- будем упражняться в подборе пословиц к текстам
- будем учиться пересказывать текст от лица главного героя
Тропические лианы - вьющиеся растения в тропических лесах.
Поддал - ударил.
Стряпает - готовит, лепит пищу из теста.
Противень - железный лист с загнутыми краями для запекания.
Взъерошил - взлохматил.
В. Осеева “Почему?”
В. Осеева “Синие листья”
Ю. Ермолаев “Проговорился”
Ю. Ермолаев “Воспитатели”
Вспомните случай, когда добрый поступок или волшебное слово помогали исправить какую-то неприятную ситуацию.
Об авторах
Рассказы Юрия Ивановича Ермолаева и Валентины Александровны Осеевой объединяет то, что они о добре и зле, о морали, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Рассказы этих писателей нужно читать не только детям, но и взрослым, чтобы напомнить себе, что есть вещи постоянные - порядочность, уважение к старшим, семья.

Вопросы к текстам
1) Верно ли поступила Наташа из произведения “Два пирожных”? Почему?
2) Справедливо ли, что Оля съела два пирожных?
3) Какое слово называют волшебным? Почему оно помогло?
4) Зачем Павлик в конце рассказа побежал в парк?
5) Что хотел сделать Юра из произведения “Хорошее”? Получилось ли у него? Почему?
6) Что на самом деле надо было делать Юре, чтобы осуществить свою мечту?
7) Чему учат рассказы?
Наташа была неправа. Она слишком увлеклась чтением и не смогла помочь маме. В это время Оля помыла посуду, поэтому справедливо, что Оля съела два пирожных.
Волшебное слово - это слово “пожалуйста”. Когда мы его произносим, собеседник видит нашу культуру, чувствует доброе отношение, а не приказ. Поэтому, используя это слово, человек часто получает положительный ответ на просьбу. Павлик в конце произведения побежал в парк, чтобы поблагодарить дедушку за ценный совет.
Юра хотел сделать что-то хорошее. Он обдумывал разные ситуации, где бы стал героем. Но фантазируя, мальчик забыл о реальной помощи. Он был нужен родным и питомцу. И если бы откликнулся на их просьбы, то сделал бы много хорошего.
Рассказ “Два пирожных” учит справедливости. Если помог не ты, то и награда достанется другому. Рассказ “Волшебное слово” учит быть вежливым с родными и близкими. Рассказ “Хорошее” учит быть отзывчивым и тому, что хорошее дело может быть и маленьким, главное его заметить.
Упражняемся в подборе пословиц к тексту
Прочитайте пословицы. Определите тему рассказов и темы пословиц. Соотнесите пословицы с рассказами.


Учимся пересказывать текст от лица героя
Рассмотрите картинный план к рассказу “Волшебное слово”. Перечитайте рассказ, определяя границы частей.

Представьте, что главный герой - Павлик — это вы. Перескажите текст от своего лица.
Поднимайтесь по “лесенке успеха” и нарисуйте фигуру человечка на ступеньке, рядом с тем умением, которым вы овладели на уроке. Как высоко вам удалось подняться?

