Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Способности человека

Общество и человек

09.12.2024
5406
0

Способности человека

 

Ты, наверное, замечал, что у каждого человека есть какая-либо особенность, которая отличает его от других, и это не только внешность. Например, ты умеешь хорошо рисовать, а твой друг хорошо поёт. Кому-то в твоём классе хорошо даётся математика, а кому-то история.

 

План урока

  • Задатки и способности
  • Виды способностей
  • Уровни развития способностей: одарённость, талант и гениальность

Цели урока

  • познакомиться с ролью, видами и значением способностей в жизни человека, сформировать представление о том, что задатки первичны, а способности можно развивать
  • знать понятия: задатки, способности, талант, гениальность
  • уметь объяснять, что такое задатки, способности, талант и гениальность; понимать, как можно развивать способности

 

Задатки и способности 


Такие склонности к различным видам деятельности, к работе, которую кто-то делает намного лучше других, принято называть способностями.


 

Однако развитие способностей должно иметь какое-то начало, точку отсчёта. И этой точкой отсчёта являются задатки — природные предпосылки способностей, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Задатки могут быть врождёнными, то есть проявляться уже при рождении, а могут быть приобретёнными, которые формируются в процессе деятельности. Например, математические способности: чтобы освоить высшую математику, необходимо знать элементарную.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определённое влияние. Давай теперь разберёмся, какие же виды способностей существуют и как они могут между собой взаимодействовать.

Виды способностей                                                           

Мы уже говорили, что у всех способности разные. Если сейчас каждый возьмёт лист бумаги и напишет свои способности, то совпадений будет очень мало. Так или иначе каждый укажет на свои индивидуальные способности. 

 

Рис. 1. Виды способностей человека

Итак, какие же способности бывают? Обрати внимание на рисунок № 1. Общие способности обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности. Например, которые требуют проявления высокоразвитого интеллекта и напряжённой умственной деятельности. 

Специальные проявляются в определённой сфере деятельности человека. Например, в музыке, математике, рисовании, спорте, технике и т. д.

Учебные способности проявляются как быстрое и качественное усвоение знаний, формирование умений, однако не предусматривают оригинальности продуктов деятельности. 

Творческие проявляются через создание человеком нестандартных, оригинальных продуктов деятельности. 

Теоретические способности связаны с функционированием в человеке теоретического, абстрактного мышления. Люди, обладающие этими способностями, склонны к научной деятельности. 

Практические способности предусматривают наличие и преобладание в деятельности практического, наглядно-действенного мышления. Например, успешные предприниматели обладают именно этим видом способностей.

У одного человека возможно сочетание как общих, так и специальных видов способностей. Примерами высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей является М. В. Гоголь, М. В. Ломоносов и др. Когда В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссёром, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому тридцать лет, а третьему триста лет» (рис. 2).

Рисунок 2. Одаренность, талант, гениальность

Уровни развития способностей: одарённость, талант и гениальность


Первым уровнем развития способностей считается одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, качественно своеобразное личностное сочетание способностей. 


 

Если человек в своей деятельности достигает выдающихся результатов, то его называют одарённым. Как ты думаешь, какими качествами должен обладать одарённый человек? Конечно, в первую очередь это внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, настойчивость в достижении целей, неуёмная потребность трудиться, интеллект, превышающий средний уровень. Процент одарённых с годами снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60–70 %, то к 14 годам — 30–40 %, а к 17 годам только 15–20 %.

 


Следующим уровнем развития способностей является талант


Талантливые учёные и писатели часто говорят, что главный залог их успехов — трудолюбие. Способность сидеть и работать, пахать. 

 


Следующий уровень развития способностей — гениальность. Это высший уровень интеллектуальной или творческой деятельности личности, который реально проявляется в выдающихся результатах и имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры.


Рисунок 3. Майкл Джексон

Гениальность и талантливость имеют не только свои плюсы, но и минусы. Однажды Майкл Джексон, известный и талантливейший музыкант и певец сказал: «… Люди думают, что они меня знают. Как бы не так. Ничего они не знают. Я ведь один из самых одиноких людей на свете. Иногда я из-за этого плачу. Это больно. Наверное, можно сказать, больно быть мною…» (рис. 3).

Подведём итог. Проводя границу между талантом и гениальностью, приведём высказывание Анри-Фредерика Амьеля: «Делать легко то, что для других трудно, — это талант; делать то, что для таланта невозможно, — это гений».

 


Практическое задание
 

Соотнеси понятие с определением.

1. Задатки

А) это индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности

2. Способности

Б) наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека

3. Одаренность

В) высший уровень интеллектуальной или творческой деятельности личности

4. Талант

Г) это природная предпосылка способности

5. Гениальность

Д) высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях

 


Контрольные вопросы:
 

  1. Что такое способности?
  2. Какими способности бывают?
  3. Перечислите и охарактеризуйте уровни способностей.


Ответы

  1. Г  2. А  3. Б  4. Д 5. В


Предыдущий урок
Мир увлечений
Общество и человек
Следующий урок
Потребности человека
Общество и человек
Урок подготовил(а)
teacher
Николай Евгеньевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»

    Литература

  • Правописание наречий на -О/-Е

    Русский язык

  • Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке