять причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации
- знать понятия: конфликт, межличностный конфликт
- уметь определять связь между разными стадиями конфликта, понимать, как можно предотвратить конфликт, представлять формы цивилизованного поведения в межличностных конфликтах
Конфликт в переводе с латинского означает столкновение, удар, борьбу. Конфликт — это столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнёров по общению, отсутствие согласия между ними.
Если вы, общаясь, нарушаете правила взаимности, то, как правило, возникают конфликты. В результате столкновений происходит изменение межличностных отношений. Некогда дружественные отношения внезапно становятся нетерпимыми и часто грозят полным разрывом.
Межличностный конфликт — это всегда столкновение нескольких участников, каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события.
Частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:
- Барьер чужого желания. Например, у вас оказались разные взгляды по поводу проведения мероприятия в классе. Часть ребят показывает своё недовольство. Зарождается повод для взаимного спора, разногласий и раздражения.
- Смысловой барьер, основанный на том, что одно и то же событие при абсолютно одинаковом значении имеет разный смысл. Например, учитель поставил плохую оценку ученику, не учитывая усилия, которые им были потрачены на выполнение работы. Учитель хотел побудить ученика лучше учиться, а ученик считает оценку как несправедливую, так как для него главный смысл заключается в том, что он старался. И оценка теряет свою побудительную силу.
- Эмоциональный барьер возникает на фоне разницы чувств, что ведёт к непониманию. Эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.
- Моральный барьер является причиной самых острых конфликтов. Если у вас разное представление о правилах или нормах поведения, то конфликт неизбежен, потому что в основе чаще всего лежат противоречия в оценке происходящего события.
Иногда существующие причины не осознаются участниками отношений. Таким образом создаётся конфликтная ситуация. В данном случае можно конфликта не допустить. Необходимо выяснить, что именно вызывает скрытое недовольство другого участника, стать на его позицию, чтобы избежать разгорания конфликта.
Способы поведения и основные этапы конфликта
Если всё же конфликтная ситуация осталась не разрешённой и конфликт произошёл, то здесь важно знать, какие есть способы поведения. У участников конфликтной ситуации есть разные варианты поведения: сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.
В любой конфликтной ситуации вы вполне можете найти такое решение, которое приведёт вас к примирению без ущерба для каждой из сторон. Прежде всего нужно понять причину конфликта, выяснить, к каким последствиям он может привести в своём развитии и что нужно сделать, чтобы с ним покончить. Если у вас возникнет желание понять другого, то такое поведение называется сотрудничество.
Компромисс, как один из вариантов поведения, близок к сотрудничеству. Но отличие лишь в том, что для решения противоречий необходимы уступки обеих сторон. Возможно участники конфликта не получат желаемого в полной мере, но зато сохранят общение.
Если же в сложившейся конфликтной ситуации одна из сторон стремится сгладить противоречия, а другая не готова поступиться своими интересами, тогда говорят о приспособлении. Конечно же хорошо, что конфликт будет разрешён, но в подобной ситуации важно сохранить меру и достоинство. Иногда упорство бывает полезным.
Стоит отметить, что позицию приспособления могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы могут не приниматься во внимание.
Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других — такое поведение называется избегание. Такая ситуации отодвинет конфликт, но не решит проблему, поскольку причина останется и конфликт может возникнуть снова.
А теперь давай разберём основные этапы (стадии) конфликта. Для этого давай обратим внимание на рисунок 1.
Как видишь, конфликтная ситуация стоит в самом начале — это самая первая стадия конфликта. В любой конфликтной ситуации, перерастающей в открытое противостояние, есть закономерное начало и такой же финал. Но прежде чем это произойдёт, конфликт всегда находится в определённой стадии, а на пути к завершению проходит несколько характерных этапов. Они определяются интенсивностью и длительностью конфликта, а также его последствиями:
- осознание конфликта — предпосылка к конфликту, скрытая и неопределённая, когда стороны его ещё не вступили в открытое противостояние, но в то же время не видят мирного решения проблемы. Эта ситуация выступает прочным фундаментом, на котором строятся враждебные отношения, на фоне неудовлетворённого положения в коллективе или обществе, зависти, невосприятия личных качеств окружающими. На этой стадии зреет внутренний конфликт, готовый выплеснуться наружу в любой момент;
- проявление конфликтного поведения — когда, не остаётся даже призрачных надежд на урегулирование назревающего конфликта мирным путём, он наконец, вырывается на поверхность, причём в наихудшем проявлении. В этот момент происходит личная оценка ситуации каждой из сторон, формирование и определение собственной позиции, а также рассматриваются все варианты возможности снизить уровень напряжения или наоборот усилить его;
- углубление конфликта — когда ситуация накаляется до предела и противостояние переходит от затаённых обид к ничем не прикрытой, беспощадной борьбе между участниками конфликта. По мере усугубления ситуации параллельно усиливается антагонизм в личной позиции каждой из сторон и чувство собственной правоты. Отношения конфликтующих на этой стадии ухудшаются всё больше благодаря активным действиям и окончательно заходят в тупик;
- разрешение конфликта — в большинстве случаев наступает только тогда, когда ни у одной из сторон конфликта не остаётся аргументов ни в свою пользу, ни в чужую. На этой стадии происходит или полюбовное разрешение ситуации путём конструктивного диалога между участниками или частичное примирение, когда каждый остаётся при своём мнении, но напряжение снижается. Как вариант — конфликт заканчивается полным разрывом отношений, после чего конфликтующие стороны демонстративно не замечают друг друга.
Виды конфликтов
Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов, а отношения не переходят границы приличия, нет оскорблений или грубости. Неконструктивное разрешение конфликта приводит к тому, что обе стороны не выслушивают друг друга, в итоге конфликт не приводит к положительному результату. Поэтому последствия этого конфликта могут быть самыми драматическими.
Но конфликт в любом случае когда-то заканчивается. Наступает последняя его стадия — полное или частичное разрешение. На заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.
При подчинении одна сторона полностью или частично принимает правила другой стороны. Такой конфликт может возобновиться снова, потому что уступившая сторона постарается взять реванш.
Древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон сказал: «Худой мир лучше доброй войны». Это компромисс, при нём обоюдные поступки смягчают причины конфликта. Такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и противостояние.
Но бывает, что в процессе конфликта обе стороны сделали для себя какие-то выводы и, изменив позиции, сформировали единое мнение. Конфликт исчерпан, наступило «объединение каких-либо элементов в единое целое», т. е. интеграция. Это самый лучший исход конфликта, хотя в жизни он встречается очень редко.
Любой конфликт всегда оставляет неприятный осадок. Особенно в острой его стадии, когда люди не отдают отчёт своим действиям и неправильно оценивают действия других. Поэтому «учитесь властвовать собой». Помните, что конфликты — это всегда проблема и, если вы не хотите превратить свою жизнь в постоянную борьбу, лучше научиться мирному урегулированию ситуаций.
Практическое задание
Установите соответствие между понятиями и определениями.
Контрольные вопросы:
- Что такое конфликт?
- Какие стадии конфликта тебе известны?
- Какие бывают конфликты?
1 — Б, 2 — В, 3 — А