Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Глаголы в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний, суффикса глаголов в прошедшем времени

Орфография

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

Цели урока

  • повторим то, что нам известно о глаголах прошедшего времени
  • научимся писать грамотно родовые окончания глаголов прошедшего времени
  • научимся писать грамотно суффиксы у глаголов прошедшего времени


Образуйте от глагола нажать все формы прошедшего времени. Попробуйте определить у форм число, род, лицо. Получилось ли определить все признаки? Почему?


Признаки глагола в прошедшем времени

 

От глагола нажать можно образовать такие формы прошедшего времени: нажал, нажала, нажало, нажали.

 

Подставляя местоимения к глаголу, видно, что форма не меняется, значит глагол в прошедшем времени не изменяется по лицам.

 

Однако, подставляя местоимения 3 лица единственного числа, заметим, что глагол изменяет  форму. Значит, глагол в прошедшем времени в единственном числе изменяется по родам.

 

Глагол в прошедшем времени изменяется по числам. Во множественном числе род определить нельзя. 

 

Также у всех форм в вопросе присутствует суффикс -л-. Этот суффикс — показатель прошедшего времени. Но есть он не во всех глаголах прошедшего времени (например, нёс). 


Определите род у глаголов. Выделите окончания. На какой признак глагола они указывают? Как можно назвать такие окончания?

 

нажал, нажала, нажало


Правописание родовых окончаний глагола прошедшего времени

 

В мужском роде у глаголов в прошедшем времени нулевое окончание, в женском — , в среднем —

 

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

Вопросы

что делал?

что сделал?

что делала?

что сделала?

что делало?

что сделало?

Окончания


Образуйте от слова позвать форму прошедшего времени, женского рода. Какая возникла проблема? Какая появилась орфограмма?


Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

 

Перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени стоят суффиксы. Часто они являются безударными. Чтобы их писать грамотно, нужно следовать алгоритму.

 

 

Ставим глагол позвала в неопределённую форму — позвать. Перед -ть стоит суффикс -а, поэтому и в глаголе позвала стоит суффикс -а-.

 

Часто в инфинитиве этот суффикс также является безударным. В этом случае надо запоминать написание слов: сеять, клеить, чистить, растаять и др. 



Упражнение 1

 

Прочитайте предложения. Запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные окончания глаголов прошедшего времени. В скобках укажите их число и род, если это возможно.

 

Наступил… ясное утро. Солнце ярко светил… в голубом небе. Роса алмазами сверкал… на траве и листьях. Мы тихо стоял… и любовал…сь этой картиной.


Упражнение 2

 

Прочитайте глаголы. Определите, какой суффикс пропущен у глаголов прошедшего времени. Поставьте стрелочки.

 


Напишите мини-письмо Незнайке о своей работе над изучением этой темы.

 


Ответы

Упражнение 1

 

Наступило (ед. ч., ср. р.) ясное утро. Солнце ярко светило (ед. ч., ср. р.) в голубом небе. Роса алмазами сверкала (ед. ч., ж. р.)  на траве и листьях. Мы тихо стояли (мн. ч.) и любовались (мн. ч.) этой картиной.

 

 

Упражнение 2

 


Предыдущий урок
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе
Орфография
Следующий урок
Изменение по падежам имён прилагательных множественного числа
Орфография
  • Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америк

    Окружающий мир

  • Living room

    Английский язык

  • Прилагательные -ing -ed

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке