Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе

Орфография

25.04.2024
3433
0

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе

Цели урока

  • будем изменять по падежам имена существительные во множественном числе
  • научимся правильно писать безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе


Сравните слова первой и второй строк. Чем они похожи и чем различаются? Какие орфограммы есть в этих словах?

 

Парта, парты, парте, парту, партой, о парте.

Парты, парт, партам, парты, партами, о партах.


Это формы одного и того же слова в разных падежах. В первой строке все имена существительные стоят в единственном числе, а во второй строчке — во множественном

 

Во всех словах первой строки орфограмма такая: безударные падежные окончания имён существительных единственного числа, во второй строке — безударные падежные окончания имён существительных множественного числа. 


Как определить склонение существительных? Можно ли определить склонение у существительных во множественном числе? Как это сделать?

 

Путешественники взяли с собой в дорогу несколько килограммов яблок.


Запомните!

 

Для определения склонения существительного его надо поставить в начальную форму: (в) дорогу — (что?) дорога, ж. р., окончание -а, 1-ое скл. С существительными во множественном числе поступаем также.

Путешественники — путешественник, мужской род, нулевое окончание, 2-ое склонение.

Килограммов — килограмм, мужской род, окончание нулевое, 2-ое склонение.

Яблок — яблоко, средний род, окончание -о, 2-ое склонение.


Как вы думаете, будут ли отличаться падежные окончания имён существительных множественного числа разных склонений?


Запомните!

 

Падежные окончания имён существительных множественного числа разных склонений различаются мало.

Особенности именительного падежа

 

В этом падеже окончания существительных разных склонений во многом совпадают. Во всех склонениях встречаются окончания -и/-ы. Во 2-м склонении встречаются и окончания -а/-я.

 

Произношение некоторых существительных надо запоминать: доктора́, профессора́, сторожа́, повара́, ду́пла, паспорта́, отпуска́, трактора́, адреса́, инжене́ры, агроно́мы, столяры́, то́рты, догово́ры, шофёры, ле́кторы, реда́кторы, то́кари, сле́сари, гербы́.

 

Особенности родительного падежа

 

В этом падеже разница в окончаниях у существительных разных склонений есть. У 1-го скл. выделяют окончания нулевые и -ей, у 2-го — нулевое, окончания -ов/-ёв и -ей, у 3-го — окончание -ей.

 

С родительным падежом множественного числа существительных нужно быть очень внимательным, так как часто в быту совершаются ошибки в образовании таких форм слова. 

 

Запомните: килограммов, апельсинов, помидоров, носков, яблок, сапог, чулок, ботинок, валенок, ту́фель, варежек, яблонь, сорок, кочерёг, простынь, блюдец, полотенец, мест, дел, цыган, скворечен, рощ, солдат, цыплят, стёкол, хозяйств.

 

Особенности винительного падежа

 

В этом падеже у существительных множественного числа окончания различаются у всех трёх склонений: 1-е склонение имеет нулевое окончание, окончания -и/-ы, 2-е склонение — окончания -а/-я, -ы/-и, -ей, -ов, 3-е склонение — окончания -и, -ей.

 

У одушевлённых существительных форма множественного числа винительного падежа совпадает с формой родительного падежа: нет (кого?) волков — вижу (кого?) волков. Для определения падежа в таком случае заменяем слово на неодушевлённое существительное: нет (чего?) книг — вижу (что?) книги. Значит, в первом случае был родительный падеж (нет волков, книг), во втором — винительный (вижу волков, книги).

 

У неодушевлённых существительных форма множественного числа винительного падежа совпадает с формой именительного падежа: есть (что?) дома — вижу (что?) дома. Для определения падежа в таком случае заменяем слово на одушевлённое существительное: есть (кто?) мыши — вижу (кого?) мышей. Значит, в первом случае был именительный падеж (есть дома, мыши), во втором — винительный (вижу дома, мышей).

 

Особенности дательного, творительного и предложного падежей

 

Окончания у существительных множественного числа в данных падежах очень похожи. В дательном окончания существительных всех склонений -ам/-ям, в творительном — -ами/-ями, в предложном — -ах/-ях. 

 

Проверка окончаний существительных множественного числа

 

Проверять написание окончаний можно двумя способами: 1) подобрать слово такого же склонения, такого же падежа, но с ударным окончанием в той же форме (агроно́мах — стола́х), 2) запомнить окончание у слов данного склонения в каждом падеже. 



Упражнение 1

 

Прочитайте слова. Раскрасьте карточки с именами существительными 

1-го склонения синим карандашом, 2-го склонения — зелёным карандашом, 3-го склонения — красным карандашом.

 


Упражнение 2

 

Прочитайте словосочетания и запишите их в тетрадь. Определите падеж имён существительных, запишите его в скобках.

 

Лазить по горам, радоваться игрушкам, стоять возле сосен, любоваться берёзами, рисовать карандашами, помнить об ошибках.


Раскрасьте ромб около фразеологизма, который соответствует вашему восприятию изученной темы.


Ответы

Упражнение 1

Упражнение 2

 

Лазить по горам (д. п.), радоваться игрушкам (д. п.), стоять возле сосен (р. п.), любоваться берёзами (тв. п.), рисовать карандашами (тв. п.), помнить об ошибках (п. п.).


Предыдущий урок
Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени
Орфография
Следующий урок
Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы
Лексика и фразеология
Урок подготовил(а)
teacher
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • К. Булычев «Путешествие Алисы»

    Литературное чтение

  • Поверхность нашего края

    Окружающий мир

  • Character

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке