Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Устные приёмы сложения и вычитания

Сложение и вычитание

27.02.2024
2114
0

Устные приёмы сложения и вычитания

Цели урока

  • учиться устно выполнять вычисления (сложение и вычитание) в пределах 100


Как называются такие числа? Какие разряды есть в числах? Разбей их на разряды. Подумай, как сложить и вычесть такие числа.

 

36            2           20


Складывают и вычитают устно двузначные числа с однозначными по правилу.

 

Двузначное число разбивают на разряды : 36 — 3 дес. 6 ед., 20 — 

2 дес. Затем десятки складывают с десятками, единицы с единицами . Затем из десятков и единиц образуют двузначное число. 

 

Рассуждают при сложении так:

 

  1. 36 + 2 , 36 — это 3 дес. 6 ед., 2 — 2 ед. Складываю единицы с единицами: 6 ед. + 2 ед. = 8 ед. Получаю 3 дес. 8 ед. Образую число 38. Значит, 36 + 2 = 38.
  2. 36 + 20 , 36 — это 3 дес. 6 ед., 20 — 2 дес. Складываю десятки с десятками: 3 дес. + 2 дес. = 5 дес. Получаю 5 дес. 6 ед. Образую число 56. Значит, 36 + 20 = 56.

 

Десятки и единицы можно заменять числами. Записывают устное сложение в строчку.

Рассуждают при вычитании так:

 

  1. 36 − 2 , 36 — это 3 дес. 6 ед., 2 — 2 ед. Вычитаю единицы из единиц: 6 ед. − 2 ед. = 4 ед. Получаю 3 дес. 4 ед. Образую число 34. Значит, 36 − 2 = 34.
  2. 36 − 20 , 36 — это 3 дес. 6 ед., 20 — 2 дес. Вычитаю десятки из десятков: 3 дес. − 2 дес. = 1 дес. Получаю 1 дес. 6 ед. Образую число 16. Значит, 36 − 20 = 16.

 

Десятки и единицы можно заменять числами. Записывают устное вычитание в строчку.


Упражнение 1

 

Помоги полицейской академии Зверополиса правильно найти значения выражений.


Упражнение 2

 

Джуди Хопс и Ник Уайлд снова поспорили, кто же из них лучше понял сегодняшнюю тему. Проверь их работы и определи победителя. Что ты заметил? Чем эти равенства похожи?


Как устно найти значения таких выражений? В чём трудность таких вычислений?

 

26 + 4          30 − 7         60 − 24


В данных выражения действовать по предыдущему правилу не получится, так как при сложении в единицах получаются десятки, а при вычитании мы не можем из 0 вычесть единицы.

 

Рассуждают при сложении так.

 

26 + 4 , 26 — это 2 дес. 6 ед., 4 — 4 ед. Складываю единицы с единицами: 

6 ед. + 4 ед. = 10 ед. 10 ед. = 1 дес. Складываю десятки: 2 дес. + 1 дес. = 3 дес. 3 дес. — 30. Значит, 26 + 4 = 30.

 

Десятки и единицы можно заменять числами. Записывают устное сложение в строчку.

Рассуждают при вычитании так:

 

  1. 30 − 7 , 30 — это 3 дес., 7 — 7 ед. Забираю у 3 дес. 1 дес. 1 дес. =  10 ед. Вычитаю единицы из единиц: 10 ед. − 7 ед. = 3 ед. Осталось 2 дес. и 3 ед. Образую число 23. Значит, 30 − 7 = 23.
  2. 60 − 24 , 60 — это 6 дес., 24 — 2 дес. 4 ед. Вычитаю сначала десятки, потом единицы, как в предыдущем пункте.
  3. 6 дес. − 2 дес. = 4 дес. Забираю у 4 дес. 1 дес. Вычитаю: 10 ед. − 
    4 ед. = 6 ед. Осталось 3 дес. и 6 ед. Образую число 36. Значит, 60 − 24 = 36.

 

Десятки и единицы можно заменять числами. Записывают устное вычитание в строчку.


Упражнение 3

 

Найди значения выражений.

 

55 + 5                  40 − 4                     50 − 17 

62 + 8                  70 − 6                     80 − 32


Как устно найти значения таких выражений? В чём схожесть таких вычислений с предыдущими?
 

26 + 7          35 − 7    


Рассмотрим сложение. Как и в случае 26 + 4, в выражении 26 + 7 идёт перебор в единицах, переход через десятки. Если будем раскладывать, как прежде, двузначное число, то получим два двузначных числа. Сложение усложнится. Поэтому в таком случае разбиваем однозначное число на состав числа. Разложить нужно так, чтобы одно из чисел состава числа при сложении с единицами двузначного числа давало круглое число (у него на конце 0).
 

Рассуждают при сложении так.

 

26 + 7 , 26 до 30 не хватает 4. Значит, раскладываю 7 на 4 и 3. Складываю по порядку: 26 + (4 + 3) = 30 + 3 = 33.
 

Рассмотрим вычитание. Как и в случае 30 − 7, не получится из меньшего вычесть большее. Если будем забирать десяток, то устное вычитание усложнится. Поэтому в таком случае разбиваем однозначное число на состав числа. Разложить нужно так, чтобы одно из чисел состава числа было равно числу единиц двузначного числа.
 

Рассуждают  при вычитании так.

 

35 − 7 , в разряде единиц двузначного числа 5. Значит, раскладываю 

7 на 5 и 2. Вычитаю по порядку: (35 − 5) − 2 = 30 − 2 = 28.


Упражнение 4

 

Найди значения выражений.

 

34 + 7                  45 − 9                     

28 + 6                  81 − 7  


Покажи на пальцах, какую отметку за урок ты себе поставишь. Отметь свой вариант ниже.


Ответы

Упражнение 1

            46 − 2 = 44                             63 − 20 = 43                              72 − 10 = 62

 

Упражнение 2

 

Упражнение 3
 

55 + 5 = 50 + (5 + 5)= 60                 40 − 4 = 30 + (10 − 4) = 36                     

62 + 8 = 60 + (2 + 8)= 70                 70 − 6  = 60 + (10 − 6) = 64                   
 

50 − 17 = (50 − 10) − 7 = 33 

80 − 32 = (80 − 30) − 2 = 48

 

Упражнение 4
 

34 + 7 = 34 + (6 + 1) = 41                   45 − 9 = (45 − 5) − 4 = 36                    

28 + 6 = 28 + (2 + 4) = 34                 81 −  7 = (81 − 1) − 6 = 74


 

Предыдущий урок
Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел
Сложение и вычитание
Следующий урок
Свойства сложения
Сложение и вычитание
Урок подготовил(а)
teacher
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Связь между делением и умножением. Умножение и деление с числом 10

    Математика

  • Have got, has got в утвердительной форме

    Английский язык

  • Какие бывают животные

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке