Ты, наверное, замечал, что у каждого человека есть какая-либо особенность, которая отличает его от других, и это не только внешность. Например, ты умеешь хорошо рисовать, а твой друг хорошо поёт. Кому-то в твоём классе хорошо даётся математика, а кому-то история.
- Задатки и способности
- Виды способностей
- Уровни развития способностей: одарённость, талант и гениальность
- познакомиться с ролью, видами и значением способностей в жизни человека, сформировать представление о том, что задатки первичны, а способности можно развивать
- знать понятия: задатки, способности, талант, гениальность
- уметь объяснять, что такое задатки, способности, талант и гениальность; понимать, как можно развивать способности
Задатки и способности
Такие склонности к различным видам деятельности, к работе, которую кто-то делает намного лучше других, принято называть способностями.
Однако развитие способностей должно иметь какое-то начало, точку отсчёта. И этой точкой отсчёта являются задатки — природные предпосылки способностей, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Задатки могут быть врождёнными, то есть проявляться уже при рождении, а могут быть приобретёнными, которые формируются в процессе деятельности. Например, математические способности: чтобы освоить высшую математику, необходимо знать элементарную.
Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определённое влияние. Давай теперь разберёмся, какие же виды способностей существуют и как они могут между собой взаимодействовать.
Виды способностей
Мы уже говорили, что у всех способности разные. Если сейчас каждый возьмёт лист бумаги и напишет свои способности, то совпадений будет очень мало. Так или иначе каждый укажет на свои индивидуальные способности.
Итак, какие же способности бывают? Обрати внимание на рисунок № 1. Общие способности обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности. Например, которые требуют проявления высокоразвитого интеллекта и напряжённой умственной деятельности.
Специальные проявляются в определённой сфере деятельности человека. Например, в музыке, математике, рисовании, спорте, технике и т. д.
Учебные способности проявляются как быстрое и качественное усвоение знаний, формирование умений, однако не предусматривают оригинальности продуктов деятельности.
Творческие проявляются через создание человеком нестандартных, оригинальных продуктов деятельности.
Теоретические способности связаны с функционированием в человеке теоретического, абстрактного мышления. Люди, обладающие этими способностями, склонны к научной деятельности.
Практические способности предусматривают наличие и преобладание в деятельности практического, наглядно-действенного мышления. Например, успешные предприниматели обладают именно этим видом способностей.
У одного человека возможно сочетание как общих, так и специальных видов способностей. Примерами высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей является М. В. Гоголь, М. В. Ломоносов и др. Когда В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссёром, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому тридцать лет, а третьему триста лет» (рис. 2).
Уровни развития способностей: одарённость, талант и гениальность
Первым уровнем развития способностей считается одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, качественно своеобразное личностное сочетание способностей.
Если человек в своей деятельности достигает выдающихся результатов, то его называют одарённым. Как ты думаешь, какими качествами должен обладать одарённый человек? Конечно, в первую очередь это внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, настойчивость в достижении целей, неуёмная потребность трудиться, интеллект, превышающий средний уровень. Процент одарённых с годами снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60–70 %, то к 14 годам — 30–40 %, а к 17 годам только 15–20 %.
Следующим уровнем развития способностей является талант.
Талантливые учёные и писатели часто говорят, что главный залог их успехов — трудолюбие. Способность сидеть и работать, пахать.
Следующий уровень развития способностей — гениальность. Это высший уровень интеллектуальной или творческой деятельности личности, который реально проявляется в выдающихся результатах и имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры.
Гениальность и талантливость имеют не только свои плюсы, но и минусы. Однажды Майкл Джексон, известный и талантливейший музыкант и певец сказал: «… Люди думают, что они меня знают. Как бы не так. Ничего они не знают. Я ведь один из самых одиноких людей на свете. Иногда я из-за этого плачу. Это больно. Наверное, можно сказать, больно быть мною…» (рис. 3).
Подведём итог. Проводя границу между талантом и гениальностью, приведём высказывание Анри-Фредерика Амьеля: «Делать легко то, что для других трудно, — это талант; делать то, что для таланта невозможно, — это гений».
Практическое задание
Соотнеси понятие с определением.
1. Задатки
|
А) это индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности
|
2. Способности
|
Б) наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека
|
3. Одаренность
|
В) высший уровень интеллектуальной или творческой деятельности личности
|
4. Талант
|
Г) это природная предпосылка способности
|
5. Гениальность
|
Д) высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях
|
Контрольные вопросы:
- Что такое способности?
- Какими способности бывают?
- Перечислите и охарактеризуйте уровни способностей.
- Г 2. А 3. Б 4. Д 5. В