Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири

Южная Сибирь

14.02.2025
4381
0

Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири

План урока

  • Изучить формирование этнической карты Сибири
  • Выделить особенности русского заселения Сибири
  • Выделить этапы освоения Сибири
  • Выявить различия в освоении территории Сибири

Цели урока

  • Знать формирование этнической карты Сибири
  • Уметь выделять особенности русского заселения Сибири
  • Знать этапы освоения Сибири
  • Уметь объяснять различия в освоении территории Сибири

Разминка

  • Какие известные люди (поэты, писатели, учёные и т. д.) были сосланы в Сибирь? За какие правонарушения?
  • Какую роль сыграли ссыльные в освоении пространств Сибири?

 

Сибирь отличается этническим и конфессиональным многообразием. Некоторые коренные народы Севера имеют численность менее тысячи человек (например, ороки, энцы, чулымцы и т. д.) и могут со временем исчезнуть. Огромные пространства Сибири до сих пор полностью не освоены и не заселены.

 

Формирование этнической карты Сибири

 

До того как русские стали преобладающим народом в Сибири по численности (около 90 %), эти территории были заняты коренными народами алтайской и урало-юкагирской языковых семей (см. рис. 1). Активному переселению русских на восток поспособствовало строительство Транссибирской магистрали. До сих пор часть коренных народов севера Сибири по-прежнему ведёт традиционный образ жизни, занимаясь охотой, рыболовством и оленеводством. Но из тех, кто проживают южнее — тувинцы, буряты, алтайцы и др., — многие живут в городах.

Рис. 1. Коренные народы Сибири

 

Русское заселение Сибири

 

До появления русских землепроходцев коренное население было немногочисленным (около нескольких сот тысяч по оценке на начало XVII в.), размещалось оно разреженно по огромным площадям и занималось присваивающим хозяйством. Земледелие стало развиваться с приходом русских.
Первыми переселенцами были в основном военные и казаки, которые строили укреплённые крепости (остроги), присоединяли новые территории к Российскому государству и собирали подати с местного населения.
Значительную часть переселенцев составляли старообрядцы, часть из которых ушла от преследования властей, а другие позже были сосланы в Сибирь. Основной поток старообрядцев был направлен в Забайкалье, здесь они селились семьями (их стали называть семейскими) и успешно осваивали земли. Развитие земледелия и снабжение населения продовольствием — заслуга семейских.


В последующем Сибирь стала местом, куда высылали людей за различного рода провинности: уголовных преступников, участников восстаний и мятежей, затем декабристов и оппозиционеров (эсеры, народники, анархисты, социал-демократы и др.). На необжитые сибирские земли стремились свободные и беглые крестьяне, которые так же обустраивали быт и налаживали хозяйство.

 

Этапы освоения Сибири

 

1581 г.: поход Ермака и присоединение Сибири к Российскому государству.
1586 г.: основание Тюмени.
1587 г.: основание Тобольска.
1595 г.: основание Салехарда (бывшего Обдорска).
1601 г.: основание Мангазеи, которая стала центром торговли пушниной.
XVIII–XIX вв.: смещение линии переселения на юг в степную зону, строительство оборонительных крепостей.
XVIII в.: развивается добыча серебряных руд и выплавка серебра в предгорьях Алтая (Барнаул) и в Забайкалье (Нерчинск). Началось постепенное заселение степных районов крестьянами. Открытие месторождений золота.
1891–1904 гг.: строительство Транссибирской магистрали (см. рис. 2).
1893 г.: основание посёлка, который в последующем стал городом Новосибирском.
1920–1930 гг.: переселение в Сибирь «раскулаченных» крестьян и других категорий ссыльных, которые участвовали в Великих стройках.
1941–1945 гг.: эвакуация в Сибирь населения и оборонных предприятий из европейской части России.
1950–1960 гг.: развитие гидроэнергетики на Ангаре и Енисее, выплавки алюминия, выплавки меди и никеля в Норильске, целлюлозно-бумажной промышленности, добычи нефти и газа. Возникновение «закрытых городов».

1990-е гг.: становление Сибири в качестве главного экспортного района России (вывоз нефти, газа, угля, руды, продовольственных товаров и др.).

Рис. 2. Железные дороги азиатской части России

 

Различия в освоении территории Сибири

 

Наиболее освоена южная часть Сибири в зоне основной полосы расселения, что объясняется более благоприятным климатом и плодородными почвами. Остальная часть включена в зону Крайнего Севера и имеет очаговое освоение.
Проживание в суровых климатических условиях компенсируется льготами: более высокая зарплата, длительные отпуска, частичная компенсация коммунальных расходов и т. д. Но районы Крайнего Севера испытывают отток населения, поскольку цены на товары массового потребления здесь значительно выше, чем в других районах страны, в связи с большими затратами на их транспортировку.

Вывод

 

Сибирь выполняла роль сырьевой базы, начиная от пушнины и заканчивая нефтью и газом. Активное потребление ресурсов района приводит к их постепенному истощению и обостряет экологические проблемы.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие из народов Сибири исповедуют буддизм и почему?
  2. Какие природные особенности до сих пор затрудняют освоение территории Сибири?
  3. Какие народные промыслы распространены у сибирских этносов?

Предыдущий урок
Природа Сибири. Природа и ресурсы гор юга Сибири. Арктические моря
Южная Сибирь
Следующий урок
Хозяйство Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа. Южные моря России
Европейский Юг России
Урок подготовил(а)
Татьяна Юрьевна
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
  • Отрочество — особая пора. Учимся управлять своими эмоциями

    Обществознание

  • Независимые события. Умножение вероятностей

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке