Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.П. Чехов. «О любви»

Русская литература XIX века

18.01.2025
1681
0

А.П. Чехов. «О любви»

План урока

  • Слово об А.П. Чехове
  • Историзм в творчестве А.П. Чехова

Цели урока

  • Знать биографию А.П. Чехова, в чем заключался историзм в творчестве писателя
  • Уметь определять тематику и проблематику произведения

Разминка

  • Какие рассказы А.П. Чехова вы уже читали?
  • Какие темы поднимает А.П. Чехов в своих рассказах?

Слово об А.П. Чехове

Антон Павлович Чехов (1860–1904)

Рис. 1. И.Э. Браз. Портрет А.П. Чехова. 1898

Антон Павлович Чехов родился в Таганроге. Дед писателя был крепостным крестьянином, который выкупил себя и свою семью, открыв бакалейную лавку. Его дело унаследовал отец писателя, который на тот момент уже являлся купцом третьей гильдии. С детства своих детей он привлекал к работе в семейной лавке. В семье было пятеро детей: четверо братьев и дочь. Отец считал образование важным в жизни своих детей, поэтому зачастую прибегал к жестоким методам воспитания. Братья Чеховы совмещали усердную учёбу и работу в бакалейной лавке. А.П. Чехов сначала посещал греческую школу, а потом мужскую гимназию в Таганроге. Именно там он начинает пробовать себя в литературе, проявляет интерес к театру и чтению.

В 1876 году Чеховы вынуждены переехать в Москву, так как отец был разорен и бежал от кредиторов. А.П. Чехов остаётся в Таганроге без семьи, так как хотел окончить гимназию. В это время он подрабатывает частными уроками, посылая большую часть полученных денег матери в Москву на содержание братьев и сестры. Оставшиеся небольшие сбережения будущий писатель тратил на книги. Впоследствии он вспоминал об этом: «Я пристрастился к чтению книг. Книги меня многому научили, на многое открыли глаза». Писатель любил читать произведения Ж. Верна, М. Рида, М. де Сервантеса, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Овидия, И.В. Гёте, В. Шекспира. После гимназии А.П. Чехов поступает в Московский университет на медицинский факультет, окончив который, получает диплом врача.

 

Первое время А.П. Чехов подписывается многочисленными псевдонимами. Исследователи творчества писателя насчитали более 50, наиболее известные из которых: Антоша Чехонте, Шилле Шекспирович Гёте, Человек без селезёнки, Брат моего брата, Некто. Из-под пера А.П. Чехова вышло более 900 различных произведений, среди которых были рассказы, пьесы, повести.

 

В 1897 году у писателя обостряется туберкулёз, из-за чего он вынужден лечь в больницу. Врачи настояли на переезде А.П. Чехова на Юг. В 1898 году он обосновался в Ялте, где построил дачу с цветущим весь год садом. Летом 1904 года писатель отправился на лечение в Германский курорт Баденвейлер, где его окончательно разбивает болезнь.

История создания «О любви»

Рассказ А.П. Чехова был написан в 1898 году и входит в «футлярную» трилогию. Туда также включены рассказы «Человек в футляре» и «Крыжовник». Все рассказы написаны в реалистическом направлении. История рассказа берет своё начало в биографии писателя. Черты русской писательницы Лидии Александровны Авиловой угадываются в образе героини рассказа Анне Алексеевной. 


«Человек в футляре» - персонаж из чеховского одноименного рассказа; человек, боящийся любых новшеств и перемен, живущий своими узкими интересами, избегающий своих истинных чувств.


Сюжет рассказа «О любви» строится на встрече двух родственных душ, и эта встреча обречена на провал. Композиционно произведение построено на приёме «рассказ в рассказе». Такой приём позволяет А.П. Чехову достичь объективности изложения при минимальном использовании языковых средств. 

 

Природа в рассказе окаймляет художественный центр и указывает на душевное состояние героя. Историю своей любви главный герой начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.

 

Одна из главных тем рассказа – тема человеческого счастья и недостижимость этого счастья. «Футлярность» героев не позволяет дать волю настоящим чувствам, губит их возможность на счастливую жизнь. А.П. Чехов подчеркивает в рассказе «О любви» проблему всей трилогии – проблему «человека в футляре», нерешительного и страшащегося перемен в жизни.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие черты у «человека в футляре»?
  2. Какая роль природы в рассказе А.П. Чехова «О любви»?


 

 

Предыдущий урок
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Образ Хлестакова. Что такое «хлестаковщина». Смысл финала произведения
Русская литература XIX века
Следующий урок
Поэзия о родной природе
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Классицизм. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Часть 1

    Литература

  • Современное развитие рельефа. Использование недр

    География

  • Современный работник. Закрепление по теме «Экономика»

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке