Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Конфликты в межличностных отношениях

Общество и человек

Конфликты в межличностных отношениях

 

Один известный актёр сказал однажды: «Счастье этой жизни — в общении». Как ты уже знаешь, человек не может жить без общения, но оно приносит не только удовольствие. Бывает, и не редко, что общение заканчивается конфликтной ситуацией, то есть возникает конфликт.

 

План урока

  • Что такое конфликт
  • Способы поведения и основные этапы конфликта
  • Виды конфликтов

Цели урока

  • способствовать формированию понятий «конфликт, «межличностный конфликт», объяснять причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации
  • знать понятия: конфликт, межличностный конфликт
  • уметь определять связь между разными стадиями конфликта, понимать, как можно предотвратить конфликт, представлять формы цивилизованного поведения в межличностных конфликтах

 


Конфликт в переводе с латинского означает столкновение, удар, борьбу. Конфликт — это столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнёров по общению, отсутствие согласия между ними. 


 

Если вы, общаясь, нарушаете правила взаимности, то, как правило, возникают конфликты. В результате столкновений происходит изменение межличностных отношений. Некогда дружественные отношения внезапно становятся нетерпимыми и часто грозят полным разрывом.

 


Межличностный конфликт — это всегда столкновение нескольких участников, каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события.
 


 

Частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:

  1. Барьер чужого желания. Например, у вас оказались разные взгляды по поводу проведения мероприятия в классе. Часть ребят показывает своё недовольство. Зарождается повод для взаимного спора, разногласий и раздражения.
  2. Смысловой барьер, основанный на том, что одно и то же событие при абсолютно одинаковом значении имеет разный смысл. Например, учитель поставил плохую оценку ученику, не учитывая усилия, которые им были потрачены на выполнение работы. Учитель хотел побудить ученика лучше учиться, а ученик считает оценку как несправедливую, так как для него главный смысл заключается в том, что он старался. И оценка теряет свою побудительную силу.
  3. Эмоциональный барьер возникает на фоне разницы чувств, что ведёт к непониманию. Эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.
  4. Моральный барьер является причиной самых острых конфликтов. Если у вас разное представление о правилах или нормах поведения, то конфликт неизбежен, потому что в основе чаще всего лежат противоречия в оценке происходящего события.

Иногда существующие причины не осознаются участниками отношений. Таким образом создаётся конфликтная ситуация. В данном случае можно конфликта не допустить. Необходимо выяснить, что именно вызывает скрытое недовольство другого участника, стать на его позицию, чтобы избежать разгорания конфликта.

 

Способы поведения и основные этапы конфликта

 

Если всё же конфликтная ситуация осталась не разрешённой и конфликт произошёл, то здесь важно знать, какие есть способы поведения. У участников конфликтной ситуации есть разные варианты поведения: сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.

В любой конфликтной ситуации вы вполне можете найти такое решение, которое приведёт вас к примирению без ущерба для каждой из сторон. Прежде всего нужно понять причину конфликта, выяснить, к каким последствиям он может привести в своём развитии и что нужно сделать, чтобы с ним покончить. Если у вас возникнет желание понять другого, то такое поведение называется сотрудничество.

Компромисс, как один из вариантов поведения, близок к сотрудничеству. Но отличие лишь в том, что для решения противоречий необходимы уступки обеих сторон. Возможно участники конфликта не получат желаемого в полной мере, но зато сохранят общение.

Если же в сложившейся конфликтной ситуации одна из сторон стремится сгладить противоречия, а другая не готова поступиться своими интересами, тогда говорят о приспособлении. Конечно же хорошо, что конфликт будет разрешён, но в подобной ситуации важно сохранить меру и достоинство. Иногда упорство бывает полезным.

Стоит отметить, что позицию приспособления могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы могут не приниматься во внимание.

Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других — такое поведение называется избегание. Такая ситуации отодвинет конфликт, но не решит проблему, поскольку причина останется и конфликт может возникнуть снова.

А теперь давай разберём основные этапы  (стадии) конфликта. Для этого давай обратим внимание на рисунок 1.

 

Рисунок 1. Основные этапы (стадии) конфликта Рисунок 1. Основные этапы (стадии) конфликта

 

Как видишь, конфликтная ситуация стоит в самом начале — это самая первая стадия конфликта. В любой конфликтной ситуации, перерастающей в открытое противостояние, есть закономерное начало и такой же финал. Но прежде чем это произойдёт, конфликт всегда находится в определённой стадии, а на пути к завершению проходит несколько характерных этапов. Они определяются интенсивностью и длительностью конфликта, а также его последствиями:

  • осознание конфликта — предпосылка к конфликту, скрытая и неопределённая, когда стороны его ещё не вступили в открытое противостояние, но в то же время не видят мирного решения проблемы. Эта ситуация выступает прочным фундаментом, на котором строятся враждебные отношения, на фоне неудовлетворённого положения в коллективе или обществе, зависти, невосприятия личных качеств окружающими. На этой стадии зреет внутренний конфликт, готовый выплеснуться наружу в любой момент;
  • проявление конфликтного поведения — когда, не остаётся даже призрачных надежд на урегулирование назревающего конфликта мирным путём, он наконец, вырывается на поверхность, причём в наихудшем проявлении. В этот момент происходит личная оценка ситуации каждой из сторон, формирование и определение собственной позиции, а также рассматриваются все варианты возможности снизить уровень напряжения или наоборот усилить его;
  • углубление конфликта — когда ситуация накаляется до предела и противостояние переходит от затаённых обид к ничем не прикрытой, беспощадной борьбе между участниками конфликта. По мере усугубления ситуации параллельно усиливается антагонизм в личной позиции каждой из сторон и чувство собственной правоты. Отношения конфликтующих на этой стадии ухудшаются всё больше благодаря активным действиям и окончательно заходят в тупик;
  • разрешение конфликта — в большинстве случаев наступает только тогда, когда ни у одной из сторон конфликта не остаётся аргументов ни в свою пользу, ни в чужую. На этой стадии происходит или полюбовное разрешение ситуации путём конструктивного диалога между участниками или частичное примирение, когда каждый остаётся при своём мнении, но напряжение снижается. Как вариант — конфликт заканчивается полным разрывом отношений, после чего конфликтующие стороны демонстративно не замечают друг друга.

 

Виды конфликтов

 

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов, а отношения не переходят границы приличия, нет оскорблений или грубости. Неконструктивное разрешение конфликта приводит к тому, что обе стороны не выслушивают друг друга, в итоге конфликт не приводит к положительному результату. Поэтому последствия этого конфликта могут быть самыми драматическими.

Но конфликт в любом случае когда-то заканчивается. Наступает последняя его стадия — полное или частичное разрешение. На заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

При подчинении одна сторона полностью или частично принимает правила другой стороны. Такой конфликт может возобновиться снова, потому что уступившая сторона постарается взять реванш.

Древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон сказал: «Худой мир лучше доброй войны». Это компромисс, при нём обоюдные поступки смягчают причины конфликта. Такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и противостояние.

Но бывает, что в процессе конфликта обе стороны сделали для себя какие-то выводы и, изменив позиции, сформировали единое мнение. Конфликт исчерпан, наступило «объединение каких-либо элементов в единое целое», т. е. интеграция. Это самый лучший исход конфликта, хотя в жизни он встречается очень редко.

Любой конфликт всегда оставляет неприятный осадок. Особенно в острой его стадии, когда люди не отдают отчёт своим действиям и неправильно оценивают действия других. Поэтому «учитесь властвовать собой». Помните, что конфликты — это всегда проблема и, если вы не хотите превратить свою жизнь в постоянную борьбу, лучше научиться мирному урегулированию ситуаций.

 


Практическое задание
 

Установите соответствие между понятиями и определениями.

 


Контрольные вопросы:

  1. Что такое конфликт?
  2. Какие стадии конфликта тебе известны?
  3. Какие бывают конфликты?


Ответы

1 — Б, 2 — В, 3 — А

 


Следующий урок
Отношения с окружающими
Общество и человек
  • А.С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро». Стихотворные размеры. Средства выразительности

    Литература

  • Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби

    Математика

  • Степени сравнения наречий

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке