Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Речь. Текст. Предложение. Слово. Состав слова. Орфограммы. Части речи. Звуки

Орфография

Повторение

Цели урока

  • повторим все темы, изученные в 4 классе


Какой способ между людьми является самым главным? Какие виды речи вы знаете? Какова самая крупная единица речи? Какие типа текста вы знаете?


Речь и текст

 

Речь — главный способ общения между людьми. Речь бывает устной, письменной, внутренней. Самая крупная единица речи — текст.

 

Текст — это два и более предложений, связанных между собой по смыслу. Выделяют текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. В каждом тексте есть три части: 1) начало, 2) основная, 3) концовка.


Что такое предложение? Из чего оно состоит? Как грамотно записывать предложения? Что такое словосочетание? 


Предложение, словосочетание

 

Предложение — это одно или несколько слов, связанных грамматически, по смыслу. В предложении можно выделить словосочетания. Словосочетание — это два слова, связанные между собой. В словосочетании есть главное и зависимое слова. От главного задают вопрос к зависимому: платье (какое?) новое. 

 

Цифра 4 у предложения означает то, что нужно выполнить разбор по членам предложения, указать его характеристику. 

 

Чтобы грамотно записать предложение надо знать правила пунктуации: 

  1. запятые ставятся перед союзами а, но,
  2. запятые ставятся между однородными членами, соединенными интонацией перечисления,
  3. запятые ставятся между частями сложного предложения,
  4. в сложном предложении перед союзом и ставится запятая, если он соединяет части предложения,
  5. обращение обособляется запятыми с двух сторон.


Что такое лексическое значение слова? Чем его можно заменить в тексте? Что такое антонимы, омонимы, фразеологизмы? Как можно разбирать слово.


Слово, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы

 

Слово — это запись из букв и звуков, имеющая лексическое значение, т.е. смысл. 

 

Для красоты речи люди используют синонимы и антонимы. 

 

Синонимы — это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию: бегемот — гиппопотам. Важно не путать синонимы с однокоренными словами (бегемот — бегемотик), с общими словами (бегемот — животное). 

 

Антонимы — это слова противоположные по значению, разные по написанию, звучанию: черный - белый. Важно не путать антонимы с разными словами: кукла — птица. 

 

Омонимы — это слова разные по значению, но одинаковые по написанию, звучанию (коса¹ — сплетенный из волос жгут, коса² — орудие для покоса травы). В словаре такие слова имеют разные словарные статьи, записаны отдельно, а также имеют номер, указанный в конце вверху слова. 

 

Фразеологизм — это устойчивое выражение. В нем слова имеют другой смысл, чем их лексическое значение. Также в таких выражениях нельзя заменять слова, иначе смысл изменится: работать спустя рукава — плохо работать. 

 

Слово изучают с различных точек зрения: звуковой состав, морфемный состав, принадлежность к части речи. Важно уметь выполнять все разборы, связанные с этими точками зрения. Это позволит писать грамотно, так как все орфограммы связанными со звуками, с морфемами, с частями речи.

 

Звуко-буквенный разбор обозначается цифрой 1, разбор по составу (морфемный) — цифрой 2, разбор как части речи — 3.

 

Выделяют много частей речи, некоторые из них: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие.


Упражнение 1

 

Прочитайте предложение. Спишите. Укажите его характеристику.

 

На широком дворе гуляли утки.


Упражнение 2

 

Прочитайте слово. Спишите. Выполните разбор.

 

рассказчик²


Упражнение 3

 

Прочитайте предложение. Спишите. Выполните разборы.

 

Я³ увидел, что мимо острова³ проплыл³ огромный³ крейсер.


Упражнение 4

 

Спишите, вставляя пропущенные буквы, если они необходимы. Устно объясните правила написания орфограмм.

 

        меркн…т, гладк…м ств…лом, увид…ла на ветк…, бельч…нок, куст…к, 
з…лезть, улыбат…ся, п…р…йти д…рогу, вырвать зу…, мимо окрес…ности, 
ал…ея¹, опас…ный поворот, к…м…ндир


Раскрасьте ромб около фразеологизма, который соответствует вашему восприятию изученной темы.

 


Ответы

Упражнение 1

 

(Повест., невоскл., простое, распр.)

“На дворе” также может быть и дополнением, так как к этому члену можно задать два вопроса: где? или на чём?

 

 

Упражнение 2

 

 

 

Упражнение 3

 

Я³ увидел, что мимо острова³ проплыл³ огромный³ крейсер.

 

Я — личное мест., н. ф. — я, 1-го л., в ед. ч., в им. п., подл.

 

Острова — сущ., чего?, н. ф. — остров, нариц., неодуш., м. р., 2-го скл., в род. п., в ед. ч., вт. чл. (доп.).

 

Проплыл — гл., что сделал?, н. ф. — проплыть, I спр., в прош. вр., м. р., в ед. ч., сказ.

 

Огромный — прил., какой?, н. ф. — огромный, м. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл. (опред.).

 

 

Упражнение 4

 

меркнет, гладким стволом, увидела на ветке, бельчонок, кустик, залезть, улыбаться, перейти дорогу, вырвать зуб, мимо окрестности, аллея¹, опасный поворот, командир

 


Предыдущий урок
Спряжение глаголов
Морфология
Следующий урок
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе
Орфография
  • В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

    Литературное чтение

  • Few a few, little a little

    Английский язык

  • Описание профессии

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке