Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Великие писатели: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой

Великие русские писатели

26.04.2024
1979
0

А. С. Пушкин. Стихотворения

Цели урока

  • познакомимся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина
  • будем наблюдать, как автор описывает зимнюю природу

Словарь

Лукоморье — морской залив.

Неведомые — неизвестные.

Невиданные — необычайные.

Долы — удлинённая впадина (вдоль речного русла, среди гор).

Пленяет — очаровывает.

Тужит — горюет.

Бредёт — медленно идёт.

Чахнет — умирает.

Витязь — отважный воин (в Древней Руси).

Дровни — крестьянские сани, в которых не было отводов, спинки, кузова.

Кибитка — крытая повозка.

Ямщик — кучер, извозчик.

Облучок — сиденье для ямщика.

Тулуп — длинная меховая шуба с высоким воротником.

Кушак — широкий пояс.

Произведения для самостоятельного изучения

Сказки А. С. Пушкина


Об авторе

Родился А. С. Пушкин 6 июня 1799 года в городе Москве. Родители Пушкина старались развивать своего сына со всех сторон. Дома разговаривали с ним на французском языке и только в 6 лет начали обучать его русскому языку. Няня А. С. Пушкина — Арина Родионовна Яковлева — рассказывала ему сказки, пела песни и тем самым привила мальчику любовь к литературе. Учился великий поэт в Царскосельском лицее. На одном из экзаменов покорил чтением великого писателя Г. Р. Державина. А. С. Пушкина все его коллеги по перу считали «светилом русской поэзии». Погиб поэт в г. Санкт-Петербурге при ранении на дуэли с бароном Ж. Дантесом. 


Это интересно!

 

В устаревших словах очень часто можно заметить исчезновение гласных. 

 

Например: град (устар.) — город.

 

Попробуй найти такие слова в тексте.

 

Брег (берег), чредой (чередой), злато (золото).


 

* * *
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету.

Из поэмы «Руслан и Людмила»


Учимся сравнивать русские народные сказки и авторские

 

Что сказочного в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»? Приведи строчки из произведения. 

 

Какие строки могли бы быть началом, концовкой русской народной сказки?

 

«И там я был, и мёд я пил» — концовка.

«Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету» — присказка (вступление).


Вспомни!

 

Рифма — созвучие слов на конце строк в стихотворении.

 

Например, зелёный – учёный.


* * *
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
 
* * *
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке .
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно.

 

Из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


Как автор описывает зиму? Как автор относится к этому времени года? Что означают слова «брега с недвижною рекою», «блеснул мороз»? В каком из отрывков автор изобразил зиму как живое существо?

 

Автору нравится зима. Он описывает её как волшебницу, наделяя человеческими качествами. Называет матушкой, к её проказам относится как к добрым шуткам. Вот зима заморозила реку так, что та стала недвижна. Вот резко наслала мороз, мороз блеснул, как молния, т. е. нагрянул неожиданно. От этого весь снег начинает сиять, как серебро.


Выбери умения, которыми ты овладел, и поставь себе отметку по количеству выбранных умений.

 

Дополни дерево тремя умениями.


Предыдущий урок
Стихотворения и рассказы о дружбе
Произведения о дружбе
Следующий урок
Великие писатели: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
teacher
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
Поделиться:
  • Неопределенный артикль

    Английский язык

  • Уравнение

    Математика

  • Have got, has got в отрицательных предложениях

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке