Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Деятельность человека

Общество и человек

19.04.2024
3521
0

Деятельность человека

 

Любое дерево можно узнать по его плодам. Яблоки даёт яблоня, семена дают липа, дуб, ольха. По этим плодам и семенам мы оцениваем дерево. А как можно оценить человека? Лучше всего это делать по его делам, по тому, какие «плоды» приносит его деятельность. Ведь именно по поступкам судят о человеке. Можно ли с этим человеком дружить и можно ли доверять ему, надо судить по его поступкам — добрым или злым.

 

План урока

  • Что такое деятельность и из чего она состоит
  • Мотивы: что это такое и какую играют роль в деятельности человека
  • Виды деятельности

Цели урока

  • научиться понимать, что такое деятельность; овладение целостными представлениями о структуре деятельности, её видах
  • знать понятия: деятельность, мотив.
  • уметь определять связь между деятельностью и формированием личности

Что такое деятельность и из чего она состоит 

О деятельности, что это такое, из чего она состоит и какой бывает мы уже говорили, когда изучали тему «Человек — личность». Давай сейчас вспомним, о чём мы говорили.

 


Деятельность — это особый, целенаправленный вид активности, с помощью которого человек познаёт и изменяет мир и самого себя.


 

Обрати особое внимание на ключевое слово в этом определении, что это целенаправленный вид активности. То есть любая деятельность имеет цель. Вспомни, что цель есть только у человека. Этим он и отличается от животных. Человек понимает, для чего ему это нужно. Например, есть потребность пить. Человек ставит цель подойти к кувшину с водой, чтобы налить воды и попить. В то время как животное, например, собака, инстинктивно ищет источник воды. 

В теме «Человек — личность» на рисунке 1 обозначены компоненты деятельности, то есть то, из каких этапов она состоит. Давай вспомним, что самым первым компонентом идут мотивы — это то, что заставит тебя поставить цель. О них мы поговорим в следующем пункте. Но если разбирать на примере желания попить, то мотивом будет потребность, то есть жажда. О цели мы уже говорили. Средства достижения — это то, с помощью чего ты будешь достигать цель. То есть захотел пить, подошёл к графину, в котором есть вода. Графин и будет средством достижения. Ну и последний компонент в структуре деятельности, это результат. В нашем примере это будет утоление жажды. 

Но что же непосредственно оказывает влияние на деятельность человека и его поведение? Что его побуждает к тому или иному действию? Теперь давай поподробнее поговорим об этом, о мотивах.

Мотивы: что это такое и какую они играют роль в деятельности человека


Мотив — это то, что побуждает к деятельности.


 

Мотивы индивидуальны для каждого. Они заставляют человека не останавливаться на полпути к достижению цели, а работать с полной отдачей сил. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: «Для чего я это делаю?» «Я учусь для того, чтобы…», «Я хочу получить профессию, чтобы…» Говоря простым языком, мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Давай разберёмся, какими же бывают мотивы? Обрати внимание на рисунок № 1.

Рисунок 1. Мотивы деятельности

Итак, потребности. С потребностями ты тоже уже знаком. Вспомни, какие потребности бывают. А теперь давай, например, представим социальные потребности. Потребность в общении создаёт цель у человека в поиске новых знакомых. 

Проще говоря, социальные установки —  это то, что принято в обществе. Например, более престижным считается иметь высшее образование. Поэтому многие идут получать высшее образование потому, что так престижнее в обществе, а не потому что им это интересно.

Убеждения могут быть разными.             

Например, ты убеждён, что совершать добрые дела это — правильно. Именно это убеждение создаст цель твоей деятельности помогать людям.

Интересы есть у каждого человека. Как правило, их много. Кому-то интересна музыка, кому-то танцы, кому-то компьютеры и т. д. Они и создают цель, например, иметь хобби или при выборе профессии.

Итак, без мотива человек не поставит цель, а мотивы, как мы выяснили, бывают разными. Разной бывает и деятельность человека.

Виды деятельности

Давай вспомним, о каких видах деятельности мы уже говорили? Какой вид деятельности является ведущим? А теперь более подробно рассмотрим все виды деятельности человека. Посмотри на рисунок № 2.

 

Рисунок 2. Основные виды деятельности человека

 

Самой первой формой деятельности, с которой сталкивается человек, является игра. Любые игры в той или иной степени учат какому-либо виду умственной или физической деятельности, помогают овладеть различными навыками, знаниями, умениями. 

Иногда игры в детском возрасте оказывают очень сильное влияние на ребёнка, и может даже в дальнейшем изменить ход истории. Например, казалось бы, детские игры в войну с потешными полками будущего российской императора Петра Первого заложили не только основы профессиональной русской армии, но и привели к полному реформированию страны в целом.

 

Следующим видом деятельности человека можно назвать учение, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.

В отличие от игры, которая добровольна, учение является твоей обязательной деятельностью. Данная обязанность закреплена за тобой как за гражданином в Конституции нашей страны.

Но учение — это не только посещение школы. Это и занятия спортом, и чтение книг, просмотр кинофильмов и телепередач. Правда, не все передачи могут чему-нибудь научить.

 

Основной формой деятельности человека является труд.

Учитель учит детей, водитель перевозит пассажиров, кондитер выпекает вкусные пирожные, писатель пишет книги. Твою помощь родителям в работах по дому или на приусадебном участке также можно отнести к труду.

В целом, под трудом принято понимать целесообразную, сознательную деятельность человека, направленную на удовлетворение своих потребностей и потребностей общества.

 

Многие учёные считают важным видом деятельности общение.

Под общением принято понимать вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями — радостью, страданием, удивлением, гневом, страхом, интересом и так далее.

И действительно, представить какую-либо деятельность без общения практически невозможно. Например, перед тем, как начать лечить больного, доктор должен поинтересоваться, что же у него болит.

 

Для объединения своих усилий и организации совместной деятельности людям было необходимо понимать её смысл, своё место и роль в ней, а также умело сотрудничать с другими её участниками.

А это было возможно только благодаря общению с партнёрами с помощью слов, жестов, мимики и средств коммуникации.

Подводя итог, можно сказать, что деятельность человека всегда осознана, он сознательно выдвигает цели деятельности, продумывает наиболее адекватные способы их достижения и иногда пытается предугадать результаты и последствия.

Деятельность человека продуктивна, она всегда направлена на получение результата.

Преобразующий характер деятельности состоит в том, что человек постоянно изменяет окружающий мир под себя. И поскольку он в процессе деятельности вступает в различные отношения с другими людьми, деятельность носит общественный характер.

 


Практическое задание
 

Заполни пропуски в тексте, выбрав слова из предложенного списка. Обрати внимание: слова в списке даны в именительном падеже и единственном числе.

Чтобы достичь поставленной __________ (1), человек должен продумать свои __________ (2) и выбрать лучшие __________ (3). Нужно предусмотреть все неблагоприятные __________ (4) и постараться избежать их. Мы называем этот процесс оценкой возможного __________ (5).

 

Слова для заполнения пропусков:
А. действие
Б. последствие
В. риск
Г. средство
Д. цель


Контрольные вопросы:
 

  1. Объясни значение слова деятельность.
  2. Почему только человек может заниматься деятельностью?
  3. Какие виды деятельности считаются важными и почему?


Ответы

  1. Д  2. А  3. Г  4. Б  5. В

 


 

Предыдущий урок
Мир увлечений
Общество и человек
Следующий урок
Общение
Общество и человек
Урок подготовил(а)
teacher
Николай Евгеньевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по заданному значению его дроби

    Математика

  • Потребности человека

    Обществознание

  • Деловая речь

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке