- учиться устно выполнять вычисления (сложение и вычитание) в пределах 100
Как называются такие числа? Какие разряды есть в числах? Разбей их на разряды. Подумай, как сложить и вычесть такие числа.
36 2 20
Складывают и вычитают устно двузначные числа с однозначными по правилу.
Двузначное число разбивают на разряды: 36 — 3 дес. 6 ед., 20 —
2 дес. Затем десятки складывают с десятками, единицы с единицами. Затем из десятков и единиц образуют двузначное число.
Рассуждают при сложении так:
- 36 + 2, 36 — это 3 дес. 6 ед., 2 — 2 ед. Складываю единицы с единицами: 6 ед. + 2 ед. = 8 ед. Получаю 3 дес. 8 ед. Образую число 38. Значит, 36 + 2 = 38.
- 36 + 20, 36 — это 3 дес. 6 ед., 20 — 2 дес. Складываю десятки с десятками: 3 дес. + 2 дес. = 5 дес. Получаю 5 дес. 6 ед. Образую число 56. Значит, 36 + 20 = 56.
Десятки и единицы можно заменять числами. Записывают устное сложение в строчку.
Рассуждают при вычитании так:
- 36 − 2, 36 — это 3 дес. 6 ед., 2 — 2 ед. Вычитаю единицы из единиц: 6 ед. − 2 ед. = 4 ед. Получаю 3 дес. 4 ед. Образую число 34. Значит, 36 − 2 = 34.
- 36 − 20, 36 — это 3 дес. 6 ед., 20 — 2 дес. Вычитаю десятки из десятков: 3 дес. − 2 дес. = 1 дес. Получаю 1 дес. 6 ед. Образую число 16. Значит, 36 − 20 = 16.
Десятки и единицы можно заменять числами. Записывают устное вычитание в строчку.
Упражнение 1
Помоги полицейской академии Зверополиса правильно найти значения выражений.
Упражнение 2
Джуди Хопс и Ник Уайлд снова поспорили, кто же из них лучше понял сегодняшнюю тему. Проверь их работы и определи победителя. Что ты заметил? Чем эти равенства похожи?
Как устно найти значения таких выражений? В чём трудность таких вычислений?
26 + 4 30 − 7 60 − 24
В данных выражения действовать по предыдущему правилу не получится, так как при сложении в единицах получаются десятки, а при вычитании мы не можем из 0 вычесть единицы.
Рассуждают при сложении так.
26 + 4, 26 — это 2 дес. 6 ед., 4 — 4 ед. Складываю единицы с единицами:
6 ед. + 4 ед. = 10 ед. 10 ед. = 1 дес. Складываю десятки: 2 дес. + 1 дес. = 3 дес. 3 дес. — 30. Значит, 26 + 4 = 30.
Десятки и единицы можно заменять числами. Записывают устное сложение в строчку.
Рассуждают при вычитании так:
- 30 − 7, 30 — это 3 дес., 7 — 7 ед. Забираю у 3 дес. 1 дес. 1 дес. = 10 ед. Вычитаю единицы из единиц: 10 ед. − 7 ед. = 3 ед. Осталось 2 дес. и 3 ед. Образую число 23. Значит, 30 − 7 = 23.
- 60 − 24, 60 — это 6 дес., 24 — 2 дес. 4 ед. Вычитаю сначала десятки, потом единицы, как в предыдущем пункте.
- 6 дес. − 2 дес. = 4 дес. Забираю у 4 дес. 1 дес. Вычитаю: 10 ед. −
4 ед. = 6 ед. Осталось 3 дес. и 6 ед. Образую число 36. Значит, 60 − 24 = 36.
Десятки и единицы можно заменять числами. Записывают устное вычитание в строчку.
Упражнение 3
Найди значения выражений.
55 + 5 40 − 4 50 − 17
62 + 8 70 − 6 80 − 32
Как устно найти значения таких выражений? В чём схожесть таких вычислений с предыдущими?
26 + 7 35 − 7
Рассмотрим сложение. Как и в случае 26 + 4, в выражении 26 + 7 идёт перебор в единицах, переход через десятки. Если будем раскладывать, как прежде, двузначное число, то получим два двузначных числа. Сложение усложнится. Поэтому в таком случае разбиваем однозначное число на состав числа. Разложить нужно так, чтобы одно из чисел состава числа при сложении с единицами двузначного числа давало круглое число (у него на конце 0).
Рассуждают при сложении так.
26 + 7, 26 до 30 не хватает 4. Значит, раскладываю 7 на 4 и 3. Складываю по порядку: 26 + (4 + 3) = 30 + 3 = 33.
Рассмотрим вычитание. Как и в случае 30 − 7, не получится из меньшего вычесть большее. Если будем забирать десяток, то устное вычитание усложнится. Поэтому в таком случае разбиваем однозначное число на состав числа. Разложить нужно так, чтобы одно из чисел состава числа было равно числу единиц двузначного числа.
Рассуждают при вычитании так.
35 − 7, в разряде единиц двузначного числа 5. Значит, раскладываю
7 на 5 и 2. Вычитаю по порядку: (35 − 5) − 2 = 30 − 2 = 28.
Упражнение 4
Найди значения выражений.
34 + 7 45 − 9
28 + 6 81 − 7
Покажи на пальцах, какую отметку за урок ты себе поставишь. Отметь свой вариант ниже.
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
55 + 5 = 50 + (5 + 5)= 60 40 − 4 = 30 + (10 − 4) = 36
62 + 8 = 60 + (2 + 8)= 70 70 − 6 = 60 + (10 − 6) = 64
50 − 17 = (50 − 10) − 7 = 33
80 − 32 = (80 − 30) − 2 = 48
Упражнение 4
34 + 7 = 34 + (6 + 1) = 41 45 − 9 = (45 − 5) − 4 = 36
28 + 6 = 28 + (2 + 4) = 34 81 − 7 = (81 − 1) − 6 = 74