- повторим все темы, изученные в 4-м классе
Какой способ взаимодействия между людьми является самым главным? Какие виды речи вы знаете? Какова самая крупная единица речи? Какие типы текста вы знаете?
Речь и текст
Речь — главный способ общения между людьми. Речь бывает устной, письменной, внутренней. Самая крупная единица речи — текст.
Текст — это два и более предложений, связанных между собой по смыслу. Выделяют текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. В каждом тексте есть три части: 1) начало, 2) основная часть, 3) концовка.
Что такое предложение? Из чего оно состоит? Как грамотно записывать предложения? Что такое словосочетание?
Предложение, словосочетание
Предложение — это одно или несколько слов, связанных грамматически, по смыслу. В предложении можно выделить словосочетания. Словосочетание — это два слова, связанные между собой. В словосочетании есть главное и зависимое слова. От главного задают вопрос к зависимому: платье (какое?) новое.
Цифра 4 у предложения означает то, что нужно выполнить разбор по членам предложения, указать его характеристику.
Чтобы грамотно записать предложение, надо знать правила пунктуации:
- Запятые ставятся перед союзами а, но;
- Запятые ставятся между однородными членами, соединёнными интонацией перечисления;
- Запятые ставятся между частями сложного предложения;
- В сложном предложении перед союзом и ставится запятая, если он соединяет части предложения;
- Обращение обособляется запятыми с двух сторон.
Что такое лексическое значение слова? Чем его можно заменить в тексте? Что такое антонимы, омонимы, фразеологизмы? Как можно разбирать слово?
Слово, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы
Слово — это запись из букв и звуков, имеющая лексическое значение,
т. е. смысл.
Для красоты речи люди используют синонимы и антонимы.
Синонимы — это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию: бегемот — гиппопотам. Важно не путать синонимы с однокоренными словами (бегемот — бегемотик), с общими словами (бегемот — животное).
Антонимы — это слова, противоположные по значению, разные по написанию, звучанию: чёрный — белый. Важно не путать антонимы с разными словами: кукла — птица.
Омонимы — это слова, разные по значению, но одинаковые по написанию, звучанию (коса¹ — сплетённый из волос жгут, коса² — орудие для покоса травы). В словаре такие слова имеют разные словарные статьи, записаны отдельно, а также имеют номер, указанный в конце вверху слова.
Фразеологизм — это устойчивое выражение. В нём слова имеют другой смысл, чем их лексическое значение. Также в таких выражениях нельзя заменять слова, иначе смысл изменится: работать спустя рукава — плохо работать.
Слово изучают с различных точек зрения: звуковой состав, морфемный состав, принадлежность к части речи. Важно уметь выполнять все разборы, связанные с этими точками зрения. Это позволит писать грамотно, так как все орфограммы связаны со звуками, с морфемами, с частями речи.
Звуко-буквенный разбор обозначается цифрой 1, разбор по составу (морфемный) — цифрой 2, разбор как части речи — 3.
Выделяют много частей речи, некоторые из них: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие.
Упражнение 1
Прочитайте предложение. Спишите. Укажите его характеристику.
На широком дворе гуляли утки.⁴
Упражнение 2
Прочитайте слово. Спишите. Выполните разбор.
рассказчик²
Упражнение 3
Прочитайте предложение. Спишите. Выполните разборы.
Я³ увидел, что мимо острова³ проплыл³ огромный³ крейсер.
Упражнение 4
Спишите, вставляя пропущенные буквы, если они необходимы. Устно объясните правила написания орфограмм.
меркн…т, гладк…м ств…лом, увид…ла на ветк…, бельч…нок, куст…к,
з…лезть, улыбат…ся, п…р…йти д…рогу, вырвать зу…, мимо окрес…ности,
ал…ея¹, опас…ный поворот, к…м…ндир
Раскрасьте ромб около фразеологизма, который соответствует вашему восприятию изученной темы.

Упражнение 1

(Повест., невоскл., простое, распр.)
«На дворе» также может быть и дополнением, так как к этому члену можно задать два вопроса: где? или на чём?
Упражнение 2

Упражнение 3
Я³ увидел, что мимо острова³ проплыл³ огромный³ крейсер.
Я — личное мест., н. ф. — я, 1-го л., в ед. ч., в и. п., подл.
Острова — сущ., чего?, н. ф. — остров, нариц., неодуш., м. р., 2-го скл., в р. п., в ед. ч., вт. чл. (доп.).
Проплыл — гл., что сделал?, н. ф. — проплыть, I спр., в прош. вр., м. р., в ед. ч., сказ.
Огромный — прил., какой?, н. ф. — огромный, м. р., в и. п., в ед. ч., вт. чл. (опред.).
Упражнение 4
меркнет, гладким стволом, увидела на ветке, бельчонок, кустик, залезть, улыбаться, перейти дорогу, вырвать зуб, мимо окрестности, аллея¹, опасный поворот, командир
