Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Человек в группе

Общество и человек

Человек в группе

 

С момента появления на свет ребенок автоматически входит в состав самой первой в своей жизни социальной группы — семьи. Одновременно он относится и к другим разнообразным социальным группам. По мере взросления их количество увеличивается с расширением круга общения человека. Но прежде чем рассматривать типы социальных групп, разберёмся с их определением.

 

План урока

  • Какие группы бывают
  • Как стать лидером
  • Правила группы

Цели урока

  • познакомить учащихся с причинами образования групп и законами их существования, дать характеристику видам групп, а также санкциям, исследовать черты лидера
  • знать понятия группа, лидер, санкция
  • уметь характеризовать виды и законы различных групп, понимать, что в каждой группе есть правила и меры воздействия за их нарушение

 

Какие группы бывают

 


Группа — это совокупность индивидов, связанных совместной деятельностью, объединённых интересами, возрастом, профессией, культурой, территорией проживания, религией и прочим. Их может объединять сразу несколько или всего один из перечисленных факторов.


Рисунок 1. Виды групп Рисунок 1. Виды групп

Минимальная численность группы — 2 человека (например, семья), максимальную численность установить так и не удалось.

Итак, какими же группы бывают? Посмотри на рисунок 1. Группы могут быть большими и малыми. Они различаются численностью. Малая группа, как правило, составляет численность от 2 до 15 человек.

Формальные группы существуют по определённым юридическим нормам, правилам. Например, школа. Неформальные возникают стихийно. В таких группах строгих и фиксированных правил нет. Например, семья, друзья.

Как правило, в каждой группе есть один или несколько человек, вокруг которых коллектив объединяется. Подумай, как можно назвать такого человека? 

 

Как стать лидером

 


Лидер — это человек в группе, который пользуется большим, признанным авторитетом, обладающий влиянием на остальных членов группы.


 

Группа признаёт за ним право принимать ответственные (управленческие) решения в значимых для неё ситуациях. Лидер — это наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Как ты думаешь, а какими качествами должен обладать лидер в группе? Для ответа на вопрос посмотри на рисунок 2.

 

Рисунок 2. Качества лидера Рисунок 2. Качества лидера

 

Лидерство — явление сложное и неоднозначное. Лидер всегда обладает властью, а власть, как говорят, портит людей. Властолю­бивый лидер в зависимой группе может превратиться в тирана. Он может вести коллектив как к высоким, так к низким целям.

Быть лидером сложно. Коллектив требователен к лидеру. Ли­дерство — это большая ответственность. В то же время роль лидера многому учит человека, обогащает его эмоционально и нравствен­но, развивает деловые качества.

 

Рисунок 3. Санкции Рисунок 3. Санкции

Правила группы

 

Правила, по которым живёт группа, называются групповые нормы.  В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Человек живёт по законам группы.

Без групповых норм трудно было бы достичь цели, выполнить дело, за которое взялась группа.

Во все времена человека, который нарушал групповые нормы, подвергали наказанию. Например, в Древней Греции самым страшным было подвергнуться остракизму, т. е. быть изгнанным.

Конечно, всё зависит от вида нарушения. Можно просто поругать, а можно объявить бойкот и прекратить общение.

Тех, кто всегда выполняет общие правила, кто отличается с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет. В качестве поддержки можно похвалить, объявить благодарность, наградить грамотой или медалью.

Различные способы наказания и поощрения называются санкциями (рисунок 3). Санкции защищают групповые нормы.

Любая группа как бы впитывает в себя силу всех своих членов. И эту силу можно обратить как на хорошие дела, так и на плохие.

Необходимо понимать: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Держись ближе к людям, чьи позиции и поведение тебе по душе.

 


Практическое задание
 

Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) упоминается или действует неформальная группа.

1. Светлана и Максим зарегистрировали брак.

2. Семилетнего Костю записали в 1-й класс.

3. Олимпийская сборная России успешно выступила на зимней Олимпиаде.

4. Маша пригласила подруг на день рождения.


Контрольные вопросы:

  1. Какие группы тебе известны? Чем они отличаются друг от друга?
  2. Кто такой лидер? Какими качествами он должен обладать?
  3. Что такое групповые правила? Зачем они нужны?
  4. Что такое санкция? Какие санкции тебе известны?


Ответы

Практическое задание:  4

 


Предыдущий урок
Учение — деятельность школьника
Общество и человек
Следующий урок
Отношения с окружающими
Общество и человек
  • Случайные события. Вероятность случайного события

    Математика

  • А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 2

    Литература

  • Числовые множества

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке