Любое дерево можно узнать по его плодам. Яблоки даёт яблоня, семена дают липа, дуб, ольха. По этим плодам и семенам мы оцениваем дерево. А как можно оценить человека? Лучше всего это делать по его делам, по тому, какие «плоды» приносит его деятельность. Ведь именно по поступкам судят о человеке. Можно ли с этим человеком дружить и можно ли доверять ему, надо судить по его поступкам — добрым или злым.
- Что такое деятельность и из чего она состоит
- Мотивы: что это такое и какую играют роль в деятельности человека
- Виды деятельности
- научиться понимать, что такое деятельность; овладение целостными представлениями о структуре деятельности, её видах
- знать понятия: деятельность, мотив.
- уметь определять связь между деятельностью и формированием личности
Что такое деятельность и из чего она состоит
О деятельности, что это такое, из чего она состоит и какой бывает мы уже говорили, когда изучали тему «Человек — личность». Давай сейчас вспомним, о чём мы говорили.
Деятельность — это особый, целенаправленный вид активности, с помощью которого человек познаёт и изменяет мир и самого себя.
Обрати особое внимание на ключевое слово в этом определении, что это целенаправленный вид активности. То есть любая деятельность имеет цель. Вспомни, что цель есть только у человека. Этим он и отличается от животных. Человек понимает, для чего ему это нужно. Например, есть потребность пить. Человек ставит цель подойти к кувшину с водой, чтобы налить воды и попить. В то время как животное, например, собака, инстинктивно ищет источник воды.
В теме «Человек — личность» на рисунке 1 обозначены компоненты деятельности, то есть то, из каких этапов она состоит. Давай вспомним, что самым первым компонентом идут мотивы — это то, что заставит тебя поставить цель. О них мы поговорим в следующем пункте. Но если разбирать на примере желания попить, то мотивом будет потребность, то есть жажда. О цели мы уже говорили. Средства достижения — это то, с помощью чего ты будешь достигать цель. То есть захотел пить, подошёл к графину, в котором есть вода. Графин и будет средством достижения. Ну и последний компонент в структуре деятельности, это результат. В нашем примере это будет утоление жажды.
Но что же непосредственно оказывает влияние на деятельность человека и его поведение? Что его побуждает к тому или иному действию? Теперь давай поподробнее поговорим об этом, о мотивах.
Мотивы: что это такое и какую они играют роль в деятельности человека
Мотив — это то, что побуждает к деятельности.
Мотивы индивидуальны для каждого. Они заставляют человека не останавливаться на полпути к достижению цели, а работать с полной отдачей сил. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: «Для чего я это делаю?» «Я учусь для того, чтобы…», «Я хочу получить профессию, чтобы…» Говоря простым языком, мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Давай разберёмся, какими же бывают мотивы? Обрати внимание на рисунок № 1.
Итак, потребности. С потребностями ты тоже уже знаком. Вспомни, какие потребности бывают. А теперь давай, например, представим социальные потребности. Потребность в общении создаёт цель у человека в поиске новых знакомых.
Проще говоря, социальные установки — это то, что принято в обществе. Например, более престижным считается иметь высшее образование. Поэтому многие идут получать высшее образование потому, что так престижнее в обществе, а не потому что им это интересно.
Убеждения могут быть разными.
Например, ты убеждён, что совершать добрые дела это — правильно. Именно это убеждение создаст цель твоей деятельности помогать людям.
Интересы есть у каждого человека. Как правило, их много. Кому-то интересна музыка, кому-то танцы, кому-то компьютеры и т. д. Они и создают цель, например, иметь хобби или при выборе профессии.
Итак, без мотива человек не поставит цель, а мотивы, как мы выяснили, бывают разными. Разной бывает и деятельность человека.
Виды деятельности
Давай вспомним, о каких видах деятельности мы уже говорили? Какой вид деятельности является ведущим? А теперь более подробно рассмотрим все виды деятельности человека. Посмотри на рисунок № 2.
Самой первой формой деятельности, с которой сталкивается человек, является игра. Любые игры в той или иной степени учат какому-либо виду умственной или физической деятельности, помогают овладеть различными навыками, знаниями, умениями.
Иногда игры в детском возрасте оказывают очень сильное влияние на ребёнка, и может даже в дальнейшем изменить ход истории. Например, казалось бы, детские игры в войну с потешными полками будущего российской императора Петра Первого заложили не только основы профессиональной русской армии, но и привели к полному реформированию страны в целом.
Следующим видом деятельности человека можно назвать учение, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.
В отличие от игры, которая добровольна, учение является твоей обязательной деятельностью. Данная обязанность закреплена за тобой как за гражданином в Конституции нашей страны.
Но учение — это не только посещение школы. Это и занятия спортом, и чтение книг, просмотр кинофильмов и телепередач. Правда, не все передачи могут чему-нибудь научить.
Основной формой деятельности человека является труд.
Учитель учит детей, водитель перевозит пассажиров, кондитер выпекает вкусные пирожные, писатель пишет книги. Твою помощь родителям в работах по дому или на приусадебном участке также можно отнести к труду.
В целом, под трудом принято понимать целесообразную, сознательную деятельность человека, направленную на удовлетворение своих потребностей и потребностей общества.
Многие учёные считают важным видом деятельности общение.
Под общением принято понимать вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями — радостью, страданием, удивлением, гневом, страхом, интересом и так далее.
И действительно, представить какую-либо деятельность без общения практически невозможно. Например, перед тем, как начать лечить больного, доктор должен поинтересоваться, что же у него болит.
Для объединения своих усилий и организации совместной деятельности людям было необходимо понимать её смысл, своё место и роль в ней, а также умело сотрудничать с другими её участниками.
А это было возможно только благодаря общению с партнёрами с помощью слов, жестов, мимики и средств коммуникации.
Подводя итог, можно сказать, что деятельность человека всегда осознана, он сознательно выдвигает цели деятельности, продумывает наиболее адекватные способы их достижения и иногда пытается предугадать результаты и последствия.
Деятельность человека продуктивна, она всегда направлена на получение результата.
Преобразующий характер деятельности состоит в том, что человек постоянно изменяет окружающий мир под себя. И поскольку он в процессе деятельности вступает в различные отношения с другими людьми, деятельность носит общественный характер.
Практическое задание
Заполни пропуски в тексте, выбрав слова из предложенного списка. Обрати внимание: слова в списке даны в именительном падеже и единственном числе.
Чтобы достичь поставленной __________ (1), человек должен продумать свои __________ (2) и выбрать лучшие __________ (3). Нужно предусмотреть все неблагоприятные __________ (4) и постараться избежать их. Мы называем этот процесс оценкой возможного __________ (5).
Слова для заполнения пропусков:
А. действие
Б. последствие
В. риск
Г. средство
Д. цель
Контрольные вопросы:
- Объясни значение слова деятельность.
- Почему только человек может заниматься деятельностью?
- Какие виды деятельности считаются важными и почему?
- Д 2. А 3. Г 4. Б 5. В