Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Познание человеком мира и себя

Общество и человек

25.02.2024
8623
0

Познание человеком мира и себя

 

Человека всегда волновал вопрос: сколько он может узнать о мире и о себе? Мудрейшие из философов — Сократ, Конфуций, Лао-Цзы и другие — говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше человек познаёт, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного его окружает. Поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы познания, его соотношение с реальным миром, границы между знанием и верой, видеть пределы познавательных возможностей человека. Сегодня мы только начнём разговор на эту удивительную тему.

 

План урока

  • Что такое познание
  • Самопознание

Цели урока

  • сформировать у учащихся представление о процессе познания мира и само себя, о процессе самопознания
  • знать понятия: познание, знание, самопознание, самооценка
  • уметь характеризовать процессы познания мира и самого себя, процесс самопознания

 

Человек, взаимодействуя с окружающим миром, одновременно познаёт его. Что же это за вид деятельности такой?

 


Познание — это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире. Знание — это результат  познавательной деятельности. 


 

Пространство, в котором мы живём и действуем:

  • учебная деятельность — приобретение знаний о мире и себе; приобретение важных практических приёмов; осознание своего места в мире;
  • трудовая деятельность — расширение представлений о мотивах трудовой деятельности; расширение представлений о труде; помогает в поиске трудового занятия;
  • общение — получение новой и значимой информации; попытки найти ответ на волнующие вопросы; помогает улучшить себя;
  • игровая деятельность — попытки повторить действия взрослых; приобретение первого опыта практической деятельности; приобретение первых навыков нравственного поведения.

А теперь давай посмотрим, из чего же состоит познание (смотри рис. 1).

 

Рисунок 1. Структура познания

 

Обрати внимание, что мы познаём мир, используя два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание говорит само за себя, то есть это познание мира внешнего и внутреннего посредством органов чувств. Рассмотри внимательно рисунок и назови, пять видов чувств, которые участвуют в чувственном познании.

Рациональное познание — это познание с помощью разума (от лат. ratio — разум, рассудок). Этот вид познания присущ только человеку и осуществляется посредством мышления.

Как правило, один вид познания всегда дополняет другой. Сначала, например, человек может потрогать или увидеть, а потом об этом прочитать в учебнике научную информацию или какие-нибудь исследования.

Самопознание

На одном из самых знаменитых храмов есть надпись: «Познай самого себя». Эти слова самые главные, самые важные в жизни, так как именно с познания самого себя всё начинается. Никакие блага не могут заменить человеку удовлетворение от правильно выбранного места в жизни, занятия по душе.

 


Самопознание — процесс, направленный на самопонимание и самоизучение. Это понимание  своих особенностей, себя настоящего, которое проходит в течение жизни и берёт начало в раннем детстве. 


 

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдаёт себе отчёт в том, что осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путём познания других. Ребёнок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребёнка о самом себе: он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребёнка «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя: человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Рисунок 2. Заниженная и завышенная самооценка

Самооценка — эмоциональное отношение к собственному образу.

Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная (рис. 2).

От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.

Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко. 

Иногда можно услышать рассуждения, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой: лучше всего адекватная, поскольку в других вариантах  она не соответствует реальности и зачастую мешает достичь поставленных целей.

Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.

Таким образом, желание понять и познать себя свойственно каждому человеку. Это помогает ему самореализоваться, радоваться жизни, быть счастливым.


Практическое задание
 

Выбери правильный ответ. 
Процесс самопознания не характеризуется:

1) самооценкой;

2) формированием отношения к своей внешности;

3) познанием общественных норм и ценностей;

4) определением своих способностей.


Контрольные вопросы:
 

  1. Что такое познание?
  2. Назовите виды познания и как они взаимосвязаны друг с другом.
  3. Что такое самопознание?
  4. Как самооценка влияет на нашу жизнь?


Ответы

  1. 3


Предыдущий урок
Потребности человека
Общество и человек
Следующий урок
Конфликты в межличностных отношениях
Общество и человек
Урок подготовил(а)
teacher
Николай Евгеньевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Количественные числительные

    Русский язык

  • Живое Средневековье. Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках

    История

  • Имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке