- будем изменять по падежам имена существительные во множественном числе
- научимся правильно писать безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе
Сравните слова первой и второй строк. Чем они похожи и чем различаются? Какие орфограммы есть в этих словах?
Парта, парты, парте, парту, партой, о парте.
Парты, парт, партам, парты, партами, о партах.
Это формы одного и того же слова в разных падежах. В первой строке все имена существительные стоят в единственном числе, а во второй строчке — во множественном.
Во всех словах первой строки орфограмма такая: безударные падежные окончания имён существительных единственного числа, во второй строке — безударные падежные окончания имён существительных множественного числа.
Как определить склонение существительных? Можно ли определить склонение у существительных во множественном числе? Как это сделать?
Путешественники взяли с собой в дорогу несколько килограммов яблок.
Запомните!
Для определения склонения существительного его надо поставить в начальную форму: (в) дорогу — (что?) дорога, ж. р., окончание -а, 1-ое скл. С существительными во множественном числе поступаем также.
Путешественники — путешественник, мужской род, нулевое окончание, 2-ое склонение.
Килограммов — килограмм, мужской род, окончание нулевое, 2-ое склонение.
Яблок — яблоко, средний род, окончание -о, 2-ое склонение.
Как вы думаете, будут ли отличаться падежные окончания имён существительных множественного числа разных склонений?
Запомните!
Падежные окончания имён существительных множественного числа разных склонений различаются мало.
Особенности именительного падежа
В этом падеже окончания существительных разных склонений во многом совпадают. Во всех склонениях встречаются окончания -и/-ы. Во 2-м склонении встречаются и окончания -а/-я.
Произношение некоторых существительных надо запоминать: доктора́, профессора́, сторожа́, повара́, ду́пла, паспорта́, отпуска́, трактора́, адреса́, инжене́ры, агроно́мы, столяры́, то́рты, догово́ры, шофёры, ле́кторы, реда́кторы, то́кари, сле́сари, гербы́.
Особенности родительного падежа
В этом падеже разница в окончаниях у существительных разных склонений есть. У 1-го скл. выделяют окончания нулевые и -ей, у 2-го — нулевое, окончания -ов/-ёв и -ей, у 3-го — окончание -ей.
С родительным падежом множественного числа существительных нужно быть очень внимательным, так как часто в быту совершаются ошибки в образовании таких форм слова.
Запомните: килограммов, апельсинов, помидоров, носков, яблок, сапог, чулок, ботинок, валенок, ту́фель, варежек, яблонь, сорок, кочерёг, простынь, блюдец, полотенец, мест, дел, цыган, скворечен, рощ, солдат, цыплят, стёкол, хозяйств.
Особенности винительного падежа
В этом падеже у существительных множественного числа окончания различаются у всех трёх склонений: 1-е склонение имеет нулевое окончание, окончания -и/-ы, 2-е склонение — окончания -а/-я, -ы/-и, -ей, -ов, 3-е склонение — окончания -и, -ей.
У одушевлённых существительных форма множественного числа винительного падежа совпадает с формой родительного падежа: нет (кого?) волков — вижу (кого?) волков. Для определения падежа в таком случае заменяем слово на неодушевлённое существительное: нет (чего?) книг — вижу (что?) книги. Значит, в первом случае был родительный падеж (нет волков, книг), во втором — винительный (вижу волков, книги).
У неодушевлённых существительных форма множественного числа винительного падежа совпадает с формой именительного падежа: есть (что?) дома — вижу (что?) дома. Для определения падежа в таком случае заменяем слово на одушевлённое существительное: есть (кто?) мыши — вижу (кого?) мышей. Значит, в первом случае был именительный падеж (есть дома, мыши), во втором — винительный (вижу дома, мышей).
Особенности дательного, творительного и предложного падежей
Окончания у существительных множественного числа в данных падежах очень похожи. В дательном окончания существительных всех склонений -ам/-ям, в творительном — -ами/-ями, в предложном — -ах/-ях.
Проверка окончаний существительных множественного числа
Проверять написание окончаний можно двумя способами: 1) подобрать слово такого же склонения, такого же падежа, но с ударным окончанием в той же форме (агроно́мах — стола́х), 2) запомнить окончание у слов данного склонения в каждом падеже.
Упражнение 1
Прочитайте слова. Раскрасьте карточки с именами существительными
1-го склонения синим карандашом, 2-го склонения — зелёным карандашом, 3-го склонения — красным карандашом.
Упражнение 2
Прочитайте словосочетания и запишите их в тетрадь. Определите падеж имён существительных, запишите его в скобках.
Лазить по горам, радоваться игрушкам, стоять возле сосен, любоваться берёзами, рисовать карандашами, помнить об ошибках.
Раскрасьте ромб около фразеологизма, который соответствует вашему восприятию изученной темы.
Упражнение 1
Упражнение 2
Лазить по горам (д. п.), радоваться игрушкам (д. п.), стоять возле сосен (р. п.), любоваться берёзами (тв. п.), рисовать карандашами (тв. п.), помнить об ошибках (п. п.).