Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Правописание слов с мягким и твердым знаками

Орфография

31.03.2025
2671
0

Правописание слов с мягким и твёрдым знаками

Цель урока

  • повторим правила написания слов с мягким знаком, твёрдым знаком
  • обсудим разделительную роль твёрдого и мягкого знаков
  • рассмотрим мягкий знак как показатель мягкости согласного звука


Прочитайте слова. Подумайте, на какие две группы их можно распределить.

 

Соловьи, жить, перья, ночью, счастье, пальто, платье, ручьи, письмо.


Вспомните!

схема

В словах жить, пальто, письмо мягкий знак стоит после и перед согласными, поэтому является показателем мягкости.

В остальных словах мягкий знак стоит после согласных перед гласными и, я, ю, е, поэтому является разделительным.


Прочитайте слова и определите, в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак (ъ).

 

Отъехал, объявил, съёжился, объединить, въезд, съестное.


Вспомните!

схема

Разделительный твёрдый знак (ъ) в данных словах пишется после приставок от-, об-, с-, в-. Их объединяет то, что они оканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. После разделительного ъ стоят буквы е, я, ё.


Подумайте, как безошибочно определить, где и когда писать разделительные ъ и ь?

Сравните свои выводы с алгоритмом ниже.


Запомните!

схема


Упражнение 1

 

Разложи грибы в корзины. Поставь стрелки от слова к букве, которая в нём пропущена.

схема


Упражнение 2

 

Прочитайте предложения. Какие буквы вы вставите на месте пропусков? Спишите предложения в следующем порядке:

 

  1. Вставили разделительный ь.
  2. Вставили «ь» как показатель мягкости.
  3. Вставили разделительный ъ.

 

Раз…ярённый медведь бросился на добычу.

Школ…ники помогают убирать урожай.

Лист…я цветов поблёкли от холода.


Оцените свою работу на уроке. Для этого поставьте точки в нужных частях круга.

схема


Ответы

Упражнение 1

схема

Упражнение 2

 

Листья цветов поблёкли от холода. 

Школьники помогают убирать урожай. 

Разъярённый медведь бросился на добычу.


Правописание слов с мягким и твёрдым знаками

Цель урока

  • повторим правила написания слов с мягким знаком, твёрдым знаком
  • обсудим разделительную роль твёрдого и мягкого знаков
  • рассмотрим мягкий знак как показатель мягкости согласного звука


Прочитайте слова. Подумайте, на какие две группы их можно распределить.

 

Соловьи, жить, перья, ночью, счастье, пальто, платье, ручьи, письмо.


Вспомните!

схема

В словах жить, пальто, письмо мягкий знак стоит после и перед согласными, поэтому является показателем мягкости.

В остальных словах мягкий знак стоит после согласных перед гласными и, я, ю, е, поэтому является разделительным.


Прочитайте слова и определите, в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак (ъ).

 

Отъехал, объявил, съёжился, объединить, въезд, съестное.


Вспомните!

схема

Разделительный твёрдый знак (ъ) в данных словах пишется после приставок от-, об-, с-, в-. Их объединяет то, что они оканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. После разделительного ъ стоят буквы е, я, ё.


Подумайте, как безошибочно определить, где и когда писать разделительные ъ и ь?

Сравните свои выводы с алгоритмом ниже.


Запомните!

схема


Упражнение 1

 

Разложи грибы в корзины. Поставь стрелки от слова к букве, которая в нём пропущена.

схема


Упражнение 2

 

Прочитайте предложения. Какие буквы вы вставите на месте пропусков? Спишите предложения в следующем порядке:

 

  1. Вставили разделительный ь.
  2. Вставили «ь» как показатель мягкости.
  3. Вставили разделительный ъ.

 

Раз…ярённый медведь бросился на добычу.

Школ…ники помогают убирать урожай.

Лист…я цветов поблёкли от холода.


Оцените свою работу на уроке. Для этого поставьте точки в нужных частях круга.

схема


Ответы

Упражнение 1

схема

Упражнение 2

 

Листья цветов поблёкли от холода. 

Школьники помогают убирать урожай. 

Разъярённый медведь бросился на добычу.


Предыдущий урок
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе
Орфография
Следующий урок
Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени
Орфография
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке