Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Отношения с окружающими

Общество и человек

19.04.2024
4112
0

Отношения с окружающими

 

Люди существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.

 

План урока

  • Что такое межличностные отношения
  • Чувства — основа межличностных отношений
  • Виды межличностных отношений

Цели урока

  • познакомить учащихся с межличностными отношениями и их видами, исследовать сферу чувств как основу данных отношений, определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию
  • знать понятия: межличностные отношения, чувства, симпатия, антипатия, стереотип
  • уметь характеризовать сущность и виды межличностных отношений, сравнивать социальные объекты

 

Что такое межличностные отношения 

Особенности поведения человека в коллективе, результат его работы или какой-либо иной деятельности вызывают определенные реакции со стороны других людей, связанных с этой деятельностью, формируют у каждого из членов определённой группы (учебный класс, компания, бригада и т. п.) отношение к этому человеку. Так развивается система взаимосвязи (связи друг с другом, между двумя и многими людьми):

1. Взаимодействие — согласованность действий.

2. Взаимопонимание — понимание на основе взаимности, понимание друг друга.

3. Взаимовосприятие — восприятие людьми друг друга в процессе коммуникации. Смотри рисунок 1.

 


Межличностные отношения — это отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения. 


 

Рисунок 1. Межличностные отношения

 

Как ты думаешь, от чего зависят взаимоотношения людей? Почему одни люди нам нравятся, а другие нет? С одними мы с удовольствием проводим и свободное время, и выполняем работу, а с другими нам сложно найти общий язык?

Чувства — основа межличностных отношений


Чувства — это определённые эмоциональные переживания. 


 

Они помогают людям общаться друг с другом, улучшают межличностные отношения или наоборот. И особенность межличностных отношений в том и состоит, что их основой являются чувства. Какие же чувства бывают (смотри рисунок 2)?

Благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов. Часто бывает трудно объяснить, чем именно вам симпатичен данный человек. Это отношение проявляется на уровне чувств одинаково. Если внимательно проанализировать, на чём основывается данное отношение к человеку, можно выяснить эту причину. Скорее всего, она будет в совпадении вкусов, взглядов, интересов, отношения к другим людям.

Чувство, противоположное симпатии, получило название «антипатия».

Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определённых людей и их качества.

 

Рисунок 2. Чувства и стереотип

 

Бывает, что разглядеть положительные стороны человека не позволяют стереотипы. Стереотип — обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. Вспомни, как в рассказе «Надёжный человек» Евгения Пермяка мальчик Андрюша даже за одной партой не хотел сидеть с девочкой, которую считал трусихой. Только преодоление этого стереотипа позволило ему с ней подружится. «Все девчонки — трусихи или плаксы», а «мальчики — хулиганы» — это лишь отдельные примеры ошибочных суждений. Помни: попав в плен стереотипа, легко ошибиться!

Виды межличностных отношений

И снова давай обратимся к рисунку 1. Справа на нём обозначены основные два вида межличностных отношений: официальные (формальные) и неофициальные (неформальные). Давай разберёмся, что значит «формальные отношения». 

Формальные отношения строятся по определённым правилам, то есть по форме. Например, в школе для ответа ты должен поднять руку или тебя вызывает учитель. Сам ты встать в любое время во время урока не можешь, это будет считаться нарушением дисциплины. Такие отношения ещё называют деловыми и субординационными.

Соответственно, неформальные отношения — это личные, эмоциональные, паритетные.  Здесь нет правил, эмоции можно проявлять свободно. Паритетные значит равные. Например, в отношениях с родителями ты можешь проявить чувства, эмоции, свободно себя вести.

Помимо деловых и личных, существуют ещё и такие виды межличностных отношений:

 

1. Знакомство. Имеет три этапа:

  • узнавание в лицо;
  • узнавание и приветствие друг друга;
  • приветствие и наличие общих интересов и тем для разговора.

2. Приятельство — обоюдная симпатия и наличие общих интересов.

3. Товарищество — деловые отношения на основе общих целей.

4. Дружба — устанавливается между теми, кто умеет дружить, то есть умение разделить радость, помочь в беде, вызывать доверие.

5. Любовь — наивысшая форма взаимосвязи.

 

Качество межличностных отношений зависит от вас, от умений находить общий язык с другими людьми и взаимодействовать в коллективе (рисунок 3).

Рисунок 3. Виды межличностных отношений


К практическому заданию 1
 

Распредели правильно следующие чувства и их проявления.


К практическому заданию 2
 

Какой из приведённых примеров иллюстрирует понятие стереотип? Выбери один вариант ответа.

1. Летние каникулы дети Петровых проводят у бабушки.

2. Игорь Петров считает, что все девочки трусихи.

3. По субботам семья Петровых отправляется на дачу.

4. Несколько лет подряд Игорь Петров побеждал в школьной олимпиаде по математике.


Контрольные вопросы:
 

  1. Что такое межличностные отношения?
  2. Какими бывают межличностные отношения?
  3. Назови какими бывают чувства.
  4. Что такое стереотипы?


Ответы

Практическое задание 1:

Сближающие: восторг, восхищение, удовольствие, радость, уважение, блаженство.

Разъединяющие: обида, зависть, горе, гнев, тоска.
Практическое задание 2:

2.


Предыдущий урок
Закрепление по теме «Загадка человека». Учимся распределять свое время
Общество и человек
Следующий урок
Принадлежность к двум мирам
Общество и человек
Урок подготовил(а)
teacher
Николай Евгеньевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Цветок

    Биология

  • Словообразование имен существительных

    Русский язык

  • Класс Двудольные. Семейства Мотыльковые, Пасленовые и Сложноцветные

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке