Человека всегда волновал вопрос: сколько он может узнать о мире и о себе? Мудрейшие из философов — Сократ, Конфуций, Лао-Цзы и другие — говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше человек познаёт, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного его окружает. Поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы познания, его соотношение с реальным миром, границы между знанием и верой, видеть пределы познавательных возможностей человека. Сегодня мы только начнём разговор на эту удивительную тему.
- Что такое познание
- Самопознание
- сформировать у учащихся представление о процессе познания мира и само себя, о процессе самопознания
- знать понятия: познание, знание, самопознание, самооценка
- уметь характеризовать процессы познания мира и самого себя, процесс самопознания
Человек, взаимодействуя с окружающим миром, одновременно познаёт его. Что же это за вид деятельности такой?
Познание — это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире. Знание — это результат познавательной деятельности.
Пространство, в котором мы живём и действуем:
- учебная деятельность — приобретение знаний о мире и себе; приобретение важных практических приёмов; осознание своего места в мире;
- трудовая деятельность — расширение представлений о мотивах трудовой деятельности; расширение представлений о труде; помогает в поиске трудового занятия;
- общение — получение новой и значимой информации; попытки найти ответ на волнующие вопросы; помогает улучшить себя;
- игровая деятельность — попытки повторить действия взрослых; приобретение первого опыта практической деятельности; приобретение первых навыков нравственного поведения.
А теперь давай посмотрим, из чего же состоит познание (смотри рис. 1).
Обрати внимание, что мы познаём мир, используя два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание говорит само за себя, то есть это познание мира внешнего и внутреннего посредством органов чувств. Рассмотри внимательно рисунок и назови, пять видов чувств, которые участвуют в чувственном познании.
Рациональное познание — это познание с помощью разума (от лат. ratio — разум, рассудок). Этот вид познания присущ только человеку и осуществляется посредством мышления.
Как правило, один вид познания всегда дополняет другой. Сначала, например, человек может потрогать или увидеть, а потом об этом прочитать в учебнике научную информацию или какие-нибудь исследования.
Самопознание
На одном из самых знаменитых храмов есть надпись: «Познай самого себя». Эти слова самые главные, самые важные в жизни, так как именно с познания самого себя всё начинается. Никакие блага не могут заменить человеку удовлетворение от правильно выбранного места в жизни, занятия по душе.
Самопознание — процесс, направленный на самопонимание и самоизучение. Это понимание своих особенностей, себя настоящего, которое проходит в течение жизни и берёт начало в раннем детстве.
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдаёт себе отчёт в том, что осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Познание себя путём познания других. Ребёнок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребёнка о самом себе: он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.
Известные слова ребёнка «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя: человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.
В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
Самооценка — эмоциональное отношение к собственному образу.
Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная (рис. 2).
От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.
Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.
Иногда можно услышать рассуждения, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой: лучше всего адекватная, поскольку в других вариантах она не соответствует реальности и зачастую мешает достичь поставленных целей.
Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Таким образом, желание понять и познать себя свойственно каждому человеку. Это помогает ему самореализоваться, радоваться жизни, быть счастливым.
Практическое задание
Выбери правильный ответ.
Процесс самопознания не характеризуется:
1) самооценкой;
2) формированием отношения к своей внешности;
3) познанием общественных норм и ценностей;
4) определением своих способностей.
Контрольные вопросы:
- Что такое познание?
- Назовите виды познания и как они взаимосвязаны друг с другом.
- Что такое самопознание?
- Как самооценка влияет на нашу жизнь?
- 3