Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Устные приёмы сложения и вычитания

Сложение и вычитание

Устные приёмы сложения и вычитания

Цели урока

  • учиться устно выполнять вычисления (сложение и вычитание) в пределах 100


Как называются такие числа? Какие разряды есть в числах? Разбейте их на разряды. Подумайте, как сложить и вычесть такие числа.

 

36            2           20


Складывают и вычитают устно двузначные числа с однозначными по правилу.

 

Двузначное число разбивают на разряды : 36 - 3 дес. 6 ед., 20 - 2 дес. 

Затем десятки складывают с десятками, единицы с единицами . Затем из десятков и единиц образуют двузначное число. 

Рассуждают  при сложении так.

  1. 36 + 2 , 36 - это 3 дес. 6 ед., 2 - 2 ед. Складываю единицы с единицами: 6 ед. + 2 ед. = 8 ед. Получаю 3 дес. 8 ед. Образую число 38. Значит 36 + 2 = 38.
  2. 36 + 20 , 36 - это 3 дес. 6 ед., 20 - 2 дес. Складываю десятки с десятками: 3 дес. + 2 дес. = 5 дес. Получаю 5 дес. 6 ед. Образую число 56. Значит 36 + 20 = 56.

Десятки и единицы можно заменять числами. Записывают устное сложение в строчку.

Рассуждают  при вычитании так.

  1. 36 - 2 , 36 - это 3 дес. 6 ед., 2 - 2 ед. Вычитаю единицы из единиц: 6 ед. - 2 ед. = 4 ед. Получаю 3 дес. 4 ед. Образую число 34. Значит 36 - 2 = 34.
  2. 36 - 20 , 36 - это 3 дес. 6 ед., 20 - 2 дес. Вычитаю десятки из десятков: 3 дес. - 2 дес. = 1 дес. Получаю 1 дес. 6 ед. Образую число 16. Значит 36 - 20 = 16.

Десятки и единицы можно заменять числами. Записывают устное вычитание в строчку.


Упражнение 1

 

Помогите полицейской академии Зверополиса правильно найти значения выражений.


Упражнение 2

 

Джуди Хопс и Ник Уайлд снова поспорили, кто же из них лучше понял сегодняшнюю тему. Проверьте их работы и определите победителя. Что заметили? Чем эти равенства похожи?


Как устно найти значения таких выражений? В чем трудность таких вычислений.

 

26 + 4          30 - 7         60 - 24


В данных выражения действовать по предыдущему правилу не получится, так как при сложении в единицах получаются десятки, а при вычитании не можем из 0 вычесть единицы.

 

Рассуждают  при сложении так.

 

26 + 4 , 26 - это 2 дес. 6 ед., 4 - 4 ед. Складываю единицы с единицами: 6 ед. + 4 ед. = 10 ед. 10 ед. = 1 дес. Складываю десятки: 2 дес. + 1 дес. = 3 дес. 3 дес. - 30. Значит, 26 + 4 = 30

 

Десятки и единицы можно заменять числами. Записывают устное сложение в строчку.

Рассуждают  при вычитании так.

  1. 30 - 7 , 30 - это 3 дес., 7 - 7 ед. Забираю у 3 дес. 1 дес. 1 дес. =  10 ед. Вычитаю единицы из единиц: 10 ед. - 7 ед. = 3 ед. Осталось 2 дес. и 3 ед. Образую число 23. Значит 30 - 7 = 23.
  2. 60 - 24 , 60 - это 6 дес., 24 - 2 дес. 4 ед. Вычитаю сначала десятки, потом единицы как предыдущем пункте.

6 дес. - 2 дес. = 4 дес. Забираю у 4 дес. 1 дес. Вычитаю: 10 ед. - 4 ед. = 6 ед. Осталось 3 дес. и 6 ед. Образую число 36. Значит 60 - 24 = 36.

 

Десятки и единицы можно заменять числами. Записывают устное вычитание в строчку.


Упражнение 3

 

Найдите значения выражений.

 

55 + 5                  40 - 4                     50 - 17 

62 + 8                  70 - 6                     80 - 32


Как устно найти значения таких выражений? В чем схожесть таких вычислений с предыдущими?
 

26 + 7          35 - 7    


Рассмотрим сложение. Как и в случае 26 + 4, в выражении 26 + 7 идет перебор в единицах, переход через десятки. Если будем раскладывать, как прежде, двузначное число, то получим два двузначных числа. Сложение усложниться. Поэтому в таком случае разбиваем однозначное число на состав числа. Разложить нужно так, чтобы одно из чисел состава числа при сложении с единицами двузначного числа давало круглое число (у него на конце 0).
 

Рассуждают  при сложении так.

26 + 7 , 26 до 30 не хватает 4. Значит раскладываю 7 на 4 и 3. Складываю по порядку: 26 + (4 + 3) = 30 + 3 = 33.
 

Рассмотрим вычитание. Как и в случае 30 - 7, не получится из меньшего вычесть большее. Если будем забирать десяток, то устное вычитание усложнится. Поэтому в таком случае разбиваем однозначное число на состав числа. Разложить нужно так, чтобы одно из чисел состава числа было равно числу единиц двузначного числа.
 

Рассуждают  при вычитании так.

35 - 7 , в разряде единиц двузначного числа 5. Значит раскладываю 7 на 5 и 2. Вычитаю по порядку: (35 - 5) - 2 = 30 - 2 = 28.


Упражнение 4

 

Найдите значения выражений.

 

34 + 7                  45 - 9                     

28 + 6                  81 -  7  


Покажите на пальцах, какую отметку за урок вы себе поставите. Отметьте свой вариант ниже.


Ответы

Упражнение 1

            46 - 2 = 44                             63 - 20 = 43                              72 - 10 = 62

 

Упражнение 2

 

Упражнение 3
 

55 + 5 = 50 + (5 + 5)= 60                 40 - 4 = 30 + (10 - 4) = 36                     

62 + 8 = 60 + (2 + 8)= 70                 70 - 6  = 60 + (10 - 6) = 64                   
 

50 - 17 = (50 - 10) - 7 = 33 

80 - 32 = (80 - 30) - 2 = 48

 

Упражнение 4
 

34 + 7 = 34 + (6 + 1) = 41                   45 - 9 = (45 - 5) - 4 = 36                    

28 + 6 = 28 + (2 + 4) = 34                 81 -  7 = (81  - 1) - 6 = 74


 

Предыдущий урок
Закрепление. Решение задач
Сложение и вычитание
Следующий урок
Свойства сложения
Сложение и вычитание
  • Alphabet. Ww, Xx, Zz

    Английский язык

  • Буквенные выражения

    Математика

  • Alphabet. Cc, Kk, Gg

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке