Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Принадлежность к двум мирам

Общество и человек

09.12.2024
6264
0

Принадлежность к двум мирам

 

«Человек — это звучит гордо!» Эти слова из пьесы М. Горького «На дне», которую ты прочитаешь в 11-м классе. В этой фразе речь, скорее всего, идёт о нравственных качествах человека, его способности отвечать за свои поступки. Но мы, говоря слово «человек», прежде всего подразумеваем, что это не животное. В чём же различия между человеком и животным? Давайте разберёмся.

 

План урока

  • Отличие человека от животных
  • Что мы включаем в понятие «человек»
  • Индивид, личность, индивидуальность

Цели урока

  • научиться выявлять природное и общественное в человеке, овладение целостными представлениями о качествах личности человека
  • знать понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность
  • уметь выявлять отличительные черты человека от животных, определять биологические и социальные черты человека

 

Рис. 1. Отличие человека от животных

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. Но связаны они только с инстинктами.            

Например, инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, инстинкт материнства. Давай подумаем, что же есть у человека такого, чего нет у животного (рис. 1)?                                                                                                                                      

Человек может изменять себя и окружающий мир. Ему присуще целеполагание и планирование. Этому никогда не научится животное, так как у него отсутствует мышление.


 

Что мы включаем в понятие «человек»


Человек — существо биосоциальное. 


Рис. 2. Человек — биосоциальное существо

Что это значит? Приставка био- говорит о принадлежности человека к природе. Что же дано нам от природы? Это прежде всего пол, внешность, инстинкты, темперамент, наследственность. Но, в отличие от инстинктов животных, инстинкты человека контролируются его сознанием. Как и любое биологическое существо, человек рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает.
В процессе эволюции человек развивается, у него появляется мышление. Он начинает накапливать и применять на практике знания. Он находится в группе себе подобных, и у него начинают формироваться социальные качества, которые возможно приобрести только в обществе. Например: речь, культурные навыки, социальные роли, правила (рис. 2).

Индивид, личность, индивидуальность


Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии организмов на земле.


Рис. 3. Индивид, личность, индивидуальность

Сложность проблемы человека обуславливает использование нескольких понятий для раскрытия сущности человека: индивид, индивидуальность, личность (рис. 3).
Понятие индивид говорит о принадлежности к человеческому роду. То есть это набор биологических черт — наследственность.
Личность — это уже понятие социального происхождения, и оно подразумевает совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе.

Индивидуальность же появляется у человека с развитием его личности и означает его неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние от личности и внешние как индивида) от других людей. На рис. 3 ты можешь посмотреть, как это выглядит. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, личностью становятся в процессе социализации.


Практическое задание 1

Выделите жёлтым цветом те качества, которые могут передаваться по наследству.

Варианты ответа: 

Взгляды, убеждения, физические признаки, особенности типа нервной системы, характер, строение мозга.


Практическое задание 2

Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа.
 

1. Способность к продолжению рода является _________________ качеством человека.

2. У животных потребности ___________________.
 

Варианты ответа: 

Социальным, биологическим, изменяются, не изменяются.


Контрольные вопросы:

1. Чем человек отличается от животного?
2. Что значит «человек — биосоциальное существо»?
3. Чем отличаются друг от друга индивид, индивидуальность и личность?


Ответы:

К практическому заданию 1:
Физические признаки: особенности типа нервной системы, строение мозга.

К практическому заданию 2:
1. Биологическим,
2. Не изменяются.

Предыдущий урок
Что изучает обществознание?
Общество и человек
Следующий урок
Семья и семейные отношения
Общество и человек
Урок подготовил(а)
teacher
Николай Евгеньевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по заданному значению его дроби

    Математика

  • Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Германия и Италия в XII-XV вв.

    История

  • Правописание наречий, образованных от имен существительных, местоимений

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке