- Дать определения понятий: конструкционные материалы, кооперирование, специализация
- Изучить особенности специализации в машиностроении
- Проанализировать размещение предприятий различных отраслей комплекса
- Знать определения понятий: конструкционные материалы, кооперирование, специализация
- Уметь различать разные виды специализаций
- Знать особенности размещения предприятий машиностроения
- Знать ведущие центры машиностроения России
- Насколько продукция отечественного машиностроения конкурентоспособна на мировом рынке?
- Какое изобретение/открытие, на ваш взгляд, дало толчок к развитию мирового машиностроения?
Продукция машиностроения используется повсеместно: в быту и в хозяйстве. Общий уровень развития страны напрямую зависит от развития машиностроительного комплекса, поскольку именно он способен обеспечить развитие остальных сфер за счёт качественного и современного оборудования.
Особенности размещения машиностроительных предприятий
Машиностроительный комплекс размещается достаточно свободно, без жёсткой «привязки» к сырью, потребителю, электроэнергии и т. д. Как правило, существует один или несколько ключевых факторов размещения, например наукоёмкость или металлоёмкость, в зависимости от специализации предприятия.
Конструкционные материалы — материалы, предназначенные для изготовления каких-либо готовых изделий или сооружений.
Кооперирование — производственные связи между предприятиями, совместно изготавливающими определённую продукцию.
Специализация — территориальное разделение единого технологического процесса на отдельные стадии, которые осуществляются разными предприятиями.
Схема 1. Виды специализации в машиностроении
География машиностроения России
Тяжёлое (металлоёмкое) машиностроение тяготеет к металлургическим базам. Основные центры расположены на Урале, крупнейший — Екатеринбург (горно-шахтное и металлургическое оборудование). Энергетическое машиностроение развито в Санкт-Петербурге.
Судостроение размещается на побережье: Санкт-Петербург, Северодвинск, Архангельск. Нижний Новгород — центр речного судостроения.
Железнодорожное машиностроение развито в Центральном районе (потребительский и сырьевой факторы): Коломна, Муром, Калуга, Людиново, Тверь, Демихово, Торжок, а также Новочеркасск (Европейский Юг) и Верхняя Пышма (Урал).
Тракторостроение также ориентируется на сырьё и потребителя. Центры: Волгоград, Челябинск, Петрозаводск, Чебоксары.
Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к потребителю. Крупнейший центр — Ростов-на-Дону (зерноуборочные комбайны).
Автомобилестроение ориентируется на потребителя и на развитую транспортную сеть, поскольку для него характерно кооперирование. Основные предприятия расположены в Европейской части России и на Урале (см. рис. 1).
Легковые автомобили производят в Тольятти, Москве, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Ижевске.
Сборка автомобилей иностранных компаний происходит в Таганроге, Всеволожске, Калининграде, Калуге, Санкт-Петербурге, Москве.
Грузовые автомобили производят в Набережных Челнах, Миассе и Нижнем Новгороде.
Наукоёмкое машиностроение (приборостроение, ракетно-космическое, авиационное) тяготеет к крупным научным центрам и квалифицированным кадрам — Москва, Дубна, Зеленоград, Казань, Королёв и т. д.
Машиностроение представляет собой «фундамент» хозяйства. Его развитие и специализация определяют экономический уровень страны. В России развито тяжёлое и среднее машиностроение, в частности военно-промышленной направленности. Основная задача на ближайшее будущее — развитие наукоёмких отраслей комплекса и импортозамещение высокотехнологичных агрегатов и оборудования.
Контрольные вопросы
- Объясните, почему в Сибири и на Дальнем Востоке не развито автомобилестроение?
- С предприятиями каких отраслей происходит кооперирование машиностроения?
- Объясните причины отставания России в производстве продукции точного машиностроения.